Модели исторических реконструкций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что учёные всего мира постоянно намекают историкам на "условный" или "псевдонаучный" характер исторической науки, основной метод которой заключается в моделировании интеллектуальной модели прошлого на основе детального анализа исторического источника. Нельзя не согласиться, что подобный подход к изучению прошлого действительно порочен в своей основе: ведь, сколько историков будет работать с источником, столько будет и его интерпретаций, причём крайние точки зрения, зачастую, прямо противоречат друг другу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ И ЕЁ МОДЕЛЯХ.. 3

2. НАУКА И ЕЁ РЕКОНСТРУКЦИЯ.. 5

2.1. Естественные и гуманитарные науки. 5

2.2. Предпосылки развития науки. 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 10

Файлы: 1 файл

ксе1.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная Модели исторических реконструкций

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ  РЕКОНСТРУКЦИИ И ЕЁ МОДЕЛЯХ.. 3

2. НАУКА И  ЕЁ РЕКОНСТРУКЦИЯ.. 5

2.1. Естественные  и гуманитарные науки. 5

2.2. Предпосылки  развития науки. 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 10 

ВВЕДЕНИЕ 

Целью данной контрольной  работы является анализ трёх моделей  исторических реконструкций науки.

Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  учёные всего мира постоянно намекают историкам на "условный" или "псевдонаучный" характер исторической науки, основной метод которой заключается в моделировании интеллектуальной модели прошлого на основе детального анализа исторического источника. Нельзя не согласиться, что подобный подход к изучению прошлого действительно порочен в своей основе: ведь, сколько историков будет работать с источником, столько будет и его интерпретаций, причём крайние точки зрения, зачастую, прямо противоречат друг другу.

Пример: Нестор-летописец  сообщает, что славяне призвали трёх варяжских князей: Рюрика, Синеуса  и Трувора. Историк Сильванский (Н.П.Павлов-Сильванский "История феодализма в России" - СПб, 1893)на основе этого утверждения делает вывод, что феодальная система на Руси укрепилась с момента призвания варягов. Позже филолог Караваев заявит, что в переводе с древнескандинавского, выражение "Sine' hus truvor" обозначает дословно "С домом и дружиной". Картина призвания варягов радикально меняется. А если через сто лет кто-нибудь докажет, что слово "Рюрик" означает, к примеру, "завоевание"? Что тогда получится? Что нас просто-напросто завоевали и навязали нам лестничную систему престолонаследия?

Таким образом  мы можем видеть, что всё в историческом знании является относительным и  ничто не может быть однозначно доказано или опровергнуто.  

1. ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ  РЕКОНСТРУКЦИИ И ЕЁ МОДЕЛЯХ 

Почему же ситуация настолько печальна? Ответ прост - к исторической науке не применим главный исследовательский метод  всех остальных наук, всех времён и  народов - эксперимент. На чём базируется доказательство законов Ньютона? Вспоминайте школьную программу - яблоко падает на макушку. Мы взяли яблоко, подбросили его, оно упало. Закон всемирного тяготения доказан экспериментально. На чём основана зоопсихология? Мартышку посадили в клетку, а на потолок привязали банан. Она подставила ящик и достала его. Тоже эксперимент. А теперь представьте себе, что перед вами стоит проблема о причинах "Холокоста", сталинских репрессий или Великой депрессии 1920-х гг. ... Попробуем поэкспериментировать? :) Это лишь один пример. Вот другой: сегодня в новостях мы слышим о войне в Ираке с двух точек зрения: Арабы говорят, что они истребили танковую армию и убили пятьсот американцев. Американцы утверждают, что всё наоборот - у них один раненный, а иракцы мрут, как мухи и сдаются в плен. Где достоверность? А ведь через сто лет ничего кроме этих сводок не останется. Как с помощью эксперимента, с помощью "Исторической реконструкции" восстановить события? Бомбануть Ирак ещё разок?

А вот теперь мы непосредственно поговорим об исторической реконструкции в полевых играх. Насколько я себе представляю, она бывает двух моделей:

а) Собственно реконструкция  исторических событий (будь то Битва  на равнине Маг Туред, охота на ведьм или сожжение Джордано Бруно) и 

б)Воссоздание "Духа эпохи", попытка приближения условий  игры к истории прошедших времён, в которых и будут действовать заданные персонажи.

Применительно к первому типу у меня сразу  возникают несколько вопросов. Во-первых: С какой целью это делается? Получить удовольствие от сражения? Для  этого не обязательно следовать исторической канве. Проиллюстрировать историю? О достоверности исторических фактов я уже сказал выше. Единственная цель, могущая оправдать историческую реконструкцию этого типа - это попытка выявления новых исторических фактов. То есть попытка экспериментальным путём (вопреки законам исторического исследования) посмотреть "Как это было или могло бы быть"? Но если так, то перед нами встают следующие вопросы: На месте равнины Маг Туред сегодня возвышается, если не ошибаюсь, прекрасный город Бэлфаст, а фоморианами там, среди неоновых вывесок, и не пахнет. Кроме того - сколько воинов привёл с собой Лаф Длинная Рука, сколько их погибло и что побудило их ринуться в битву? Чем руководствовались епископы, отправляя ведьм на аутодафе и что эти женщины кричали на кострах? Но главное - мы можем найти в Карелии похожее по описанию место, мы можем посадить на коней десять тысяч добровольцев и скомандовать "Бей нечисть!", как это сделал Питер Джэксон в своём фильме. Мы можем даже найти шахида-смертника, который согласится сыграть роль Джордано Бруно... Но сможем ли мы - люди XXI века зажечь этот костёр? Сможем ли мы, командуя в Коннахте отрядом валлийских стрелков воздержаться от тактики линейного боя, изобретённого в XVIII веке и прочно сидящего у нас в головах ещё со школьных лет?  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

Целью данной контрольной  работы выступал анализ трёх моделей  исторических реконструкций науки.

И в заключение необходимо отметить, что до сравнительно недавнего времени, как правило, строились системы теоретических, фундаментальных наук, причём главным образом естественных и математических. Хуже обстояло дело с классификацией общественных и вообще гуманитарных наук и ещё гораздо хуже с классификацией прикладных (практических), и, прежде всего технических, наук. Между тем задача построения полной системы наук предполагает охват всех наук вообще, в том числе прикладных, практических. Но для решения такой задачи необходимо выработать единый, общий для всех наук принцип, который давал бы возможность включать их в полную систему или классификацию. После этого мы смогли бы проследить, как реализуется этот принцип при рассмотрении трёх основных сторон всей совокупности человеческих знаний, причём за основу в данном случае нам придётся брать не отдельные науки и научные дисциплины, а некоторые их группы, с тем, чтобы определять последовательный порядок их расположения и взаимосвязь между собой, выраженную посредством установленного нами общего принципа построения этой полной системы.

Три основные стороны  человеческого знания. Уже сравнительно давно делались попытки представить общую систему наук как вытекающую из ответов на три последовательно задаваемых вопроса: что изучается? (предметный подход); как, какими способами изучается?

В результате ответов  на эти вопросы раскрываются три различные стороны полной системы научного знания: объектно-предметная, методологически-исследовательская и практически-целевая. Связь между этими тремя сторонами определяется последовательным нарастанием удельного веса субъективного момента при переходе от одной стороны к другой. Это и есть, по нашему мнению, общий принцип, лежащий в основе полной системы научного знания и объединяющий все науки в одно целое. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. А.А.Печенкин, Обоснование научной теории. Классика  и современность., М., Наука, 1991

2. Аверинцев  С.С. Спасение // Философская энциклопедия  М., 1970. -Т.5.- С.100.

3. Б.С. Ерасов  Социальная культурология 1 Часть,  М., Аспект Пресс 1994 г., стр. 384

4. В.А.Лекторский, Рациональность, критицизм и принципы  либерализма (взаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поппера) //Вопросы философии, 1995, №10, стр.27-36

5. В.Н.Порус, Рыцарь Ratio//Вопросы философии, 1995, №4, стр.127-134

6. И.Лакатос,  Методология научных исследовательских  программ//Вопросы философии, 1995, №4, стр.135-154

7. К.Поппер, Логика  и рост научного знания, М., 1983

8. Критика постпозитивизма.  Методические указания для аспирантов  нефилософских специальностей, изучающих  марксистско-ленинскую философию., Новосибирск, НГУ, 1986

9. Культура, человек  и картина мира. М., 1987. С. 340.

10. Культурология  / Под ред. А.А. Радугина М., 1998 г.

11. Мамонтов С.П.  Основы культурологии М., 1994 г. 

12. Ортега-и-Гассет X. Эстетика, философия культуры. М., 1991. С. 318.

13. Полищук В.М.  Культурология М., 1999 г.

14. С.Р.Микулинский, Л.А.Маркова, Чем интересна книга Т.Куна “Структура научных революций”. Послесловие к рус.изд.кн. - В кн.: Кун Т. Структура начных революций. М., Прогресс, 1977, стр. 274 - 292

Информация о работе Модели исторических реконструкций