Наука как эволюционный механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:13, реферат

Описание работы

Наука – это одна из форм духовной культуры, которая направлена на изучение естественного мира и базируется на доказательстве. Такое определение, несомненно, вызовет некоторое недоумение: если наука представляет собой форму духовной культуры, направленную на освоение естественного, или природного мира, тогда получается, что гуманитарные науки не могут быть науками, ведь природа не является объектом их изучения.

Содержание работы

Введение Ошибка! Закладка не определена.
1. Наука как эволюционный механизм 5
2. Научно-техническая революция 8
2.1. Понятие научно-технической революции 8
2.2. Воздействие НТР на жизнь общества 10
2.3. Воздействие НТР на мирровозрение людей 12
2.4. Отрицательные последствия НТР 14
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

реферат — копия.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

НТР неразрывно связана с человеком, его желаниями и надеждами. С одной стороны, наука дает человеку желаемое, с другой – сама влияет на него определенным образом, чего он может и не заметить. Человек эпохи НТР с ее ускоренным темпом жизни совсем не тот, хотя усложнение его бытия в психологическом смысле может сопровождаться уменьшением физической активности. К тезису о том, что наука выполняет желания человека, следует сделать одно серьезное дополнение. Применяя какое-либо достижение науки и получая при этом определенный результат, часто вслед за ожидаемой пользой человек имеет нежелательные последствия.

 

 

2.3. Воздействие научно-технической революции                                   на мировоззрение людей

 

Несомненно, наука имеет огромное мировоззренческое значение, достаточно вспомнить тот переворот в умах, который произошел в результате отказа от геоцентрической картины мира и получившей название «коперниканской революции». В прошлом веке большое влияние на создание людей имела эволюционная теория Дарвина.

Роль науки в жизни общества неуклонно возрастала на протяжении последних столетий. Соответственно, можно говорить и о возрастании мировоззренческого значения науки. Наука и НТР в целом продолжают и поныне оказывать огромное воздействие на формирование мировоззрения людей. Причем как сами научные достижения, например, синергетика, так и их применение в традиционных направлениях научного поиска (информатика).

Научные достижения оказывают как положительное, так и отрицательное влияние, о чем свидетельствует современная экология. Мировоззренческое значение имеют и новые научно-методические средства, как, например, системный подход. Есть все основания думать, что и в обозримом будущем мировоззренческое значение науки будет возрастать.

Существует воздействие и в обратно направлении. Не только НТР влияет на мировоззрение, но и мировоззренческие сдвиги оказывают большое влияние на направление научных исследований. Многих сейчас волнует вопрос о космических пришельцах. Посещают ли нас и посещали ли раньше разумные обитатели других планет? Несомненно, что наука должна давать аргументированный ответ на эти вопросы. Поэтому появление таких новых направлений научного знания, как уфология и палевизитология, которая изучает возможности контакта человека с представителями иных цивилизаций в прошлом, весьма характерно. Даже если никаких пришельцев не было и нет, наука должна изучать феномен небывалого интереса к этой проблеме, хотя бы с точки зрения социальной психологии.

То, что волнует широкие массы людей, достойно научного интереса. В свое время Ф. Энгельс писал о необходимом характере появления разумных существ на других планетах, даже если цивилизация на Земле погибнет. В этом нет ничего невероятного. Хотя кому-то, может быть, хотелось бы чувствовать себя уникальным венцом Вселенной.

 

 

2.4. Отрицательные последствия научно-технической революции

 

Но не все так гладко в развитии науки. Повышается благосостояние главным образом стран Запада, и в то же время миллионы людей во всем мире ежегодно умирают от голода. Слишком много сил наука тратит не на улучшение условий существования людей, а на подготовку новых средств их уничтожения. Невозможно всерьез рассуждать о социально-этических проблемах современной науки, не учитывая, что сегодня в мире, по данным ООН, в военной сфере заняты более 25% общего числа научных работников и на нее приходится 40% всех расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Это отрицательные последствия НТР социального плана. Есть и другие, в частности, психические. Наука и техника является способом и средством становления человеческой сущности в природе и не могут быть объяснены в узкопрагматическом духе как инструмент адаптации человека в окружающей среде с целью проживания в них.

Пагубные для человека и природной среды последствия возникают не только вследствие собственно НТР, а при массовом тиражировании и распространении уже созданных технических новинок, что делает жизнь чрезмерно стандартизированной и однообразной.

Еще одно негативное психологическое последствие НТР связано с тем, что способствуя росту знаний, наука приходит в то же время к отчуждению человека от природы и себе подобных. Массовое научное производство порождает такого же «частичного» (узкоспециализированного) работника, как и крупное промышленное производство. Зная все в своей узкой области деятельности, человек теряет способность к целостному осмыслению действительности.

В результате применения достижений современной науки в традиционных рамках обостряется весь комплекс глобальных проблем, и прежде всего, во взаимоотношениях между обществом и природой.

С ростом научно-технических возможностей человека растут и риск отрицательных последствий его деятельности, и трудность адекватной оценки этого риска. Поэтому любые попытки улучшения природных процессов должны проводиться с величайшей осторожностью. Невозможность предвидения фундаментальных открытий в науке и всех вытекающих из них последствий лежит в самой их природе. Нужно быть готовыми к тому, чтобы постоянно оценивать пользу научно-технических нововведений и вовремя отказаться от них, если получаемый результат будет далек от возлагаемых надежд.

Всемирный характер НТР настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества. Это диктуется тем обстоятельством, что современные глобальные научно-технические проекты требуют огромных финансовых затрат, так и тем, что целый ряд последствий НТР далеко выходит за национальные рамки. Международное научно-техническое сотрудничество вместе с создаваемым наукой единым для всех наций универсальным научным языком (научное эсперанто) создает основу для сближения народов.

Наука и глобальные проблемы настоящего и будущего человеческой цивилизации.

Бурное развитие классической науки началось в XVII-XVIII веках, когда ее основоположники   научились   переводить   эмпирическое   знание   на   язык математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства, невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний.  Без достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука – основная форма человеческого познания, становится все более значимой и   существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем и действуем.

Платон   признавал   разделение   науки   на    три    рода: действенные, производительные и умозрительные. Но ему, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневное  существование человека, который приходится осмысливать сегодня. Бесконтрольное  развитие  цивилизации,  варварское  отношение   человека   к природе привели к тому,  что  на  Земле  не  осталось  ни  одного  укромного уголка, не затронутого  цивилизацией,  ни  одного  растения,  животного,  ни капли воды, ни пищи, оставшихся  в  естественной  первозданной  чистоте. В XXI веке человечество столкнулось с необходимостью решения важных проблем, которые называются глобальными.

В настоящее время увеличивается количество исследований, посвященных глобальным проблемам, и, как следствие, интерпретаций этих проблем. Однако общим местом практически всех публикаций, в которых рассматриваются перспективы мировой цивилизации, стало признание того факта, что самому существованию человечества угрожает глобальный экологический кризис, обусловленный в основном техногенной деятельностью развитых стран. Разброс мнений наблюдается лишь в оценке времени наступления катастрофы, которой не удастся избежать без радикальной перестройки хозяйственной деятельности человечества.

Таким образом, глобальные проблемы ставят на повестку дня вопрос выживания человечества, требуют обобщенных подходов и интеграции, которые подразумевают пересмотр комплекса национальных приоритетов и инфраструктур, уступку части национального суверенитета в пользу мировых структур ради более прочного экономического и политического единства, эффективных объединенных действий с целью поиска путей к устойчивому развитию и решения проблем.

В ХХ в. человечество предпринимало попытки к признанию глобальной взаимозависимости. Лига Наций, сформировавшая концепцию коллективной безопасности, была первым шагом в этом направлении. Вторым шагом стала ООН, продемонстрировавшая способность человечества к объединенным действиям в области безопасности, а также здравоохранения, сельского хозяйства, образования, защиты окружающей среды, охраны детства. Отдельного упоминания заслуживают вопросы широкого признания международных договоров по правам человека и усилия по сохранению и укреплению мира.

Взаимосвязанный, взаимозависимый характер современного мира выступает как противоречие между объективной необходимостью и субъективной неготовностью различных государств, народов и регионов сотрудничать друг с другом в силу имеющихся цивилизационных, этно-конфессиональных, идеологических барьеров.

Действительность, в которой живёт человечество сегодня, действительность, сотворенная самим человеком, несравненно сложнее действительности, в которой жил первобытный человек. Поэтому нет оснований надеяться на то, что все проблемы, стоящие перед современным человеком можно успешно разрешить только на основе опыта и здравого смысла.

И тут возникает, прежде всего, далеко не праздный вопрос, что, вообще, есть теория, и что есть наука, считающаяся царством теорий. Что отличает науку от не науки и существует ли вообще такое отличие? Вопрос этот не праздный потому, что в современной западной философии восторжествовали концепции релятивизирующие науку вплоть до небезызвестного выражения П. Фейерабенда: «не существует никакого научного метода; не имеется никакой простой процедуры или множества правил, которые лежат в основе какого-либо исследования и гарантирует, что оно является научным и тем самым заслуживает доверия».

Релятивизация науки сама по себе породила одну из глобальных проблем современного человечества, которую некоторые называют возвратом средневековья. Подрыв авторитета науки привёл сегодня к возрождению и большому распространению в западном мире почти исчезнувших мистических учений, вплоть до чёрной и белой магии, и всевозможных псевдонаук вроде астрологии, космологии и т. п., а также к появлению бесчисленного числа новых.

Наука – форма   общественного   сознания, представляющая   исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики. Могущество научного знания в его обобщенности, всеобщности, необходимости и объективной истинности. Исследователи материального мира переводят эмпирические знания на язык математики, что привело ко многим блестящим победам.  В области проблем духа, сознания, мышления этот метод принес значительно меньше результатов.

Непосредственная цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе его законов, то   есть   в   широком   смысле – теоретическое    отражение действительности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Так что же ожидает человечество далее: решение проблем НТР или их усугубление? Здесь нельзя дать однозначного ответа. Но можно с полной уверенностью утверждать, что будет продолжаться демографический взрыв, благодаря дальнейшему внедрению медобслуживания в отсталых странах. По прогнозам специалистов население стабилизируется только к середине ХХI века на уровне 10 - 12 млрд.  человек. Вопрос состоит в том, выдержит ли Земля такое число обитателей без сползания к необратимой экологической катастрофе.

Следует также отметить, что выравнивания диспропорций в развитии различных стран мира не следует ожидать в ближайшем будущем. Причиной этого является то, что отсталость - это как бы пересечение всех глобальных проблем НТР, и разрубить гордиев узел этих проблем пока не удается: темпы развития развитых стран превосходят темпы развития развивающихся стран, и пропасть между этими странами увеличивается.

В промышленности будет развиваться дальнейшая автоматизация, но все более, в связи с истощением ресурсов, будут использоваться ресурсосберегающие и экологически чистые технологии. Компьютерные сети, все более внедряясь в жизнь людей, приведут к созданию информационного общества, когда ИНТЕРНЕТ заменит библиотеки.

В общем, я представляю себе будущее, не лишенное проблем, но все же представляющее более высокую ступень развития, чем сейчас.  Но это при условии, что мир не придет к экологической или социальной катастрофе. Именно возможность таких катастроф, а также глобальность многих процессов - вот отличительные признаки эпохи НТР, и то, что человек пытается контролировать эти процессы, глобально означает, что мы сейчас находимся на пути от традиционных взаимоотношений природы и общества их противопоставления (Человек - царь природы) к ноосфере - взаимоотношениям на основе разума и целостности всего мира.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. Учебное пособие. – М., 1998.
  2. Найдыш В.М. Концепция современного естествознания. Учебное пособие. – М., 1999.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: 2001.
  4. Лукашук И.И. Глобализация, государство, ХХI век. – М., 2000.
  5. Иванов Н.П. Глобализация и проблемы изменения парадигмы развития цивилизации // Глобальный мир. Клуб ученых. – 2001. 
  6. Барулин B.C. Социальная философия: Учебник. – М.: 2003.
  7. Вернадский. В.И. Избранные произведения/ Под ред. акад. А.П. Виноградова. – М. Изд-во АН СССР, 1954-1960. Т.1-5.
  8. Гвишиани Д. М. Наука и глобальные проблемы современности // Вопросы философии. – 2002, № 3.
  9. Энгельгардт В.А. Наука в современном мире // Наука и жизнь. – М.: 2003, № 6.

 

 

 

 

 


Информация о работе Наука как эволюционный механизм