Неклассическая наука
Неклассическая наука (первая
половина XX в.), исходный пункт которой
связан с разработкой релятивистской
и квантовой теории, отвергает объективизм
классической науки, отбрасывает представление
реальности как чего-то не зависящего
от средств ее познания, субъективного
фактора. Она осмысливает связи между
знаниями объекта и характером средств
и операций деятельности субъекта. Экспликация
этих связей рассматривается в качестве
условий объективно-истинного описания
и объяснения мира.
Подрыву классических представлений
в естествознании способствовали некоторые
идеи, которые зародились еще в середине
XIX века, когда классическая наука находилась
в зените славы. Среди этих первых неклассических
идей, в первую очередь, следует отметить
эволюционную теорию Ч. Дарвина. Как известно,
в соответствии с этой теорией биологические
процессы в природе протекают сложным,
необратимым, зигзагообразным путем, который
на индивидуальном уровне совершенно
непредсказуем. Явно не вписывались в
рамки классического детерминизма и первые
попытки Дж. Максвелла и Л. Больцмана применить
вероятностно-статистические методы к
исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц,
А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце
XIX века начали развивать идеи релятивизма,
подвергая критике устоявшиеся представления
об абсолютном характере пространства
и времени. Эти и другие революционные
с точки зрения классической науки идеи
привели в самом начале XX века к кризису
естествознания, коренной переоценке
ценностей, доставшихся от классического
наследия.
Научная революция, ознаменовавшая
переход к неклассическому этапу в истории
естествознания, в первую очередь, связана
с именами двух великих ученых XX века -
М. Планком и А. Эйнштейном. Первый ввел
в науку представление о квантах электромагнитного
поля, но по истине революционный переворот
в физической картине мира совершил великий
физик-теоретик А. Эйнштейн (1879-1955), создавший
специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности.
Как мы помним из предыдущего
раздела, в механике Ньютона существуют
две абсолютные величины - пространство
и время. Пространство неизменно и не связано
с материей. Время - абсолютно и никак не
связано ни с пространством, ни с материей.
Эйнштейн отвергает эти положения, считая,
что пространство и время органически
связаны с материей и между собой. Тем
самым задачей теории относительности
становится определение законов четырехмерного
пространства, где четвертая координата
- время. Эйнштейн, приступая к разработке
своей теории, принял в качестве исходных
два положения: скорость света в вакууме
неизменна и одинакова во всех системах,
движущихся прямолинейно и равномерно
друг относительно друга, и для всех инерциальных
систем все законы природы одинаковы,
а понятие абсолютной скорости теряет
значение, так как нет возможности ее обнаружить.
Кроме того, он построил математическую
теорию броуновского движения, разработал
квантовую концепцию света, а за открытие
фотоэффекта в 1921г. ему была присуждена
Нобелевская премия, дал физическое истолкование
геометрии Н. Н. Лобачевского (1792-1856).
Буквально в течение первой
четверти века был полностью перестроен
весь фундамент естествознания, который
в целом остается достаточно прочным и
в настоящее время.
Что же принципиально нового
в понимании природы принесло с собой
неклассическое естествознание?
1. Прежде всего, следует
иметь в виду, что решающие
шаги в становлении новых представлений
были сделаны в области атомной
и субатомной физики, где человек
попал в совершенно новую познавательную
ситуацию. Те понятия (положение
в пространстве, скорость, сила, траектория
движения и т.п.), которые с успехом
работали при объяснении поведения
макроскопических природных тел,
оказались неадекватными и, следовательно,
непригодными для отображения
явлений микромира. И причина
этого заключалась в том, что
исследователь непосредственно
имел дело не с микрообъектами
самими по себе, как он к
этому привык в рамках представлений
классической науки, а лишь с "проекциями"
микрообъектов на макроскопические
"приборы". В связи с этим
в теоретический аппарат естествознания
были введены понятия, которые
не являются наблюдаемыми в
эксперименте величинами, а лишь
позволяют определить вероятность
того, что соответствующие наблюдаемые
величины будут иметь те или
иные значения в тех или
иных ситуациях. Более того, эти
ненаблюдаемые теоретические объекты
(например, y - функция Шредингера в квантовой
механике или кварки в современной теории
адронов) становятся ядром естественнонаучных
представлений, именно для них записываются
базовые соотношения теории.
2. Второй особенностью
неклассического естествознания
является преобладание же упомянутого
вероятностно-статистического подхода
к природным явлениям и объектам,
что фактически означает отказ
от концепции детерминизма. Переход
к статистическому описанию движения
индивидуальных микрообъектов было,
наверное, самым драматичным моментом
в истории науки, ибо даже основоположники
новой физики так и не смогли
смириться с онтологической природой
такого описания ("Бог не играет
в кости", - говорил А. Эйнштейн),
считая его лишь временным, промежуточным
этапом естествознания.
3. Далеко за рамки естествознания
вышла сформулированная Н. Бором
и ставшая основой в неклассической
физике идея дополнительности. В
соответствии с этим принципом, получение
экспериментальной информации об одних
физических величинах, описывающих микрообъект,
неизбежно связано с потерей информации
о некоторых других величинах, дополнительных
к первым. Такими взаимно дополнительными
величинами являются, например, координаты
и импульсы, кинетическая и потенциальная
энергия, напряженность электромагнитного
поля и число фотонов и т.п. Таким образом,
с точки зрения неклассического естествознания
невозможно не только однозначное, но
и всеобъемлющее предсказание поведения
всех физических параметров, характеризующих
динамику микрообъектов.
4. Для неклассического
естествознания характерно объединение
противоположных классических понятий
и категорий. Например, в современной
науке идеи непрерывности и
дискретности уже не являются
взаимоисключающими, а могут быть
применены к одному и тому
же объекту, в частности, к физическому
полю или к микрочастице (корпускулярно-волновой
дуализм). Другим примером может служить
относительность одновременности: события,
одновременные в одной системе отсчета,
оказываются неодновременными в другой
системе отсчета, движущейся относительно
первой.
5. Произошла в неклассической
науке и переоценка роли опыта
и теоретического мышления в
движении к новым результатам.
Прежде всего, была зафиксирована
и осознана парадоксальность
новых решений с точки зрения
"здравого смысла". В классической
науке такого резкого расхождения
науки со здравым смыслом не
было. Основным средством движения
к новому знанию стало не
его построение снизу, отталкиваясь
от фактической, эмпирической стороны
дела, а сверху. Явное предпочтение
методу математической гипотезы,
усложнение математической символики
все чаще стали выступать средствами
создания новых теоретических
конструкций, связь которых с
опытом оказывается не прямой
и не тривиальной.
Как реакция на кризис механистического
естествознания и как оппозиция классическому
рационализму в конце XIX в. возникает направление,
представленное В. Дильтеем, Ф. Ницше, Г.
Зиммелем, А. Бергсоном, О. Шпенглером и
др., - "философия жизни". Здесь жизнь
понимается как первичная реальность,
целостный органический процесс, для познания
которой неприемлемы методы научного
познания, а возможны лишь внерациональные
способы - интуиция, понимание, вживание,
вчувствование и др.
Представители баденской школы
неокантианства В. Виндельбанд (1848-1915)
и Г. Риккерт (1863-1936) считали, что "науки
о духе" и естественные науки, прежде
всего, различаются по методу. Первые (идиографические
науки) описывают неповторимые, индивидуальные
события, процессы, ситуации; вторые (номотетические),
абстрагируясь от несущественного, индивидуального,
выявляют общее, регулярное, закономерное
в изучаемых явлениях.
Испытавший на себе сильное
влияние В. Виндельбанда и Г. Риккерта немецкий
социолог, историк, экономист Макс Вебер
(1864-1920) не разделяет резко естественные
и социальные науки, а подчеркивает их
единство и некоторые общие черты. Существенная
среди них та, что они требуют «ясных понятий»,
знания законов и принципов мышления,
крайне необходимых в любых науках. Социология
вообще для него наука «номотетическая»,
строящая свою систему понятий на тех
же основаниях, что и естественные науки
- для установления общих законов социальной
жизни, но с учетом ее своеобразия.
Заключение
Итак, в рамках
неклассической философии были сформулированы
идеи, «приземлившие» философию И. Канта
и Гегеля. Стройные формы её (систематичность,
концептуальность, язык, логика, диалектика
и т.п.) были отвергнуты или перестали быть
обязательными. В философию пришли нерациональные
способы познания и выражения мысли. Неклассическая
философия как бы вернула человеку человеческое
- волю, субъективные переживания, интуицию,
мистическую веру, комплексное восприятие
жизни. Она предопределила основные направление
философии XX ст. в лице экзистенциализма,
феноменологии, персонализма, герменевтики,
отчасти психоанализа, идею благоговения
перед жизнью А. Швейцера и др.
Общее умонастроение
неклассической философии подчёркивает
несовершенство научно-технического прогресса
как идеологии и высвечивает проблему
человеческой личности как главную цель
философии нашего столетия.
Неклассическая
наука, выявила ограниченность «наивного
объективизма» и показала зависимость
научного познания от средств и способов
деятельности познающего субъекта. Она
обнаружила возможность и даже желательность
описания одной и той же реальности с различных
исследовательских позиций, различными
методами.
В неклассической
науке появилось много принципиально
новых теорий и законов по сравнению с
классической науки. Решающие шаги в становлении
новых представлений были сделаны в области
атомной и субатомной физики, где человек
попал в совершенно новую познавательную
ситуацию. Те понятия (положение в пространстве,
скорость, сила, траектория движения и
т.п.), которые с успехом работали при объяснении
поведения макроскопических природных
тел, оказались неадекватными и, следовательно,
непригодными для отображения явлений
микромира. В теоретический аппарат естествознания
были введены понятия, которые позволяют
определить вероятность того, что соответствующие
наблюдаемые величины будут иметь те или
иные значения в тех или иных ситуациях.
Ещё одной особенностью
неклассического естествознания является
преобладание же упомянутого вероятностно-статистического
подхода к природным явлениям и объектам,
что фактически означает отказ от концепции
детерминизма. Для неклассического естествознания
характерно объединение противоположных
классических понятий и категорий. Например,
в современной науке идеи непрерывности
и дискретности уже не являются взаимоисключающими,
а могут быть применены к одному и тому
же объекту, в частности, к физическому
полю или к микрочастице. Другим примером
может служить относительность одновременности:
события, одновременные в одной системе
отсчета, оказываются неодновременными
в другой системе отсчета, движущейся
относительно первой.
Особенность
неклассической науки являлось также
явное предпочтение методу математической
гипотезы, усложнение математической
символики все чаще стали выступать средствами
создания новых теоретических конструкций,
связь которых с опытом оказывается не
прямой и не тривиальной.