Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 14:40, реферат
Целью данного реферата является анализ научной революции ХХ века.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть научную революцию ХХ века.
3. Проанализировать основные открытия научной революции ХХ века.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1
Мы живем в эпоху научно-технической революции. Этим понятием подчеркивается огромное значение науки и техники в нашей жизни. Так было не всегда. Зачатки науки и техники появились еще в древнем мире. Например, Древние греки, создав одну из замечательных культур, старались познать природу, но тяжелую работу у них выполняли рабы, а не созданные машины. Уже в новое время отношение человека к природе превратилось в практическое. Теперь, познавая природу, человек задается вопросом, что с ней можно сделать. Естествознание превратилось в технику, а точнее соединилось с ней в единое целое.
Наука превращается в производительную силу, тесно переплетается с техникой и производством (поэтому и называется не отдельная научная, техническая или промышленная, а научно-техническая революция). Это меняет весь облик производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, оказывает воздействие на все стороны жизни. Связь между наукой и техникой, постоянно усиливается.
Люди развивают науку для раскрытия тайн и загадок природы, вследствие чего решают практические задачи.
Целью данного реферата является анализ научной революции ХХ века.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть научную революцию ХХ века.
3. Проанализировать основные
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в XIX - начале ХХ в. наука вступила в свой «золотой век». В ее важнейших областях произошли удивительные открытия, широко развернулась сеть научных институтов и академий, организованно проводящих различные исследования на основе соединения науки с техникой. Оптимизм этой эпохи был напрямую связан с верой в науку и ее способность преобразить жизнь человека.
1.Предпосылки возникновения НТР и ее определение.
XXI век – век перехода
наиболее развитых стран в информационное
общество. Одним из ключевых понятий этого
перехода является НТР.
Научные и технические
революции были и раньше, но они не совпадали
по времени, не сливались воедино. Во 2–ой
половине XV века началась первая революция
в науке, которая привела к освобождению
ее от схоластики (знания, оторванные от
жизни, основывающиеся на отвлеченных
рассуждениях, не проверяемых опытом),
положила начало современному естествознанию.
Однако эта революция не сопровождалась
революцией в технике, которая в этот период
еще развивалась на основе эмпирических
достижений, полученных из собственной
практики. Научный и технический прогресс
впервые начали сближаться в XVI – XVIII веках,
когда мануфактурное производство, нужды
мореплавания и торговли потребовали
теоретического и экспериментального
решения практических задач.
Более конкретные формы
это сближение приняло, начиная с конца XVIII века,
в связи с развитием машинного производства,
что было обусловлено изобретением Д.
Уаттом парового двигателя. Это был промышленный
переворот, который получил название промышленной
революции, продолжавшейся почти 100 лет.
Начавшись в Англии, она затем распространилась
на другие государства Европы, а также
Северной Америки, на Россию и Японию.
Эта промышленная революция решающим
образом повлияла на дальнейший процесс
совершенствования техники. Наука и техника
начали взаимно стимулировать друг друга,
активно влияя на все стороны жизни общества,
радикально преобразуя не только материальную,
но и духовную жизнь людей.
В конце XIX – начале XX веков
в науке произошла новая революция, связанная
с открытиями электрона, превращения атомов
одного элемента в атомы другого, взаимопревращения
массы и энергии. Она оказала значительное
влияние на последующее развитие техники,
но тем не менее не сопровождалась революцией
в ней.
Современной НТР предшествовал
своеобразный подготовительный период,
относящийся к первой половине XX века. Именно
в этот период были сделаны важные естественнонаучные
открытия, заложившие фундаментальные
основы последующего грандиозного научно
– технического переворота. Среди естественнонаучных
направлений, в значительной степени определивших
наступление НТР, были атомная физика
и молекулярная биология.
Важной вехой в драматической
истории атомного века стало экспериментальное
наблюдение в конце 30-х годов немецкими
физиками О. Ганом и Ф. Штрассманом процесса
деления ядер урана и объяснение этого
явления в работах Л. Майтнери и О. Фриша.
Стало ясным, что физикам удалось осуществить
цепную ядерную реакцию, которая может
привести к ядерному взрыву с выделением
огромной энергии. В условиях начавшейся
второй мировой войны группа ученых США
во главе с А. Эйнштейном обратилась к
тогдашнему американскому президенту
Ф. Рузвельту и обосновала настоятельную
необходимость развертывания исследований
в этом направлении. Начатые после этого
работы в Лос–Аламосской лаборатории
привели в середине 40-х годов к созданию
первой атомной бомбы.
В СССР работы над атомным
оружием были начаты в 1943 году в связи
с опасениями, что такое оружие создает
гитлеровская Германия. После ядерных
взрывов в Хиросиме и Нагасаки, окончания
второй мировой войны и начала войны «холодной»
стало очевидным, что наличие монополии
на атомное оружие у одного государства
– США является фактором, угрожающим миру
и международной стабильности.
Советский Союз во
второй половине 40-х годов предпринял
беспрецедентные усилия для создания
собственной атомной бомбы. Вклад отечественных
ученых в решение проблем атомной физики
оказался достаточно весомым. Не случайно
СССР стал пионером в освоении «мирного
атома» (первая в мире атомная электростанция
была пущена в 1954 году в городе Обнинске).
XX век в целом и его
вторая половина, характеризующая НТР,
принесли громадные достижения в области
молекулярной биологии. Если в первой
половине XX века прогресс в области изучения
макромолекул был еще сравнительно медленным,
то во второй половине XX века, т. е. в эпоху
НТР, эти исследования существенно ускорились,
благодаря технике физических методов
анализа. Раскрытие в середине XX века структуры
ДНК послужило началом интенсивных исследований
в химии и биологии.
Было выяснено, что
нуклеиновые кислоты, являющиеся носителем
и передатчиком наследственных качеств
и играющие основную роль в синтезе клеточных
белков, образуют группы веществ, важность
которых трудно переоценить. К началу
60-х годов у ученых – биологов уже сложилось
четкое понимание основных процессов
передачи информации в клетке при синтезе
белка.
Таким образом, достижения
в области атомной физики и молекулярной
биологии, а также появление кибернетики
обеспечили естественнонаучную основу первого
этапа научно – технической революции, начавшегося
в середине XX века и продолжавшегося примерно
до середины 70-х годов. Основными направлениями
этого этапа НТР стали атомная энергетика,
электронно – вычислительная техника,
ракетно – космическая техника, спутниковая
связь. Со второй половины 70-х годов начался второй
этап научно – технической революции,
продолжающийся до сих пор. Важной характеристикой
второго этапа НТР стали новые технологии,
которых не было в середине XX века. К ним
относятся лазерная технология, биотехнология,
микроэлектроника, создание «искусственного
интеллекта», волоконно – оптическая
связь, генная инженерия, исследования
космоса и др.
Важной характеристикой
второго этапа НТР стала невиданная ранее
информатизация общества на основе персональных
компьютеров (появившихся в конце 70-х годов)
и Всемирной системы общедоступных электронных
сетей («Интернет»). В результате человек,
во-первых, получил доступ к объемам информации
значительно большим, чем когда бы то ни
было; а во-вторых, появился новый способ
общения, который можно назвать горизонтальным.
До его появления общение и распространение
информации было в основном вертикальным
(автор выпускает книгу – читатели читают,
по радио и телевидению что – то передают
– люди слушают это или смотрят; обратная
связь ранее почти отсутствовала, хотя
потребность в ней была исключительно
высока). Интернет обеспечивает распространение
информации для практически неограниченного
круга потребителей, причем они всякого
труда могут коммуникатировать друг с
другом.
Таким образом, НТР
повлекла перестройку всего технического
базиса, технологического способа производства.
Вместе с тем она вызвала серьезные изменения
в миропонимании. Последнее нашло воплощение
в принципиально новых, синергетических
представлениях об объективной реальности.
На современном этапе
познания материального мира чрезвычайно
важную роль играет парадигма самоорганизации,
которая служит естественнонаучной основой
философской категории развития. В настоящее
время установлено, что обязательным условием
развития является процесс самоорганизации,
приводящий к возникновению качественно
новых материальных структур.
Длительное время в
науке доминировало представление об
отсутствии явления самоорганизации в
неживой природе. Считалось, что объекты
неорганического мира способны изменяться
только в направлении дезорганизации.
Последнее означает, что в соответствии
со вторым началом термодинамики, системы
неживой природы могут «эволюционировать»
лишь в сторону возрастания их энтропии,
а значит, хаоса. Считалось, что самоорганизующиеся
процессы присущи только живым системам.
Постепенно в науке
накапливалось все большее число фактов,
свидетельствовавших о возникновении
упорядоченных структур и феномена самоорганизации
в неживой природе при наличии определенных
условий. Даже повседневные наблюдения
(образование, например, песчаных дюн,
вихрей на воде и т. п.) свидетельствуют
о том, что и в неживой природе, - наряду
с дезорганизацией, - происходит также
и самоорганизация, которая проявляется
в возникновении новых материальных структур.
Указанные наблюдения
и соответствующие обобщения привели
к возникновению синергетики – междисциплинарного
научного направления, изучающего общие
и универсальные механизмы самоорганизации,
т. е. механизмы самопроизвольного возникновения
и относительно устойчивого существования
макроскопических упорядоченных структур
самой различной природы. Синергетика
стирает, как казалось, непреодолимые
грани между физическими и химическими
процессами, с одной стороны, и биологическим
и социальными процессами – с другой,
ибо исследует общие механизмы самоорганизации
и тех, и других.
Синергетика, сформировавшаяся
как наиболее общая теория самоорганизации,
стала важной характеристикой второго
этапа НТР и привела к радикальному изменению
естественнонаучной картины мира.
Итак, в результате
срастания науки и техники в единую систему
возникло новое явление научно – техническая
революция. Это стало возможным вследствие:
во-первых, полета человека в космос, во-вторых,
создания атомной бомбы, т. е. открыли атомную
энергию, и, в-третьих, создания лазера.
Но прежде, чем охарактеризовать
НТР, я бы хотела дать определение науки
и техники. Наука – это особый вид познавательной
деятельности, направленной на выработку
объективных, системно организованных
и обоснованных знаний о мире. Наука возникла
из потребностей практики и особым способом
реализует ее. Наука ставит своей целью
выявить законы, в соответствии с которыми
объекты могут преобразовываться в человеческой
деятельности. Техника(от греч. techne – искусство,
мастерство). В качестве понятия имеет
2 смысла. В первом обозначает орудие и
инструменты труда и любые искусственные
устройства (артефакты), созданные человеком
и используемые для преобразования окружающей
среды, выступающие как средства труда
для создания других средств производства
и предметов, необходимых для удовлетворения
различных потребностей. Во втором смысле
обозначает систему навыков, уровень мастерства
в реализации того или иного вида деятельности. Научно
– техническая революция – это коренной
технологический переворот в развитии
производительных сил общества. Основное
технологическое содержание НТР состоит
в превращении науки в непосредственную
производительную силу общества: систематическое
научное знание постепенно становится
преобладающим по значению фактором роста
благосостояния общества по сравнению
с такими его традиционными источниками,
как природные ресурсы и сырье, труд и
капитал. Материальное и в значительной
степени духовное производство постепенно
превращается в практическое применение
современной науки: при этом наука как
производительная сила непосредственно
воплощается в непрерывно совершенствуемую
технику и в возрастающие профессиональные
знания работников. Тем самым процесс
трансформации производительных сил общества
предполагает эффективное соединение
живого знания высококвалифицированных
работников с овеществленным знанием,
воплощенным во все более совершенной
технике.
Научно – техническая
революция – это качественный новый этап
научно – технического прогресса. НТР –
это процесс совершенствования существующих
технологий и создание новых в следующих
направлениях:
1.Уменьшение энергоемкости и ресурсоемкости
на единицу продукции. Например, новые
авиационные двигатели потребляют меньше
топлива на тысячу км, а новые телевизоры
имеют меньший вес и потребление энергии.
2.Уменьшение трудоемкости или количества «человекочасов» на единицу продукции. Это достигается двумя путями: совершенствованием физико – химической основы технологии и внедрением средств автоматизации производства.
3.Увеличение производительности
или количества продукции за единицу
времени
4.Повышение экономической безопасности,
снижение вредного воздействия на окружающую
среду и улучшение условий труда.
5.Появление новых возможностей, выпуск продукции с новыми свойствами.
Таким образом, НТР
характеризуется:
1)Срастанием
науки с техникой.
2)Успехами в деле покорения природы и человека как части природы.
3)Достижения НТР впечатляющи.
2.Особенности НТР
Научно – техническая
революция характеризуется рядом особенностей:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научно-техническая революция означает скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.
Научно-техническая революция - это коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Резко ускоряет научно-технический прогресс, оказывает воздействие на все стороны жизни общества. В ходе НТР возникают проблемы ликвидации и ограничения некоторых ее отрицательных последствий. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. Главные направления НТР: комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ; открытие и использование новых видов энергии; развитие биотехнологии; создание и применение новых видов конструкционных материалов.
Одними из наиболее активно развивающихся направлений в XXI веке стали нано- и биотехнологии.
Биотехнология применяет современные знания и технологии для изменения генетического материала растений, животных и микробов, способствуя получению на этой основе новых результатов.
Под термином «нанотехнология» подразумевают совокупность методов и приемов, обеспечивающих возможность контролируемым образом создавать и модифицировать объекты, включающие компоненты с размерами менее 100 нм, имеющие принципиально новые качества и позволяющие осуществлять их интеграцию в полноценно функционирующие системы макромасштаба.
Достижения био - и нанотехнологий открывают принципиально новые возможности для повышения эффективности производства.
Именно потому, что области применения био- и нанотехнологий широки, трудно предсказать и описать все возможные их последствия для человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание: Учебное пособие. Новосибирск: ЮКЭА, 2006.
2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ под ред. Сарыгина С.А. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
3. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М: Логос, 2006.