Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:33, контрольная работа
Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).
Изменение учетной ставки.
Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды,
представленные коммерческим банкам,
называется учетной ставкой. С понижением
учетной ставки увеличивается спрос
коммерческих банков на кредиты ЦБ.
Одновременно увеличиваются резервы
коммерческих банков и их способность
давать кредит предпринимателям и населению.
Снижается и банковский процент
за кредит. Предложение денежной массы
в стране возрастает. Наоборот, когда
нужно снизить деловую
Политика дешёвых денег
Проводится в период низкой
конъюнктуры. Центральный банк увеличивает
предложение денег путём
Политика дорогих денег
Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.
5. Общегосударственное прогнозирование, планирование, и программирование социально-экономического развития.
Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономикой является разработка прогнозов.
Государственное
Виды целевых программ: долгосрочные, среднесрочные. Программа СЭР РФ – это комплексная система целевых ориентиров СЭР и планирование государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Состав программы: оценка и характеристика состояния, концепция программы, макроэкономическая политика, институциональные преобразования, инвестиционная и структурная политика аграрная, экологическая, социальная и внешнеэкономическая политика.
Государственное планирование
6. Внешнеэкономическая политика
Внешнеэкономическая
политика (ВЭП) - это государственная
политика в области экспорта
и импорта, таможенных пошлин,
тарифов, ограничений,
Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.
Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата - цены и внешнеэкономическую политику.
Основная цель внешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.
Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешне-экономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами.
Если конкретизировать эти
общие положения применительно
к глобальной экономике, то целью
политики государств является обеспечение
выгодных для страны в целом и
ее хозяйственных субъектов
В промышленно развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики. Он осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю.
К ним в первую очередь относятся таможенные пошлины, ограничения ввоза и вывоза определенных товаров путем установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (контингентов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами.
Во внешнеэкономической
политике идет постоянное
Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте. Таможенный тариф применяется на национальном уровне. Понятно, что оба названных подхода нередко уживаются друг с другом. Как либерализация, так и протекционизм носят избирательный характер, и можно говорить лишь о преобладании первого или второго. В странах, где проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство проводит протекционистскую политику «с обратным знаком», когда с помощью тех же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт. Политика же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно двусторонних) по смягчению ограничений внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами. К примеру, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта - импорта, т.е. квотирование и лицензирование.
Государство может не только
снизить ограничения в
7. Антимонопольная политика государства
Рынок действует по определенным принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов рыночной экономики.
Антимонопольная политика – это целенаправленная деятельность государственных органов по защите и усилению конкурентных начал в экономике и созданию препятствий для возникновения чрезмерной власти монополий.
Эта политика находит выражение в следующих действиях:
Регулирование деятельности естественной монополии
Естественная монополия – это неустранимый без ущерба для общества вид монополии.
Она возникает в сферах,
где один производитель, используя
положительный эффект масштаба производства,
удовлетворяет полностью
Государственную антимонопольную
политику в России регулирует Федеральная
антимонопольная служба. Стоящие
в настоящее время перед
8.Сущность муниципального управления
Под муниципальным управлением
понимается управление муниципальной
собственностью в условиях рыночной экономики. Речь идет
о такой системе управления, которая обеспечивает
высокоэффективное функционирование
соответствующих органов местного управления. Границы муниципальных
образований (город, районов, сельских
поселений) устанавливаются органами государственной власти
субъектов Федерации (области, края, республики)
на основе исторически сложившихся границ
компактного проживания населения.
Термин «муниципальный»,
«местный» относится, в частности, к предприятиям,
организациям, учреждениям, объектам собственности,
находящимся в пределах муниципального образования.
Муниципальные образования имеют местный
бюджет, который формируется, утверждается
и используется органами местного самоуправления.
Они же осуществляют и контроль за исполнением
бюджета при выполнении контрольных функций и участии в государственных
органах управления.
Общей целью муниципального управления
является повышение уровня жизнеобеспечения
населения в условиях становления рынка.
Общими задачами для всех форм территориальной организации
хозяйства являются реформирование структуры экономики,
ее социологизация, преодоление депрессивного
состояния регионов, создание социальной инфраструктуры,
стабилизация экономики, развитие межрегиональных
и внутрирегиональных связей, поддержание
нормальной экологической обстановки,
сохранение единого экономического пространства.
Муниципальное управление - это новая
система управления, наиболее целесообразная
в условиях становления и развития рыночных
отношений, пришедшая на смену многолетней
командно-административной системы управления
в России. Муниципальное управление использует
опыт и достижения всех научных школ общего
управления (менеджмента). Оно базируется на достижениях
таких наук, как экономика, теория управления,
социология, технология, информатика и
др.
Используя их методы, положения для собственного развития, оно в то же время
само обогащает эти отрасли знания новыми подходами. Как
уже отмечалось, муниципальное управление
имеет дело с внутрирегиональными социально-экономическими
системами и управлением ими.
Среди вопросов, относящихся к муниципальному
управлению находятся: контроль за использование
природных ресурсов муниципального образования,
охрана природы, санитарный надзор,
содержание систем энерготопливооводоснабжения,
благоустройство, создание производственной и социальной
инфраструктуры и обеспечение ее жизнедеятельности,
сохранение памятников истории и культуры,
обеспечение населения торговым, бытовым
и культурным обслуживанием, занятость населения, а также обеспечение
финансово-экономической самостоятельности
муниципального образования при укреплении экономических
связей (внутрирегиональных и межрегиональных),
сохранение единого экономического пространства
России, формирование регионального рынка
и т.д.
Для исследования проблем муниципального
менеджмента обычно используется целый
комплекс научных методов, важнейшие из которых
следующие: аналитический анализ, нормативный,
балансовый, организационный, статистический,
экономико-математический, экономический,
социально-психологический.
Располагая различными по масштабам, структуре, экономической значимости объектами,
местное хозяйство использует адекватную
им методологию подходов к управлению
разными объектами. Это можно увидеть
на примере управления городом и административным районом в разных субъектах
Федерации.
Несмотря на то, что в гл.8 Конституции
Российской Федерации закреплены основные
принципы организации и деятельности
местного самоуправления, в субъектах
Федерации - областях, краях, республиках
- система местного самоуправления сложилась
по-разному. В ряде регионов города и районы
представляют собой базу государственной власти
субъекта Федерации на местах. В других территориальных
единицах действуют исполнительные органы местного
самоуправления. В некоторых же субъектах
Федерации местные администрации районов,
городов возглавляются главами местного
самоуправления. Во многих субъектах Федерации действуют свои законодательные
акты о местном самоуправлении. Они по-разному
определяют структуру и функции органов местного самоуправления.
Сегодня, когда на смену чисто административным методам управления приходят
экономические, аппарат исполнительной власти должен
иметь оптимальную, упрощенную структуру и выступать
в роли организующего механизма.
Субъекты Российской Федерации используют
различные подходы при образовании местных
исполнительных органов и формировании
их структуры, определении их функций
и полномочий, и там, где структура и полномочия местных органов
власти обозначены четко и использован системный подход,
управление лучше, больше возможностей для обеспечения
стабильного развития территорий.
Органы местного самоуправления не входят
в систему государственной власти. Местное
самоуправление - это особая власть, не относящаяся
ни к одной из трех ветвей государственной власти
- законодательной, исполнительной, судебной.
Правда, в системе органов местного самоуправления создаются
представительные и исполнительные органы, которых
наделяют отдельными государственными
полномочиями. Исключение, однако, представляют
такие крупнейшие города, как Москва, Санкт-Петербург,
которые согласно Конституции Российской
Федерации наделены правами ее субъектов. Они имеют свою
законодательную, исполнительную и судебную
власть и особую структуру органов местного
самоуправления.
В настоящее время на эффективность народного хозяйства страны, ее районов,
городов, других населенных пунктов довольно
сильное влияние оказывает механизм управления,
включающий в себя организационные структуры,
методы и формы управления, а также экономические
рычаги и стимулы воздействия. Одним из
главных требований, предъявляемых к аппарату
местного управления в наши дни, является
рациональность его структуры, поскольку от этого
зависит экономичность управления и производительность
управленческого труда.
Последние годы муниципальные аппараты
управления начали работать более слаженно.
Там, где меньше увлекаются администрированием,
появляется больше возможностей для развития
процессов демократизации, руководство более внимательно
относится к просьбам населения, его пожеланиям и
предложениям, в большей мере проявляется творческое
начало в решении вопросов, улучшилось
делопроизводство, сокращен поток деловых
бумаг, различных инструкций и т.д.
Информация о работе Необходимость и сущность госрегулирования