Научная картина мира: понятие и строение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира — не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов — всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии — суть научного метода.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...3
Понятие научной картины мира……………………………...4
Формы научной картины мира………………………... …….6
Функции научных картин мира………………………………10
Литература……………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Научная картина мира..docx

— 37.31 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Введение………………………………………………………...3
  2. Понятие научной картины мира……………………………...4
  3. Формы научной картины мира………………………... …….6
  4. Функции научных картин мира………………………………10
  5. Литература……………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В процессе познания окружающего  мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако прогресс представлений об окружающем мире достигается преимущественно благодаря научному поиску. В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности.

В процессе развития науки  происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира — не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов — всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии — суть научного метода.

 

Понятие научной картины  мира

Само понятие «научная картина мира появилось в естествознании и философии в конце 19 в., однако специальный, углубленный  анализ его содержания стал проводиться с 60-х годов 20 века. И, тем не менее, до сих пор однозначное толкование этого понятия не достигнуто. Дело, по-видимому, в том, что само это понятие несколько размыто, занимает промежуточное положение между философским и естественнонаучным отражением тенденций развития научного познания. Так существуют общенаучные картины мира и картины мира с точки зрения отдельных наук, например, физическая, биологическая…, или с точки зрения каких-либо господствующих методов, стилей мышления  - вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная, информационно-кибернетическая, синергетическая и т.п. картины мира. 

В то же время, можно дать следующие объяснение понятия научной  картины мира. (НКМ) Научная картина мира - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.[1]. Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм

В истории науки научные  картины мира не оставались неизменными, а сменяли друг друга, таким образом, можно говорить об эволюции научных картин мира. К настоящему времени наиболее подробно изучена эволюция физических картин мира: натурфилософской – до 16-17 вв., механистической – до второй половины 19 в., термодинамической (в рамках механистической теории) в 19 в,  релятивистской и квантово-механической в 20-м веке.

Физическая картина мира создается благодаря фундаментальным  экспериментальным измерениям и  наблюдениям, на которых основываются теории, объясняющие факты и углубляющие  понимание природы. Физика – это  экспериментальная наука, поэтому  она не может достичь абсолютных истин (как и само познание в целом), поскольку эксперименты сами по себе несовершенны. Этим обусловлено постоянное развитие научных представлений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы научной картины  мира  

Различают основные разновидности (формы) научной картины мира:

1) общенаучную как обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах;

2) социальную и естественнонаучную  картины мира как представления  об обществе и природе, обобщающие  достижения соответственно социально-гуманитарных  и естественных наук;

3) специальные научные  картины мира (дисциплинарные онтологии)  — представления о предметах  отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т. п. картины  мира). В последнем случае термин  “мир” применяется в специфическом  смысле, обозначая не мир в  целом, а предметную область  отдельной науки (физический мир,  биологический мир, мир химических  процессов). Чтобы избежать терминологических  проблем, для обозначения дисциплинарных  онтологии применяют также термин  “картина исследуемой реальности”.  Наиболее изученным ее образцом  является физическая картина  мира. Но подобные картины есть  в любой науке, как только  она конституируется в качестве  самостоятельной отрасли научного  знания.

Обобщенный системно-структурный  образ предмета исследования вводится в специальной научной картине  мира посредством представлений 

1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными  все другие объекты, изучаемые  соответствующей наукой;

2) о типологии изучаемых  объектов;  

3) об общих особенностях  их взаимодействия;

4) о пространственно-временной  структуре реальности.

 Все эти представления могут быть описаны в системе онтологических принципов, которые выступают основанием научных теорий соответствующей дисциплины. Напр., принципы — мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие строго детерминировано и осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени — описывают картину физического мира, сложившуюся во 2-й пол. 17 в. и получившую впоследствии название механической картины мира.

Переход от механической к  электродинамической (в кон. 19 в.), а  затем к квантово-релятивистской картине физической реальности (1-я  пол. 20 в.) сопровождался изменением системы онтологических принципов  физики. Наиболее радикальным он был в период становления квантово-релятивистской физики (пересмотр принципов неделимости атомов, существования абсолютного пространства — времени, лапласовский детерминации физических процессов). По аналогии с физической картиной мира выделяют картины исследуемой реальности в других науках (химии, астрономии, биологии и т. д.). Среди них также существуют исторически сменяющие друг друга типы картин мира. Напр., в истории биологии — переход от додарвиновских представлений о живом к картине биологического мира, предложенной Дарвином, к последующему включению в картину живой природы представлений о генах как носителях наследственности, к современным представлениям об уровнях системной организации живого — популяции, биогеоценозе, биосфере и их эволюции. Каждая из конкретно-исторических форм специальной научной картины мира может реализовываться в ряде модификаций. Среди них существуют линии преемственности (напр., развитие ньютоновских представлений о физическом мире Эйлером, развитие электродинамической картины мира Фарадеем, Максвеллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы). Но возможны ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений об исследуемой реальности (например, борьба ньютоновской и декартовской концепций природы как альтернативных вариантов механической картины мира; конкуренция двух основных направлений в развитии электродинамической картины мира — программы Ампера—Вебера, с одной стороны, и программы Фарадея—Максвелла — с другой). Картина мира является особым типом теоретического знания. Ее можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности, отличной от моделей (теоретических схем), лежащих в основании конкретных теорий. Во-первых, они различаются по степени общности. На одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в т. ч. и фундаментальных. Напр., с механической картиной мира были связаны механика Ньютона — Эйлера, термодинамика и электродинамика Ампера — Вебера. С электродинамической картиной мира связаны не только основания максвелловской электродинамики, но и основания механики Герца. Во-вторых, специальную картину мира можно отличить от теоретических схем, анализируя образующие их абстракции (идеальные объекты). Так, в механической картине мира процессы природы характеризовались посредством абстракций — “неделимая корпускула”, “тело”, “взаимодействие тел, передающееся мгновенно по прямой и меняющее состояние движения тел”, “абсолютное пространство” и “абсолютное время”. Что же касается теоретической схемы, лежащей в основании ньютоновской механики (взятой в ее эйлеровском изложении), то в ней сущность механических процессов характеризуется посредством иных абстракций — “материальная точка”, “сила”, “инерциальная пространственно-временная система отсчета”.

Идеальные объекты, образующие картину мира, в отличие от идеализации  конкретных теоретических моделей  всегда имеют онтологический статус. Любой физик понимает, что “материальная  точка” не существует в самой природе, ибо в природе нет тел, лишенных размеров. Но последователь Ньютона, принявший механическую картину  мира, считал неделимые атомы реально  существующими “первокирпичиками” материи. Он отождествлял с природой упрощающие ее и схематизирующие абстракции, в системе которых создается физическая картина мира. В каких именно признаках эти абстракции не соответствуют реальности — это исследователь выясняет чаще всего лишь тогда, когда его наука вступает в полосу ломки старой картины мира и замены ее новой.

Будучи отличными от картины  мира, теоретические схемы, составляющие ядро теории, всегда связаны с ней. Установление этой связи является одним  из обязательных условий построения теории. Процедура отображения теоретических  моделей (схем) на картину мира обеспечивает ту разновидность интерпретации  уравнений, выражающих теоретические  законы, которую в логике называют концептуальной (или семантической) интерпретацией и которая обязательна  для построения теории. Вне картины  мира теория не может быть построена  в завершенной форме.

 

 

 

 

 

 

Функции картин мира

Научные картины мира выполняют  три основные взаимосвязанные функции  в процессе исследования:

1) систематизируют научные  знания, объединяя их в сложные  целостности; 

2) выступают в качестве  исследовательских программ, определяющих  стратегию научного познания;

3) обеспечивают объективацию  научных знаний, их отнесение  к исследуемому объекту и их  включение в культуру.

 Специальная научная картина мира интегрирует знания в рамках отдельных научных дисциплин. Естественнонаучная и социальная картины мира, а затем общенаучная картина мира задают более широкие горизонты систематизации знаний. Они интегрируют достижения различных дисциплин, выделяя в дисциплинарных онтологиях устойчивое эмпирически и теоретически обоснованное содержание. Напр., представления современной общенаучной картины мира о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о кварках и синергетических процессах, о генах, экосистемах и биосфере, об обществе как целостной системе, о формациях и цивилизациях и т. п. были развиты в рамках соответствующих дисциплинарных онтологии физики, биологии, социальных наук и затем включены в общенаучную картину мира.

Осуществляя систематизирующую  функцию, научные картины мира вместе с тем выполняют роль исследовательских программ. Специальные научные картины мира задают стратегию эмпирических и теоретических исследований в рамках соответствующих областей науки. По отношению к эмпирическому исследованию целенаправляющая роль специальных картин мира наиболее отчетливо проявляется тогда, когда наука начинает изучать объекты, для которых еще не создано теории и которые исследуются эмпирическими методами (типичными примерами служит роль электродинамической картины мира в экспериментальном изучении катодных и рентгеновских лучей). Представления об исследуемой реальности, вводимые в картине мира, обеспечивают выдвижение гипотез о природе явлений, обнаруженных в опыте. Соответственно этим гипотезам формулируются экспериментальные задачи и вырабатываются планы экспериментов, посредством которых обнаруживаются все новые характеристики изучаемых в опыте объектов.

В теоретических исследованиях  роль специальной научной картины  мира как исследовательской программы  проявляется в том, что она  определяет круг допустимых задач и  постановку проблем на начальном  этапе теоретического поиска, а также  выбор теоретических средств  их решения. Напр., в период построения обобщающих теорий электромагнетизма  соперничали две физические картины  мира и соответственно две исследовательские  программы: Ампера—Вебера, с одной  стороны, и Фарадея— Максвелла, с другой. Они ставили разные задачи и определяли разные средства построения обобщающей теории электромагнетизма. Программа Ампера—Вебера исходила из принципа дальнодействия и ориентировала на применение математических средств механики точек, программа Фарадея—Максвелла опиралась на принцип близкодействия и заимствовала математические структуры из механики сплошных сред.

В междисциплинарных взаимодействиях, основанных на переносах представлений  из одной области знаний в другую, роль исследовательской программы  выполняет общенаучная картина  мира. Она выявляет сходные черты  дисциплинарных онтологии, тем самым  формирует основания для трансляции идей, понятий и методов из одной  науки в другую. Обменные процессы между квантовой физикой и химией, биологией и кибернетикой, породившие целый ряд открытий 20 в., целенаправлялись и регулировались общенаучной картиной мира.

Факты и теории, созданные  при целенаправляющем влиянии специальной научной картины мира, вновь соотносятся с ней, что приводит к двум вариантам ее изменений. Если представления картины мира выражают существенные характеристики исследуемых объектов, происходит уточнение и конкретизация этих представлений. Но если исследование наталкивается на принципиально новые типы объектов, происходит радикальная перестройка картины мира.

Такая перестройка выступает  необходимым компонентом научных  революций. Она предполагает активное использование философских идей и обоснование новых представлений  накопленным эмпирическим и теоретическим  материалом. Первоначально новая  картина исследуемой реальности выдвигается в качестве гипотезы. Ее эмпирическое и теоретическое  обоснование может занять длительный период, когда она конкурирует  в качестве новой исследовательской  программы с ранее принятой специальной  научной картиной мира. Утверждение  новых представлений о реальности в качестве дисциплинарной онтологии  обеспечивается не только тем, что они  подтверждаются опытом и служат базисом  новых фундаментальных теорий, но и их философско-мировоззренческим  обоснованием.

Представления о мире, которые  вводятся в картинах исследуемой  реальности, всегда испытывают определенное воздействие аналогий и ассоциаций, почерпнутых из различных сфер культурного  творчества, включая обыденное сознание и производственный опыт определенной исторической эпохи. Напр., представления  об электрическом флюиде и теплороде, включенные в механическую картину  мира в 18 в., складывались во многом под влиянием предметных образов, почерпнутых из сферы повседневного опыта и техники соответствующей эпохи. Здравому смыслу 18 в. легче было согласиться с существованием немеханических сил, представляя их по образу и подобию механических, напр. представляя поток тепла как поток невесомой жидкости — теплорода, падающего наподобие водной струи с одного уровня на другой производящего за счет этого работу так же, как совершает эту работу вода в гидравлических устройствах. Но вместе с тем введение в механическую картину мира представлений о различных субстанциях — носителях сил — содержало и момент объективного знания. Представление о качественно различных типах сил было первым шагом на пути к признанию несводимости всех видов взаимодействия к механическому. Оно способствовало формированию особых, отличных от механических, представлений о структуре каждого из таких видов взаимодействий.

Информация о работе Научная картина мира: понятие и строение