Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 16:32, курсовая работа
Располагаясь на границе соприкосновения и взаимодействия планетарных оболочек — литосферы, атмосферы, гидросферы — и развиваясь в результате их взаимодействия, трансформированного через активную (при жизни) и пассивную (после отмирания) деятельность наземных организмов, почва играет специфическую роль в этой сложной системе земных геосфер, формируя особую геосферу — педосферу, или почвенный покров Земли. Одновременно почва является компонентом биосферы — области распространения жизни на Земле, по определению академика В. И. Вернадского. Глобальные функции почвы многогранны, их несколько.
- задание
правил перехода от одних «
Такая знаковая система представляет собой определенный искусственный язык, позволяющий проводить исследования без непосредственного обращения к самому объекту. При этом достигается на редкость краткая и четкая фиксация научной информации. Для конкретной формализации какой-либо теории необходим тщательный анализ ее содержания, поскольку формальный результат не всегда имеет реальный смысл.
2. Дедуктивный
метод – это процесс
3. Метод
подтверждения и опровержения
– эти методы предложены
Также к методам теоретического исследования, относится, абстрагированием называется мысленное отвлечение от второстепенных сторон объекта с одновременным исследованием его существенных сторон или признаки. Абстрагирование позволяет объединить различные объекты в одну группу на базе каких-то общих признаков (абстракция отождествления). Например, сосны и розы относятся к растениям. Выделение некоторых свойств, связанных с предметами материального мира, дает возможность рассматривать их как самостоятельные сущности (изолирующая абстракция). Например, «зимостойкость» или «твердость». Полезно вспомнить и не о твердых абстракциях: жизненная сила.
Познать реальный объект во всем его многообразии, оставаясь на этапе чувственного познания, невозможно. Отсюда возникла потребность в теоретическом осмыслении объекта (конкретного). Такой переход называют восхождением от чувственного – конкретного к абстрактному. Однако, что уменьшение числа признаков объекта означает его упрощение. Научная абстракция представляет собой лишь средство для более глубокого познания конкретного. Следующее знание о конкретном будет более глубоким и качественно иным, его называют логически – конкретным. Поэтому дальнейшее движение познания есть восхождение от абстрактного к конкретному. Такое восхождение характеризует общее направление научного познания, имеющего целью переход от менее содержательного знания к более содержательному.
В процессе познания используется и такой прием, аналогия. Аналогией называется подобие сходство каких-либо признаков или свойств у различных объектов. Сходство или различие устанавливается в процессе сравнения. Аналогия позволяет сделать вывод о наличии изучаемого объекта, какого – либо свойства, если такое же свойство надежно зафиксировано у другого объекта, аналогично изучаемому. Вывод по аналогии представляет собой перенос информации с одного объекта на другой. В качестве примера можно привести планетарную модель атома, в которой движение электронов уподоблялось вращению планет вокруг Солнца.
Аналогия не является доказательством, но дает ощутимый толчок в познании и творчестве, которой позволяет наглядно связать неизвестное с уже изученным.
Когда сам объект, либо труднодоступен, либо его прямое изучение, экономически невыгодно, в этом случае используется моделирование
Существует несколько видов моделирования:
1. Физическое
моделирование – это
2. Аналоговое
моделирование, при котором модель
и оригинал описываются единым
математическим соотношением. Примером
также могут служить
3. Численное
моделирование на ЭВМ – это
разновидность математического
моделирования, при котором используется
ранее созданная
С моделированием органически связана идеализация, представляет собой частный случай абстрагирования – мысленное внесение изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. При идеализации могут быть исключены из рассмотрения некоторые признаки. Например, материальная точка – толе, лишенное размеров. Такая абстракция применяется к самым различным объектам: молекулам, падающим телам или планетам, движущимся вокруг Солнца. Наоборот, идеализированный объект может быть наделен свойствами, отсутствующими в реальности. Например, рассмотренное выше абсолютно твердое тело.
Логический и исторический методы тесно взаимосвязаны. Все положительное, накапливавшееся в процессе развития объекта, в итоге развития сохраняются. Организм в своем индивидуальном развитии, повторяет эволюцию живого от уровня клетки, до современного состояния это не случайно.
Поэтому можно сказать, что логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы.
Исторический метод в свою очередь, в конечном счете, дает ту же, что и логический метод, реальную картину объекта, но логический метод при этом отягощен исторической формой.
Важная роль принадлежит аксиоматизации в построении теории, как и идеальных объектов - по способу построения научной теории, при котором в основу его кладутся некоторые исходные положения - аксиомы или постулаты.
Самой главной аксиомой науки, является представление о том, что мир в принципе познаваем. Долгое время пытались решить проблему, познаваемости мира. Кант: разделял природу на «вещь в себе», и «вещь для нас», доказывая; что человек никогда не узнает, как соотносятся эти понятия. Маркс: говорил, что человеческое мышление, дает нам адекватное представление о мире, так как существует практика, которая проверяет эти представления. Человеческое мышление, возникшее в процессе эволюции, все время проверяло на практике свои представления. Если бы оно было неадекватным, человек бы не выжил. Таким образом, правильно или неправильно мы познаем мир это вопрос веры, но в целом наука исходит из представлений о том, что она познает истину, хотя и относительную.[5]
2.2.Взаимосвязь почвоведения с другими науками
2.3. Конкретно-научная методология
К конкретно научным методам научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований, какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Конкретное – результат научного исследования, отражает объективной действительности в системе понятий и категорий, теоретически осмысленное единство многообразного в объекте исследования. Методом теоретического познания объекта как целого является восхождение от абстрактного к конкретному.
Конкретно научные методы могут действовать за пределами той отрасли, где они возникли. Например, методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию геофизики, астрофизики, кристаллофизики и т.д.
Конкретно научные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В конкретно научных методах, могут присутствовать измерения, наблюдения, дедуктивные или индуктивные умозаключения и т.д. Характер их сочетания, и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, конкретно научные методы не оторваны от общенаучных, они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов, для изучения конкретной области объективного мира.
Методология почвоведения
Становлению почвоведения как науки в значительной мере способствовала общая прогрессивная научная атмосфера средины XIX — начала XX в. Этот период в истории науки вообще, и естествознания в особенности, характеризовался как период бурного и прогрессивного развития. Естествознание было пронизано эволюционными идеями Ч. Лайеля в геологии и Ч. Дарвина в биологии. С другой стороны, достижения естествознания способствовали разработке материалистической диалектики, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. Классики русского почвоведения В. В. Докучаев, Н. М. Сибирцев, П. А. Костычев, П. С. Коссович, К. Д. Глинка, а также их зарубежные коллеги — Е. Гильгард в США, Э. Раманн в Гер.-мании, А. Зигмонд и П. Трейц в Венгрии, Г. Мургочи в Румынии, И. Копецкий в Чехословакии — на протяжении «золотого тридцатилетия» (1880—1910) разработали ряд главных положений генетического почвоведения, составляющих теоретический фундамент современных методологических подходов. Главные методологические принципы генетического почвоведения включают следующие концепции:
—почвы как самостоятельного естественноисторического тела природы, формирующегося во времени на поверхности Земли из горных пород под воздействием факторов почвообразования, среди которых ведущую роль играют живые организмы;
— единства природного почвенного тела и связанную с ней концепцию почвенного профиля и профильного метода почвенных исследований, которые исходят из понятия о почве как неразрывной совокупности генетических почвенных горизонтов;
— факторов почвообразования как взаимосвязанного и взаимозависимого комплекса природных и антропогенных явлений, под одновременным и интегрированным воздействием которых формируются, развиваются, эволюционируют и преобразуются почвы;