Неклассическая наука и ее концептуальные основы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.

Содержание работы

1. Введение
2. Периодизация науки
3. Неклассическая наука
4. История естествознания как смена научных парадигм
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

К.раб по Концепция современного естествознания 2 сем.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в результате научной революции происходит не столько скачок на более высокий уровень знания (хотя и это имеет место), сколько перестройка самих взглядов на проблему, "реструктуризация" научной информации. После этого вновь наступает кумулятивный период "нормальной" науки, но уже в рамках новой парадигмы.

Описанный процесс очень  напоминает эволюцию во времени сложных  самоорганизующихся систем, находящихся  вдали от состояния теплового  равновесия, которые изучаются синергетикой. Поведение таких систем также  характеризуется периодом "накопления" неустойчивостей, в результате чего в определенные моменты (точки бифуркаций) происходит скачкообразная, "катастрофическая" смена структуры, причем какая из возможных структур реализуется - предсказать невозможно.

Следует отметить, что  рассмотренный подход к динамике научного знания пока еще находится в стадии развития и имеет немало критиков. В частности, до сих пор нет единого мнения о том, с какого "минимального" уровня (наука в целом, разделы науки, области знания, отдельные научные проблемы) уместно вводить понятие парадигмы. Например, относится ли флогистонная и кислородная теория горения к разным химико-физическим концепциям или же эти теории принадлежат к разным парадигмам (как считает Т. Кун).

Так или иначе, одна из существующих точек зрения заключается в предельно широком толковании термина парадигма как концептуального и методологического базиса науки. В соответствии с этой точкой зрения за всю историю естествознания существовали две глобальные концептуально-методологические конструкции, две парадигмы: ньютоновская и эволюционная.

В соответствии с первой природа в целом качественно  не развивается, а все изменения  связаны лишь с количественными  характеристиками существующих материальных связей. Наиболее категорично ньютоновская парадигма проявляет себя в динамических теориях, описывающих однозначное, строго определенное начальными условиями поведение объектов. Но даже в статистических теориях, где описание динамики поведения носит вероятностный характер, однозначность и определенность в поведении рассматриваемых объектов остается, правда, относится она уже не к самим объектам, а к средним значениям, средним отклонениям и другим параметрам, описывающим случайные величины. Очевидно, вплоть до настоящего времени ньютоновская парадигма была характерна для физики, химии и других разделов естествознания, изучающих фундаментальные явления в сравнительно низкоорганизованных структурах.

Иной подход к явлениям природы характерен для эволюционной парадигмы. В соответствии с ней  динамика процессов в природе  имеет непредсказуемый, уникальный характер. Это, конечно, не исключает существования определенных закономерностей поведения, но эти закономерности проявляются скорее как тенденции развития, чем как однозначная зависимость от начальных условий.

Кроме того, в соответствии с эволюционной парадигмой изменения в природе могут приводить к появлению качественно новых объектов (например, рождение звезды из газопылевого облака или рождение человека), обладающих свойствами, которые полностью отсутствовали у структурных единиц, образующих эти объекты. Такое поведение, в первую очередь, характерно для космических, биологических, социальных процессов.

Можно сказать, что ньютоновская парадигма воспринимает природу  как "мир существующий", а эволюционная парадигма - как "мир возникающий". Если еще совсем недавно казалось, что только ньютоновская парадигма удовлетворяет критериям научности, то сейчас можно с уверенностью сказать, что эволюционная парадигма является столь же фундаментальным взглядом на материальный мир.

 

Заключение

 

Наука занимает свое достойное  место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой  является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного  сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания.

Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением  и предсказанием процессов и  явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система  наук условно делится на естественные, общественные и технические. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет. А в развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.

Одна из наиболее интересных проблем внешней истории состоит  в том, чтобы уточнить психологические  и, конечно, социальные условия, необходимые (но, конечно, всегда недостаточные) для научного прогресса, однако в самой формулировке этой “внешней” проблемы должна принимать участие некоторая методологическая теория, некоторое определение науки.

История науки есть история  событий, выбранных и интерпретированных некоторым нормативным образом. И если это так, то проблема оценки конкурирующих логик научного исследования и, следовательно, конкурирующих реконструкций истории - проблема, на которую до сего времени не обращали внимания, — приобретает первостепенное значение.

Задачей философии науки  было определить принципы рационального  исследовательского поведения, принципа опираясь на которые, можно приобрести какие-то знания обо всей действительности; дать науке теоретическую основу для рациональных действий. Однако вместо этого философия науки открыла исследователям новые трудности и ограничения научных знаний.

 

 

Список использованной литературы

Канке В.А. Основные философские  направления и концепции науки. Итоги XX столетия. - М., 2000.

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. - М., 1998.

Эйнштейн А. Физика и  реальность. - М., 1965.

Поппер К.Р. Логика и  рост научного знания. - М., 1983.

Эйнштейн А., Инфельд  Л. Эволюция физики. - М., 1965.

Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. - М.,1909. - С.

Гейзенберг В. Физика и философия. - М., 1989.

Бор Н. Избранные научные  труды. - М., 1971. - Т.2.

Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. В кн.: Избранные труды по методологии  и истории физики. - М., 1995.

 

 


Информация о работе Неклассическая наука и ее концептуальные основы