Научный метод познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:07, реферат

Описание работы

Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.
Какие именно используются методы научного познания в современном изучении природы и действующих в ней процессах мы и рассмотрим далее.

Содержание работы

Введение
1. Формы (стороны) научного познания
2. Методы научного познания
3. Наука среди других сфер культуры
4. Естественно-научная и гуманитарная культуры
5. Критерии научного знания
6. Структура научного знания
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

научный метод познания.docx

— 42.82 Кб (Скачать файл)

Рациональность  знания. Наличие эспериментального метода исследования

Четвертым критерием  научности является рациональность знания. В основе рационального стиля  мышления лежит признание существования  универсальных, доступных разуму причинных  связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования  знания. Сегодня это положение  кажется тривиальным, однако познание мира преимущественно с помощью  разума появилось только в Древней  Греции. Восточная цивилизация так  и не приняла этого специфически европейского пути, отдавая приоритет  интуиции и сверхчувственному восприятию.

Для науки, начиная  с Нового времени, вводится дополнительный, пятый критерий научности — это  наличие экспериментального метода исследования, а также математизация  науки. Данный критерий связал современную  науку с практикой, создал современную  цивилизацию, ориентированную на сознательное преобразование окружающего мира в  интересах человека.

 

6. Структура научного знания

 

Под термином «наука» обычно понимается особая сфера  деятельности людей, главной целью  которой является выработка и  теоретическая систематизация объективных  знаний обо всех сторонах и областях действительности. При таком понимании  сущности науки она представляет собой систему, многообразные элементы которой связаны между собой  общими мировоззренческими и методологическими  основаниями. Элементами системы «наука»  выступают различные естественные, общественные, гуманитарные и технические  научные дисциплины (отдельные науки). Современная наука охватывает более 15 тысяч дисциплин, число профессиональных ученых в мире превысило 5 млн. человек. Поэтому наука сегодня имеет  очень сложную структуру и  организацию, которую можно рассматривать  в нескольких аспектах.

Структура научного знания с точки зрения ориентации на практическое применение

По ориентации на практическое применение науки объединяются в две большие группы: фундаментальные  и прикладные.

Фундаментальные науки — это система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной  реальности, не имеющая выраженной практической направленности.

Эти науки  создают теории, объясняющие основы бытия людей; фундаментальные знания этих теорий определяют особенности  представления человека о мире и  самом себе, т.е. являются основанием для научной картины мира. Как  правило, фундаментальные исследования проводятся в силу не внешних (социальных) потребностей, а внутренних (имманентных) стимулов. Поэтому для фундаментальных  наук характерна аксиологическая (ценностная) нейтральность. Открытия и достижения фундаментальных наук являются определяющими  в формировании естественно-научной картины мира, изменения парадигмы научного мышления. В фундаментальных науках вырабатываются базовые модели познания, выявляются понятия, принципы и законы, составляющие основание прикладных наук. К фундаментальным наукам относятся математика, естественные науки (астрономия, физика, химия, биология, антропология и др.), социальные науки (история, экономика, социология, философия и др.), гуманитарные науки (филология, психология, культурология и т.д.).

Прикладные  науки рассматриваются как система  знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию.Опираясь на результаты фундаментальных исследований, они ориентируются на решение конкретных проблем, связанных с интересами людей. Прикладные науки амбивалентны, т.е. в зависимости от сферы приложения они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на человека, таким образом, они ценностно ориентированы. К прикладным наукам относятся технические дисциплины, агрономия, медицина, педагогика и др.

 

Структура научного знания с точки зрения предметного  единства

Также наука  должна быть рассмотрена в содержательном аспекте, с точки зрения предметного  единства. Поскольку окружающий нас  мир может быть разделен на три  сферы — природу, общество и человека, науки также делятся на т р и группы: 1) естествознание (наука о природе), 2) обществознание (наука о видах и формах общественной жизни) и 3) гуманитарное знание, изучающее человека как мыслящее существо. Каждая из них, в свою очередь, представляет сложный комплекс множества взаимодействующих между собой самостоятельных наук.

Так, в естествознание, предметом которого является природа  как единое целое, входят физика, химия, биология, науки о Земле, астрономия, космология и т.д., в обществознание — экономические науки, право, социология, политические науки. Среди гуманитарных наук необходимо выделить психологию, логику, культурологию, языкознание, искусствоведение и др. Особое место в нашей схеме занимает математика, которая вопреки широко распространенному заблуждению не является частью естествознания. Это междисциплинарная наука, которая используется как естественными, так общественными и гуманитарными науками. Очень часто математику называют универсальным языком науки, цементом, скрепляющим ее здание. Особое место математики определяется предметом ее исследования. Математика — наука о количественных отношениях действительности (все остальные науки имеют своим предметом какую-либо качественную сторону действительности), она имеет более общий, абстрактный характер, чем все остальные науки, ей все равно, что считать.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в той или иной степени используя  все изученные методы научного познания на различных этапах развития человечества, мы можем прийти к следующим выводам.

Наука - это  сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может  ни возникнуть, ни развиваться.

Современную науку отличает повышение уровня ее абстрактности, утрата наглядности, что является следствием математизации  науки, возможности оперирования высокоабстрактными структурами, лишенными наглядных прообразов.

Изменились  также логические основания науки. Наука стала использовать такой  логический аппарат, который наиболее приспособлен для фиксации нового деятельностного подхода к анализу явлений действительности.

Наконец, еще  одним итогом современной науки  стало развитие биосферного класса наук и новое отношение к феномену жизни. Жизнь перестала казаться случайным явлением во Вселенной, а  стала рассматриваться как закономерный результат саморазвития материи, также  закономерно приведший к возникновению  разума. Науки биосферного класса, к которым относятся почвоведение, биогеохимия, биоценология, биогеография, изучают природные системы, где  идет взаимопроникновение живой  и неживой природы, то есть происходит взаимосвязь разнокачественных  природных явлений. В основе биосферных наук лежит естественноисторическая  концепция, идея всеобщей связи в  природе. Жизнь и живое понимаются в них как существенный элемент  мира, действенно формирующий этот мир, создавший его в нынешнем виде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Основная литература:

1.  Т.Я.Дубнищева. Концепции современного естествознания: основной курс в вопросах и ответах. Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2003.

2.  Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М: Агар, 1996.

3.Игнатова В.А. Основы  современного естествознания.- г.Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета. 1997.

4.  С.Х.Карпенков. Концепции современного естествознания. М.: Академ.Проект, 2003.

5.  Т.Г.Грушевицкая, А.П.Садохин. Концепции современного естествознания. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6.  В.В.Горбачев. Концепции современного естествознания. М.: Оникс 21 век, Мир и образование, 2003.

7.  Концепции современного  естествознания. Под ред. С.И.Самыгина. Ростов на Дону: Феникс, 2003.

Дополнительная литература:

1.  Концепции современного  естествознания. Под ред. В.Н.Лавриненко, М.: Юнити, 2002.

2.  В.А.Канке. Концепции современного естествознания. М.: Логос, 2002.

3.  А.А.Горелов. Концепции современного естествознания. М.: Владос, 2002.

 


Информация о работе Научный метод познания