Методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Процесс научного познания в самом общем виде представляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию. Такая система приемов обычно и называется методом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Методология как научная дисциплина………………………………………4
2. Метод. Основные типы методов……………………………………………..5
3. Эмпирическое и теоретическое познание …………..………………………9
Заключение……………………………………………………………………….16
Литература………………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)

Научный факт. Необходимое условие естественно-научного исследования состоит в установлении фактов. Эмпирическое познание поставляет науке факты, фиксируя при этом устойчивые связи, закономерности окружающего мира. Без теоретического осмысления невозможно целостное восприятие действительности, в рамках которого многообразные факты укладывались бы в некоторую единую систему.

Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства объекта познания. Наблюдение относится к активной форме деятельности, направленной на определенные объекты и предполагающей формулировку целей и задач.

Эксперимент – метод, или прием, исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заранее определенные условия. Метод изменения условий, в которых находится исследуемый объект, – это основной метод эксперимента.

Мышление – высшая ступень познания. Хотя его источник – ощущения и восприятие, но оно выходит за их границы и позволяет формировать знания о таких объектах, свойствах и явлениях, которые не доступны органам чувств. Мышление – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей. Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства объектов и явлений. Понятия не только отражают общее, но и группируют, классифицируют объекты в соответствии с их различиями. Понятия возникают и существуют в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – значить судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами объекта или между объектами.

Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. По отношению к действительности суждения оцениваются как истинные или ложные. К тому или иному суждению человек может прийти путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованным путем – с помощью умозаключения.

Умозаключение представляет собой рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых предпосылками или посылками, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически непосредственно вытекающее из посылок.

Главная задача теоретического мышления – привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира, лишенную логического противоречия.

Важной  формой теоретического мышления является гипотеза (предположение) – вид умозаключения о сущности еще недостаточно изученной области действительности. Гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории – системы обобщенного знания, объясняющей те или иные стороны действительности.

Теоретический уровень  познания. Отдельные наблюдения и эксперименты отвечают на строго конкретные вопросы. Затем из отдельных «кирпичиков» информации складывается целое здание – теория. Однако при построении теории, как правило, используются уже другие, более высокие уровни познания, так называемые методы теоретического познания: формализация, абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование.

Одна  из важных задач естественно-научного познания – обобщение всего известного об окружающем мире. Эксперимент и наблюдение дают огромное многообразие данных, порой не согласованных между собой и даже противоречивых. Главная задача теоретического мышления – привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира, лишенную логического противоречия.

Важной  формой теоретического мышления является гипотеза – предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование объекта, его свойств, определенных отношений. Гипотеза – это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области действительности. Гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории – системы обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности.

Описание, объяснение и предвидение. Эмпирическое познание имеет дело с фактами и их описанием. При теоретическом анализе эмпирического материала логической обработке подвергается вся совокупность эмпирических данных, полученных различными путями и зафиксированных в различных источниках информации. В процессе теоретического мышления познание идет от фактов и их описания к интерпретации, объяснению их. Первым и необходимым условием объяснения фактов является их понимание, т.е. осмысление фактов в системе понятий данной науки. Понять явление означает – выяснить те особенности, благодаря которым оно играет определенную роль в составе целого, раскрыть суть, способ его возникновения.

В современном  понимании методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В частности, методология естествознания – это учение о принципах построения, формах и способах  естественно-научного познания. В естественно-научном исследовании природы важен не только хороший метод, но и мастерство его применения.

Сравнение есть установление сходства и различия объектов.

Анализ представляет собой мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части. Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания – синтез – объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез вскрывает то общее, что связывает части в единое целое. Анализ и синтез – основные приемы мышления.

Абстрагирование – мысленное выделение какого-либо предмета, в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.

Идеализация как специфический вид абстрагирования – это мыслительное образование абстрактных объектов, не существующих и не осуществимых в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Идеализация – это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения.

Под абстрактным понимается одностороннее, неполное отражение объекта в сознании. Конкретное – результат научного исследования, отражение объективной действительности в системе понятий и категорий, теоретически осмысленное единство многообразного в объекте исследования. Методом теоретического познания объекта как целого является восхождение от абстрактного к конкретному.

Аналогией называется вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке  на основании установленного их сходства в других признаках.

В современной  науке и технике все большее  распространение получает метод моделирования, сущность которого заключается в воспроизведении свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге – модели. Принцип моделирования составляет основу кибернетики. Моделирования стали применять в социологии, экономике и др.

 В  качестве метода естественно-научного  исследования индукцию можно определить как процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов.

Дедукция – это процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом – следствия из посылок, теорем. Дедукция – основное средство доказательства.

Открытие – установление новых, ранее неизвестных закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. За способностью как бы «внезапно» схватывать суть дела и чувствовать полную уверенность в правильности идеи по существу стоит накопленный опыт, приобретенные ранее знания и упорная работа ищущей мысли. При этом каждое новое открытие или изобретение подготовлено множеством предшествующих побед и заблуждений.

Сила творческого воображения позволяет человеку взглянуть на примелькавшиеся вещи новыми глазами и различить в них черты, доселе никем не замеченные. Существенное значение в воспитании творческого воображения играет искусство.

В процессе научного открытия большую роль играет интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Характерная черта научного мышления – доказательность. Истинность или ложность того или иного утверждения, как правило, не обладает прозрачной очевидностью. Во всяком доказательстве имеются: тезис, основания доказательства (аргументы) и способ доказательства. Тезисом называется положение, истинность или ложность которого выясняется посредством доказательства. Доказательство, посредством которого выясняется ложность, называется опровержением.

Все положения, на которые опирается доказательство и из которых необходимо следует  истинность доказываемого тезиса, называются основаниями или аргументами.

 

Заключение

Итак, существует несколько понятий  методологии, но можно выделить одно: методология – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Существуют такие методы познания, как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция и  т.д. Эти методы настолько универсальны, что работают даже на уровне общественного сознания.

Так же существует множество возможных способов классификации методов: по широте «охвата» реальности, по степени общности, по применимости на разных уровнях познания.

Основными методами познания являются эмпирический и теоретический.

Эмпирическое  познание имеет дело с фактами  и их описанием.

А главная задача теоретического мышления – привести полученные факты в стройную систему и создать из них научную картину мира, лишенную логического противоречия.

Все рассмотренные методы и последовательное их применение позволяют создать совершенную методологию научного исследования и решить основную задачу естественно-научного познания – правильно отражать объективную действительность в сознании человека, т.е. отражать ее такой, какая она существует сама по себе, независимо от человеческого сознания.

 

Литература

  1. Алексеев В.П. и др. Философия. - 3-е изд., перераб. и доп М., 2005.
  2. Алексеев С.И. «Концепции современного естествознания » –М., 2003.
  3. Гофман В.Р. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2001.
  4. Гусейханов М. К., Раджабов О. Р. Концепции современного естествознания: Учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.
  5. Лавриненко В.Н. и Ратникова В.П. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

 

1. Укажите основные признаки  отличающие живые системы от  неживых.

1.    Все живые организмы устроены значительно сложнее неживых природных систем. Например, вода состоит из одного единственного сорта простеньких молекул. Горная порода содержит в себе молекулы разных сортов и немного более сложного устройства. Но даже самое простое живое существо составлено из набора исключительно сложных молекул, к тому же соединенных друг с другом в строго определенной последовательности.

2.    Все живое питается, то есть так или иначе получает энергию из окружающей среды. Если камень полностью отрезать от окружающего мира, он останется таким же, как был. Если же отрезать от внешнего мира одинокое живое существо — оно быстро погибнет. Живым организмам нужны: воздух для дыхания, различные вещества, для того чтобы строить из них собственное тело, и энергия (например, солнечный свет) для всех жизненных процессов.

3.     Все живое активно реагирует на окружающий мир. Если толкнуть камень, он останется на месте или покатится в ту сторону, куда его толкнули. Но если попробовать толкнуть змею! В лучшем случае она уползет, причем не обязательно в ту сторону, куда ее толкнули, а туда, куда сочтет нужным. В худшем для вас случае она бросится в атаку на обидчика, используя свои ядовитые зубы. Так же активно ведет себя все живое. Деревья сбрасывают листву при наступлении холодов, подсолнух поворачивает «голову» вслед за солнцем, корни тянутся к воде.

4.    Все живое развивается. Причем не просто растет (расти может и сугроб), а изменяется. Семечко, попавшее в почву, сбрасывает оболочку, выпускает корни. Появляются ствол, ветви, листья, то есть совершенно новые структуры и органы. Человек от младенческого до взрослого состояния только увеличивается в размерах, как сугроб. У него не вырастают новые конечности, решительно ничего нового. Но, тем не менее, и человек в течение своей жизни изменяется довольно сильно. Обследовав пациента, врачи могут определить его возраст с неплохой точностью, потому что каждому возрасту соответствует определенное состояние организма. Кроме того, человек обучается. Если новорожденный практически ничего не умеет и всецело зависит от заботы родителей, то взрослый может жить самостоятельно и даже активно влиять на окружающий мир. Значит, человек изменился, произошло развитие живого организма.

5.    Все живое размножается. Любой живой организм стремится оставить на Земле потомство. Если бы этого не происходило, жизнь на Земле давно бы исчезла. Ведь все живое рано или поздно умирает. Значит для того, чтобы жизнь на планете продолжалась, на смену погибшим живым существам должны приходить новые. Жизнь не может возникнуть из ничего. Ее может породить только другая жизнь. Поэтому все живое должно оставлять потомство, чтобы сохраниться в веках.

Информация о работе Методы научного познания