Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 16:23, реферат
Описание работы
Для современного человека на сегодняшний день возникла очередная глобальная проблема человечества - сохранить природу для следующих поколений. Это убеждение возникло уже давно, на основании наблюдений природных явлений и в том, что живые существа взаимодействуют с внешней средой и влияют на ее изменение. Решению этой проблемы препятствуют многие противоречия в обществе: межэтнические конфликты, войны, обогащение меньшинства людей на фоне бедноты большинства, политическое и экономическое давление господствующих в мире держав на малые страны и связанная с этим низкая образованность в странах ''третьего мира''.
Содержание работы
Введение В.И. Вернадский и единство биосферы и человека Характеризующие аспекты ноосферы Условия становления и существования ноосферы Заключение Список использованной литературы
Для современного человека
на сегодняшний день возникла очередная
глобальная проблема человечества - сохранить
природу для следующих поколений. Это
убеждение возникло уже давно, на основании
наблюдений природных явлений и в том,
что живые существа взаимодействуют с
внешней средой и влияют на ее изменение.
Решению этой проблемы препятствуют многие
противоречия в обществе: межэтнические
конфликты, войны, обогащение меньшинства
людей на фоне бедноты большинства, политическое
и экономическое давление господствующих
в мире держав на малые страны и связанная
с этим низкая образованность в странах
''третьего мира''. Все это вызывает настороженность,
в странах, правительства которых поддерживают
терроризм, появляется возможность использования
ядерного, химического и бактериологического
оружия против населения стран «первого
мира». Таким образом, можно опасаться
за будущее человечества и всей планеты.
Интерес к концепции Вернадского,
значительно возросший в последние 15-20
лет, на наш взгляд, обусловлен тем, что
в конце 20 века, современная цивилизация
столкнулась с серьезными экологическими,
демографическими, сырьевыми, духовными,
нравственными проблемами.
Впервые в истории человечества эти проблемы
стали не следствием стихии, а логическим
результатом неумения или нежелания человечества
решать острые противоречия между современным
обществом и окружающей природой, которая
по определению является средой его обитания.
В своей работе рассмотрим общее понятие
ноосферы, значение науки и техники, как
образований ноосферы, а также вопросы,
связанные с условиями становления и существования
ноосферы в части касающейся развития
научной и технической мысли человечества.
В.И. Вернадский и единство
биосферы и человека
В. И. Вернадский родился в Петербурге
в 1863 году, всего через два года после отмены
крепостного права в России, в семье профессора
политической экономии, яркого представителя
русской либеральной интеллигенции прошлого
века.
Более всего его интересовали проблемы,
связанные с жизнью каждого человека и
человечества в целом. Ему пришлось пережить
три революции в России и две мировые войны.
Но на его век выпали и не менее революционные
открытия в науке. Для Вернадского наука
была средством познания природы. Он не
был специалистом в какой-то одной науке
или даже в нескольких науках. Он блестяще
знал добрый десяток наук, но изучал природу,
которая неизмеримо сложнее всех наук,
вместе взятых. Он размышлял и над природными
объектами, и над их взаимосвязями.
Как и многие естествоиспытатели, добившиеся
выдающихся успехов в специальных областях,
Вернадский пришел к своим философским
построениям на склоне лет, видя в них
естественное обобщение фундаментальных
принципов, лежащих в основе мироздания.
Центральной темой учения о ноосфере
является единство биосферы и человечества.
Вернадский в своих работах раскрывает
корни этого единства, значение организованности
биосферы в развитии человечества. Это
позволяет понять место и роль исторического
развития человечества в эволюции биосферы,
закономерности ее перехода в ноосферу.
В своей работе «Очерки геохимии» Вернадский
пишет: «Живое вещество более или менее
непрерывно распространено на земной
поверхности, оно образует на ней тонкий,
но сплошной покров, в котором концентрирована
свободная химическая энергия, выработанная
им из энергии Солнца. Этот слой есть земная
оболочка, которую знаменитый австрийский
геолог Э. Зюсс почти 60 лет назад назвал
биосферой и которая представляет одну
из самых характерных черт организованности
нашей планеты. Только в ней сосредоточена
та особая форма нахождения химических
элементов, которую мы назвали живым веществом».
В книге «Химическое строение биосферы
Земли и её окружения» он пишет по этому
поводу: «Биосфера и её приближённый синоним
- Лик Земли - оба понятия, введённые Э.
Зюссом, но сейчас коренным образом изменённые
ходом дальнейшего исследования, ярко
определяют основные черты поверхности
нашей планеты: близость к Космосу, не
повторяющуюся на нашей Земле, и существование
исключительно на ней живого вещества.
«Лик Земли» - картина Земли, если смотреть
на неё из просторов Космоса».
Наиболее распространённым и вместе
с тем наиболее однобоким является представление
о биосфере только как о современной живой
плёнке (условно - оболочке) планеты, т.
е. о достаточно автономной совокупности
всех организмов (животных, растений, бактерий),
населяющих поверхность Земли и её гидросферу
и проникающих в той или иной мере в приповерхностные
зоны атмосферы и литосферы.
Такая биосфера сложным образом соотносится
с тремя другими геосферами Земли, что
только усиливает иллюзию её автономности.
Биосфера в духе геологического миропонимания
Вернадского имеет неизмеримо большую
глубину и характеризуется большим количеством
фундаментальных параметров.
Определяя биосферу, Вернадский пишет:
«Э. Зюсс (1831 - 1914) и геологи того времени
могли смотреть и на проявление жизни
и на Лик Земли, как на независимые друг
от друга явления. Сейчас для нас ясно,
что Лик Земли не является результатом
«случайных явлений», а отвечает определённой
резко ограниченной геологической земной
оболочке - биосфере - одной из многих других,
имеющих определённую структуру, характерную
для земных планет».
Одной из ключевых идей, лежащих в основе
теории Вернадского о ноосфере, является
то, что человек не является самодостаточным
живым существом, живущим отдельно по
своим законам, он сосуществует внутри
природы и является частью ее. Это единство
обусловлено, прежде всего, функциональной
неразрывностью окружающей среды и человека,
которую пытался показать Вернадский
как биогеохимик. Человечество само по
себе есть природное явление и естественно,
что влияние биосферы сказывается не только
на среде жизни, но и на образе мысли.
Но не только природа оказывает влияние
на человека, существует и обратная связь.
Причем она не поверхностная, отражающая
физическое влияние человека на окружающую
среду, она гораздо глубже. Это доказывает
тот факт, что в последнее время заметно
активизировались планетарные геологические
силы. «...мы все больше и ярче видим в действии
окружающие нас геологические силы. Это
совпало, едва ли случайно, с проникновением
в научное сознание убеждения о геологическом
значении Homo sapiens, с выявлением нового
состояния биосферы -- ноосферы -- и является
одной из форм ее выражения. Оно связано,
конечно, прежде всего, с уточнением естественной
научной работы и мысли в пределах биосферы,
где живое вещество играет основную роль».
Так, в последнее время резко меняется
отражение живых существ на окружающей
природе. Благодаря этому процесс эволюции
переносится в область минералов. Резко
меняются почвы, воды и воздух. То есть
эволюция видов, сама превратилась в геологический
процесс, так как в процессе эволюции появилась
новая геологическая сила. Вернадский
писал: «Эволюция видов переходит в эволюцию
биосферы».
Мы являемся наблюдателями и исполнителями
глубокого изменения биосферы. Причем
перестройка окружающей среды научной
человеческой мыслью посредством организованного
труда вряд ли является стихийным процессом.
Корни этого лежат в самой природе и были
заложены еще миллионы лет назад в ходе
естественного процесса эволюции. «Человек
... составляет неизбежное проявление большого
природного процесса, закономерно длящегося
в течение, по крайней мере, двух миллиардов
лет».
Отсюда, кстати, можно заключить, что
высказывания о самоистреблении человечества,
о крушении цивилизации не имеют под собой
веских оснований. Было бы, по меньшей
мере, странно, если бы научная мысль -
порождение естественного геологического
процесса противоречила бы самому процессу.
Мы стоим на пороге революционных изменений
в окружающей среде: биосфера посредством
переработки научной мыслью переходит
в новое эволюционное состояние - ноосферу.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь
на государственно-организованную научную
мысль и на ее порождение, технику, человек
создал в биосфере новую биогенную силу,
поддерживающую размножение и дальнейшее
заселение различных частей биосферы.
Причем вместе с расширением области жительства,
человечество начинает представлять себя
все более сплоченную массу, так как развивающие
средства связи - средства передачи мысли
окутывают весь Земной шар. «Этот процесс
- полного заселения биосферы человеком
- обусловлен ходом истории научной мысли,
неразрывно связан с успехами техники
передвижения, с возможностью мгновенной
передачи мысли, ее одновременного обсуждения
всюду на планете».
При этом человек впервые реально понял,
что он житель планеты и может и должен
мыслить и действовать в новом аспекте,
не только в аспекте отдельной личности,
семьи или рода, государств или их союзов,
но и в планетном аспекте. Он, как и все
живое, может мыслить и действовать в планетном
аспекте только в области жизни -- в биосфере,
в определенной земной оболочке, с которой
он неразрывно, закономерно связан и уйти
из которой он не может. Его существование
есть ее функция. Он несет ее с собой всюду.
И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно
изменяет. Похоже, что впервые мы находимся
в условиях единого геологического исторического
процесса, охватившего одновременно всю
планету. XX век характерен тем, что любые
происходящее на планете событие связываются
в единое целое. И с каждым днем социальная,
научная и культурная связанность человечества
только усиливается и углубляется. «Увеличение
вселенскости, спаянности всех человеческих
обществ непрерывно растет и становится
заметным в немногие годы чуть не ежегодно».
Результат всех вышеперечисленных изменений
в биосфере планеты дал повод французскому
геологу Тейяр де Шардену заключить, что
биосфера в настоящий момент быстро геологи
чески переходит в новое состояние - в
ноосферу, то есть такое состояние, в котором
человеческий разум и направляемая им
работа представляют собой новую мощную
геологическую силу.
Характеризующие аспекты ноосферы
Итак, что же такое ноосфера: утопия или
реальная стратегия выживания?
Впервые это слово и понятие прозвучало
в стенах известного учебного заведения
Парижа, так называемого Коллеж де Франс
на лекциях 1927/28-го учебного года из уст
философа и математика Э. Леруа. При этом,
соавтором ноосферной концепции был объявлен
его друг и единомышленник П. Тейяр де
Шарден, палеонтолог и философ. Оба француза
строят свою мысль, опираясь на понятие
биосферы и живого вещества.
Заслуга В.И. Вернадского заключается
в том, что он дал этому термину новое,
материалистическое содержание. И сегодня
под ноосферой мы понимаем высшую стадию
биосферы, связанную с возникновением
и развитием человечества, которое, познавая
законы природы и совершенствуя технику,
начинает оказывать определяющее влияние
на ход процессов на Земле и в околоземном
пространстве, изменяя их своей деятельностью.
В работах В.И. Вернадского можно встретить
разные определения и представления о
ноосфере, которые менялись на протяжении
жизни ученого. В.И. Вернадский начал развивать
данную концепцию с начала 30-х годов после
разработки учения о биосфере. Осознавая
огромную роль и значение человека в жизни
и преобразовании планеты, русский ученый
употреблял понятие «ноосфера» в разных
смыслах:
1) как состояние планеты, когда
человек становится крупнейшей
преобразующей геологической силой;
2) как область активного проявления
научной мысли как главного
фактора перестройки и изменения
биосферы.
Ноосферу можно охарактеризовать как
единство «природы» и «культуры». Сам
Вернадский говорил о ней как о реальности
будущего, как о действительности наших
дней, что неудивительно, поскольку он
мыслил масштабами геологического времени.
Биосфера не раз переходила в новое эволюционное
состояние -- отмечает В. И. Вернадский.
В ней возникали новые геологические проявления.
К примеру, в кембрии, когда появились
крупные организмы с кальциевыми скелетами,
или в третичное время (может быть, конец
мелового), 15-80 млн лет назад, когда создавались
наши леса и степи и развилась жизнь крупных
млекопитающих. Это переживаем мы и сейчас,
за последние 10-20 тысяч лет, когда человек,
выработав в социальной среде научную
мысль, создает в биосфере новую геологическую
силу. Биосфера перешла или, вернее, переходит
в новое эволюционное состояние - в ноосферу
- перерабатывается научной мыслью социального
человечества».