Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 22:26, контрольная работа
1. Становление средневековой науки
2.Развитие науки в эпоху Возрождения
3.Рационизм и Эмпиризм
Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием стала чувственная телесность, то в науке эта роль отводилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального познания. Все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только факт самого сомнения, который является непосредственным свидетельством существования разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве единственно истинной точки зрения, является рациональной индивидуальностью. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мыслителя. Художник — это искатель истинных образов, мыслитель — искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя — техника прояснения, или метод познания. Мыслитель способен проникнуть за пределы чувственного мира в замыслы Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира на основе совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы Бога о мире. Может показаться странным, но традиция видеть в чистом разуме средство постижения Бога и его замыслов, которой придерживались ученые Возрождения, развивалась в средневековом мистицизме. Эта традиция берет начало еще в античности — в учениях пифагорейцев, в философии Платона. Чем могло питаться убеждение Платона в том, что ему было дано постичь мир идей, по модели которого создан мир вещей? Идея есть самоочевидность разума, взятого без всяких образов, сама выступающая инструментом создания и конструирования образов. Идея, которую с превеликим трудом может постичь смертный, есть в то же время исходный принцип построения бытия, а значит, должна быть и принципом построения истинного знания. Так было у Платона, но М. Экхарт, мнение которого мы уже приводили, тоже был убежден, что мыслитель, познающий Бога «без помощи образа», становится тождественным Богу. Ученые Возрождения также полагали, что истины, открываемые разумом и не имеющие наглядного выражения, даны как бы самим Богом. С одной стороны, ученые отдавали дань своему времени, когда принято было считать, что высшие истины могут быть установлены только Богом. С другой стороны, в апелляции к Богу был своеобразный «героизм последовательности». Ведь логика мышления требовала выхода за пределы воображения, т.е. в сферу неназванного, которое все же нужно было как-то назвать и обозначить. Знание о том, что нельзя представить наглядно, что является противоестественным с точки зрения земного существования, только в Новое время стали называть естественными законами природы, а мыслители Возрождения ссылались на Бога либо на универсальный Разум.
Хотя сознание ученых Возрождения представляло собой смесь рационализма и мистицизма, нужно отметить, что их Бог — это не ветхозаветный Бог, запретивший Адаму вкушать плоды «познания добра и зла». Именно это обстоятельство служило основанием для преследований некоторых ученых инквизицией. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника (1473—1543) о гелиоцентризме. Жертвой преследования стал итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600). Был предан суду инквизиции Галилео Гилилей (1564—1642), которого обычно относят к основоположникам науки Нового времени. Он разделял возрожденческую идею самотворчества человека, одним из следствий которой явилось научное мировоззрение. Эта идея была представлена еще в учении Николая Кузанского (1401—1464), одного из глубочайших мыслителей Возрождения; по его мысли, сущность человеческой личности есть выражение ею всеобщего, т.е. Бога. А итальянский философ Пико Делла Мирандола (1463—1494), автор знаменитой «Речи о достоинстве человека», утверждал, что если Бог является создателем себя самого, то и человек должен тоже создавать себя сам. Гуманистическая направленность Возрождения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было связано с проблемой человеческого существования.
Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (19.2.1473, Торунь, — 24.5.1543, Фромборк), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира.
Создание гелиоцентрической системы мира явилось результатом долголетнего труда К. Он начал с попыток усовершенствовать геоцентрическую систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея. Многочисленные работы в этом направлении до Коперника сводились или к более точному определению элементов тех деферентов и эпициклов, посредством которых Птолемей представил движения небесных тел, или к добавлению новых эпициклов. Коперник, поняв зависимость между видимыми движениями планет и Солнца, хорошо известную ещё Птолемею, на этой основе построил гелиоцентрическую систему мира. Благодаря ей правильное объяснение получил ряд непонятных с точки зрения геоцентрической системы закономерностей движения планет. Таблицы, составленные Коперником, много точнее таблиц Птолемея, что имело большое значение для быстро развивавшегося тогда мореплавания. Широкое их использование способствовало распространению гелиоцентрической системы мира.
Коперник развил новые
философские идеи лишь в той
мере, в какой это было необходимо
для очередных практических
Философское значение
гелиоцентрической системы
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, — 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция)
Для Ллеонардо да Винчи искусство
и наука были связаны неразрывно. Отдавая
в «споре искусств» пальму первенства
живописи, Л. да В. понимал её как универсальный
язык (подобный математике в сфере наук),
который воплощает посредством пропорций
и перспективы все многообразные проявления
разумного начала, царящего в природе.Как
учёный и инженер Леонардо обогатил проницательными
наблюдениями почти все области науки
того времени, рассматривая свои заметки
и рисунки как подготовительные наброски
к гигантской энциклопедии человеческих
знаний. Скептически относясь к популярному
в его эпоху идеалу учёного-эрудита, Леонардо
был наиболее ярким представителем нового,
основанного на эксперименте естествознания.
Особое внимание Леонардо уделял механике,
называя её «раем математических наук»
и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания,
он сделал попытки определить коэффициенты
трения и скольжения, изучал сопротивление
материалов, занимался гидравликой. Многочисленные
гидротехнические эксперименты (получавшие
разработку в виде новаторских проектов
каналов и ирригационных систем) помогли
Леонардо правильно описать равновесие
жидкости в сообщающихся сосудах. Страсть
к моделированию приводила Леонардо к
гениальным конструктивным догадкам,
намного опережавшим эпоху; таковы наброски
проектов металлургических печей и прокатных
станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих,
землеройных и прочих машин, подводной
лодки и танка, а также разработанные после
тщательного изучения полёта птиц конструкции
летательных аппаратов и парашюта. Собранные
Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных
и полупрозрачных сред на окраску предметов,
отражённые в его живописи, привели к утверждению
в искусстве Высокого Возрождения принципов
воздушной перспективы. Универсальность
оптических законов была связана для Леонардо
с представлением об однородности Вселенной;
он, подобно Николаю Кузанскому, был близок
к созданию гелиоцентрической системы,
считая Землю «точкой в мироздании». Изучая
устройство человеческого глаза, Леонардо
высказал правильные догадки о природе
бинокулярного зрения. В анатомических
исследованиях Леонардо, обобщая результаты
вскрытий, в детализированных, тяготеющих
к иллюзии стереометричности рисунках
заложил основы современной научной иллюстрации.
Идя от простой инвентаризации органов
(в средневековой медицине) к изучению
их функций, он рассматривал организм
как образец «природной механики». Леонардо
впервые описал ряд костей и нервов, высказал
новаторские предположения об антагонизме
мышц, особое внимание уделял проблемам
эмбриологии и сравнительной анатомии.
В опытах с удалением различных органов
у животных Леонардо стремился ввести
экспериментальный метод и в биологию.
Он впервые стал рассматривать ботанику
как самостоятельную биологическую дисциплину;
выделяя и здесь прежде всего структурно-функциональные
моменты, он дал описания листорасположения,
гелиотропизма и геотропизма, корневого
давления и движения соков растений. Говоря
о природной необходимости, «законе минимального
действия» и «разумном основании» природы,
Леонардо последовательно исключал из
своих натурфилософских теорий идею о
боге (допуская её лишь в качестве понятия
о «перводвигателе»), оспаривая, в частности
при рассуждении об окаменелостях, находимых
на вершинах гор, легенду о «всемирном
потопе».Наука эпохи Возрождения слабо
затронула производительные силы, развивавшиеся
по пути постепенного совершенствования
традиции. В то же время успехи астрономии,
географии, картографии послужили важнейшей
предпосылкой Великих географических
открытий, приведших к коренным изменениям
в мировой торговле, к колониальной экспансии
и революции цен в Европе. Достижения науки
эпохи Возрождения стали необходимым
условием для генезиса классической науки
Нового времени.Однако эпоха Возрождения
(особенно 16 в.) отмечена уже крупными научными
сдвигами в области естествознания. Его
развитие, непосредственно связанное
в этот период с запросами практики (торговля,
мореплавание, строительство, военное
дело и др.), зарождавшегося капиталистического
производства, облегчалось первыми успехами
нового, антидогматического мировоззрения.
Специфической особенностью науки этой
эпохи была тесная связь с искусством;
процесс преодоления религиозно-мистических
абстракций и догматизма средневековья
протекал одновременно и в науке и в искусстве,
объединяясь иногда в творчестве одной
личности (особенно яркий пример — творчество
Леонардо да Винчи — художника, учёного,
инженера). Наиболее крупные победы естествознание
одержало в области астрономии, географии,
анатомии. Великие географические открытия
(путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы,
Ф. Магеллана и др.) практически доказали
шарообразность Земли, привели к установлению
очертаний большей части суши. Открытия,
означавшие революционный переворот в
науке, были сделаны в середине 16 в. в области
астрономии: с гелиоцентрической системы
мира великого польского астронома Н.
Коперника, подрывавшей самые основы религиозного
взгляда на мир, «... начинает своё летосчисление
освобождение естествознания от теологии...»
(Энгельс Ф., в книге: Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 347). Плеяда анатомов
Падуанского университета во главе с А.
Везалием заложила в 16 в. основы научной
анатомии, начав систематические анатомические
вскрытия. Испанский учёный М. Сервет близко
подошёл к открытию круговорота крови
в организме. В медицине происходит пересмотр
взглядов, господствовавших в средние
века, создаются новые методы лечения
болезней (основатель ятрохимии Парацельс
и др.). Ряд открытий был сделан в математике,
в частности в алгебре: найдены способы
решения общих уравнений 3-й и 4-й степени
(итальянские математики Дж. Кардано, С.
Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана
современная буквенная символика (французский
математик Ф. Виет), введены в употребление
десятичные дроби (голландский математик
и инженер С. Стевин) и др. Дальнейшее развитие
получает механика (Леонардо да Винчи,
Стевин и др.). Растет объём знаний и в других
областях науки. Так, Великие географические
открытия дали огромный запас новых фактов
не только по географии, но и по геологии,
ботанике, зоологии, этнографии; значительно
вырос запас знаний по металлургии и минералогии,
связанный с развитием горного дела (труды
немецкого учёного Г. Агриколы, итальянского
учёного В. Бирингуччо), и т. д. Первые успехи
в развитии естественных наук, ренессансная
философская мысль подготовили становление
экспериментальной науки и материализма
17—18 вв. Переход от ренессансной науки
и философии (с её истолкованием природы
как многокачественной, живой и даже одушевлённой)
к новому этапу в их развитии — к экспериментально-
XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.
Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир.
У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).
Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В XVII веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.
На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
Рационализм- (ratio - разум) как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" - развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в др.греческой философии, например еще Парменид различал знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению" (полученное в результате чувственногог восприятия).
Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв. - истинно только то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов математики и естесвознания рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Так например к основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать "генетическим кодом", передаваемым от поколения к поколению. С ним перекликается Лейбниц, предполагая наличие предрасположений (задатков) мышления.
Сущность эмпиризма и рационализма
Рене Декарт (1596-1650) - основоположник современной западной философии, как это признается многими исследователями истории философии.Он родился во Франции в местечке Лаэ. Учился в иезуитском колледже Ла-Флеш, получил образование по специальности права в 1616 г. Много путешествовал по Германии, Италии, Голландии и Франции. В течение некоторого времени служил сначала в протестантской, а затем в католической Баварской армии. Именно в этот период в Ульме ему предоставилась возможность в течение суровой зимы провести некоторое время в жарко натопленной комнате, чтобы поразмышлять и развить свой подход к философии.Он был как математиком, так и философом, ставившим перед собой задачу создать заново философию, установив ее на незыблемых основах несомненного знания.Был абсолютно неудовлетворен всем корпусом знания, который приобрел в колледже и который отражал состояние философии в то время, и стремился пересмотреть все прошлые традиции, но в отличие от Бэкона обращался не к опыту, а к разуму. Основой для преобразования философии считал математику, и поэтому усиленно занимался ею.Друзья, с которыми он интенсивно общается на протяжении всей своей деятельности, в частности Мерсенн, также поддерживают его в этом намерении. Вокруг него собирается кружок друзей по общности интересов, который впоследствии перерос в Академию наук Франции.
В 1629 г. он переселяется в Нидерланды, где прошла главная часть его жизни и деятельности и где он прожил около 20 лет.Как-то в своем произведении Декарт писал, что его не устраивает кабинетная ученость и что все можно найти в "великой книге мира и в себе самом", и всю свою жизнь следовал этим принципам. Прежде всего он изучал мир и поэтому мало читал произведений других авторов, считая, что не стоит зря тратить время. Декарт был экспериментатором и исследователем, чем напоминал Галилея, и хватался за все, что могло дать практическое применение, поэтому он был не только философом, но и крупнейшим ученым. Он - создатель современной алгебры и аналитической геометрии и один из создателей механики. Декарт - автор закона преломления света, он много сделал для физиологии, психологии, физики.Основные сочинения Декарта: "Рассуждения о методе" (1637), "Метафизические размышления" (1641), "Начала философии" (1644), "Правила для руководства ума" и др.
Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика. Он писал в "Началах философии": "Вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец"1.