Николай Коперник - один из великих ученых средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:00, реферат

Описание работы

На протяжении всей своей истории люди выработали несколько способов познания и освоения окружающего их мира. Одним из таких важнейших способов, безусловно, является наука. Наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире, и выводов полученных на основе законов логики. Анализируя историю развития современного естествознания, мы не можем обойти стороной вопрос о характере науки в эпоху Средневековья. Однако понимание характера средневековой науки возможно лишь с помощью выяснения особенностей средневекового мировоззрения, предопределившего специфику этой науки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Основные черты средневекового мировоззрения…………………….…4
2. Наука и научное познание в Средние века…………………..…………6
3. Николай Коперник - один из великих ученых средневековья…….....9
4. Авиценна- основатель медицины………………………………….........11
Заключение………………………………………………………………...…16
Список использованной литературы………………………...……….........17

Файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 50.43 Кб (Скачать файл)

 Содержание

 

 Введение………………………………………………………………………3   

 1. Основные черты средневекового мировоззрения…………………….…4

2. Наука и научное познание в Средние века…………………..…………6

 3. Николай Коперник - один из великих ученых средневековья…….....9   

 4. Авиценна- основатель медицины………………………………….........11 

Заключение………………………………………………………………...…16

 Список использованной  литературы………………………...……….........17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

  На протяжении всей  своей истории люди выработали  несколько способов познания  и освоения окружающего их  мира. Одним из таких важнейших  способов, безусловно, является наука.  Наука создает мир знаний, состоящий  только из экспериментально доказанных  данных об этом мире, и выводов  полученных на основе законов  логики. Анализируя историю развития  современного естествознания, мы  не можем обойти стороной вопрос  о характере науки в эпоху  Средневековья. Однако понимание  характера средневековой науки  возможно лишь с помощью выяснения  особенностей средневекового мировоззрения,  предопределившего специфику этой  науки.                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Основные черты средневекового мировоззрения

 

Средневековое мышление воспринимало мир в виде рационально не оформленного, не представленного в строгих  понятиях опыта. Основной интерес к  явлениям природы состоял в поиске иллюстраций к истинам морали и религии. Любые проблемы, в том  числе и естественнонаучные, обсуждались  с помощью толкований текстов  Священного писания. Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага  человека. Бог всемогущ, и способен в любой момент нарушить естественный ход природных процессов во имя  своих целей. Сталкиваясь с необычными, поражающими воображение явлениями  природы, воспринимал их как чудо, как промысел Божий.  По-разному  относились античные и средневековые  мыслители к чудесным, необычным  явлениям в мире. Если Аристотель удивлялся какому- либо природному феномену, то затем он начинал искать ему объяснение, так как был убежден в возможности узнать что- либо о вещи с полной определенностью. Напротив, Августин Блаженный, считал, что наши знания всегда будут ограничены, признавал чудо- волю творца.  Очень важным для средневековья был догмат о сотворении мира Богом из ничего, что прямо противоречит античному мировоззрению. Из этого догмата следует такая характеристика мышления, как телеологизм- истолкование явлений действительности как существующих по промыслу Божью для и во имя исполнения заранее предусмотренных целей. Природа более не обладает самостоятельностью, не имеет безусловного бытия, сама для себя недостаточна. Так, вода и земля служат растениям, которые служат скоту. А весь мир служит человеку, созданному по образу и подобию Божьему. Естественнонаучный интерес ослабевает еще и потому, что природа, будучи с господствующей точки зрения несамостоятельной, не дает возможности познать последние причины и основания своего собственного существования: они не могут быть открыты человеку на земле. Только после смерти Бог откроет святым основания своих творений.  Будучи сотворенной, всякая вещь- от пылинки до природы в целом- лишалась своей независимости. Ее существование, определяемое неким верховным планом, не могло не быть символичным: оно лишь воспроизводило, воплощало скрытую за ним фундаментальную сущность, несовершенным прототипом и дубликатом которой оно являлось. Отсюда формируется характерная черта средневекового сознания- моральный символизм. Отсюда появляется интерес к естественным явлениям, который ведет не к гипотезам и научным обобщениям, а делает их символами моральных и религиозных ценностей. Так, Луна была образом церкви, отражающей божественный свет, ветер- образом духа и т.д. Слово стало орудием постижения творения, средством приобщения и реконструкции божественных творческих актов. Поэтому процесс познания вещи заключалось в исследовании понятия, что определяло сугубо книжный, текстовой характер познавательной деятельности.  Отмеченные нами особенности средневекового мировоззрения и мышления соответствующим образом отразилось на процессе средневекового познания, обусловив следующие его специфические черты:  Вся деятельность человека воспринималась в русле религиозных представлений, а все противоречащее догматом церкви запрещалось специальными декретами. Все воззрения на природу проходили через цензуру библейских концепций. Это усиливало элемент созерцательности познания, настраивало его на откровенно мистический лад, что и предопределило регресс или, в лучшем случае, стагнацию научного познания.  Поскольку причина взаимосвязанности и целостности элементов мира в Средние века усматривалась в Боге, в средневековой картине мира не могло быть концепции объективных законов, без которой не могло оформиться естествознание. Ведь закон- это необходимая существенная связь каких-то явлений. Средневековый же мыслитель искал не эти связи между явлениями, а отношение их к Богу, место в иерархии вещей.  В силу теологически-текстового характера познавательной деятельности усилие интеллекта сосредотачивалось не на анализе вещей, а на анализе понятий. Универсальным методом служила дедукция, осуществлявшая субординацию понятий, которой соответствовал определенный иерархический ряд действительных вещей. Поскольку манипулирование понятиями замещало манипулирование объектами действительности, не было необходимости контакта с последним. Отсюда принципиально внеопытный стиль умозрительной схоластической науки, обреченной на бесплодное теоретизирование и оторванность от реальной действительности.                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.Наука и научное познание в Средние века 

 

 В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией (философским учении о Боге). В этой ситуации наука становилась средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины, а не ради практических результатов. Тем не менее в недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрономия, алхимия, ятрохимия, натуральная магия, которые подготовили возможность образования современной науки. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки.  В положительную сторону ситуация в средневековой науке стала меняться в ХII веке, когда в научном обиходе стало использоваться все научное наследие Аристотеля. Тогда наука столкнулась с теологией и пришла с ней в противоречие. Разрешением этого противоречия стала концепция двойной истины, то есть признание права на сосуществование «естественного разума» на ряду с верой, основанной на откровении. Но даже в этих обстоятельствах еще долгое время все опытное знание и выводы, полученные из него методом дедукции, признавались лишь вероятными, обладающими только относительной, а не абсолютной достоверностью.  В это же время были сделаны первые шаги к механическому объяснению мира. Появляется понятие пустоты, бесконечного пространства и движения по прямой линии. Конечно, эти понятия еще нельзя считать четко сформулированными и осознанными. Это только подходы, которые дадут свои плоды через триста лет. Также закладывается новое понимание механики, которая в античности была прикладной наукой. Античность и раннее Средневековье рассматривали все созданные человеком инструменты как искусственные, чуждые природе. В силу этого они не имели ни какого отношения к познанию мира, так как действовал принцип: «подобное познается подобным». Сейчас же инструменты считались тождественным природе, ее частью, что открывало возможность видеть в эксперименте средство познания природы, а не просто чудеса и фокусы.  Важным было создания условий для точного измерения. В науке вплоть до эпохи Возрождения точное измерение природных процессов считалось не возможным. Такое представление восходит к античности, где точность рассматривалась как характеристика только идеальных объектов. Сейчас же идет бурное развитие астрологии, содержащей в себе зародыш будущей астрономии и требующей довольно точных измерений. Так начинается математизация физики и физикализация математики, которая завершилась созданием математической физики Нового времени.  Весьма существенным фактом для становления средневекового естествознания стал отказ от античной модели совершенства- круга. Она была заменена на модель бесконечной линии, что соответствовало формированию представлений о бесконечной Вселенной.  В ХIII веке оксфордский теолог и математик Т. Брадвердин впервые уподобил местонахождение христианского Бога до сотворении мира пустому геометрическому пространству. В результате этого весь процесс деяний Бога мог быть выражен математическими закономерностями. Через эти математические закономерности можно было распознать вечные модели и первоосновы мира, которым соответствовали явления земной природы.  Не менее важным для становления современной науки были религиозные обряды и ритуалы, подчинявшие жизнь горожан строгому ритму, распорядку, почасовой регламентации; особую роль играли также средневековая школа и университет, которые не только поощряли книжную ученость и усвоение элементов античной науки, но и столетиями прививали нормы логико-дискурсивного мышления и искусство аргументации. Это привело к высочайшему уровню умственной дисциплины в эпоху позднего Средневековья.  Технические успехи позднего средневековья стали возможными в результате использования и развития изобретений и открытий, которые взятые вместе раскрыли большие возможности управления и, в конечном счете, понимания мира. Наиболее важные изобретения средневековья: хомут лошади, мельница, часы, компас, рулевая стойка ахтерштевня, порох, бумага и книгопечатание- пришли с Востока, большая их часть из Китая.  Именно в позднее Средневековье произошел целый ряд экономико- технологических сдвигов, которые во многих работах по средневековой технике квалифицируются как «революции». Промышленная, транспортная и информационная «революции» связанны, как показали в своих исследованиях Ж. Доби, Д. Ландес, С. Лили и другие, с появлением усовершенствованного ткацкого станка (середина ХI), повысившего качество продукции и увеличившего производительность труда в 3-5 раз; изобретением компаса(1090), очков(1285), механических часов(ХIV), ставших катализатором технологических и организационных изменений в обществе.  Качественные сдвиги происходят как в кинематике, так и в динамике. В кинематики средневековые схоласты вводят понятие «средняя скорость», «мгновенная скорость», «равноускоренное движение». Кроме того постепенно вызревает понятие ускорения.  В эпоху позднего средневековья значительное развитие получила динамическая «теория импетуса», которая была мостом, соединявшим динамику Аристотеля и динамикой Галилея. Французский философ- схоласт Жан Буридан (ХIV в.) объяснял падение тел с точки зрения теории импетуса. Он считал, что при падении тел тяжесть запечатлевает в падающем теле импетус, поэтому и скорость его во время падения возрастает.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3.Николай Коперник - один из великих ученых средневековья

 

  В 1973 году весь мир отмечал 500-летие со дня рождения великого польского астронома Николая Коперника. Коперник родился 19 февраля 1473 года в городе Торуни. Учился в Краковском университете. В Болонье, Риме, Падуе и Ферраре он изучал медицину, юриспруденцию, и астрономию. В 1512 году, после смерти дяди, Коперник переехал в город Фромборк, расположенный на берегу Балтийского моря. Здесь он упорно продлжал заниматься астрономией. Много раз ему приходилось прерывать научные изыскания из-за большого количества административных обязанностей, которые он должен был исполнять, будучи управляющим южной частью провинции Вармии. Несмотря на это, он упорно работал над своим основным (и фактически единственным) астрономическим сочинением «О вращении небесных сфер». Первые главы этой книги, содержащие разные тригонометрические теоремы, были изданы только в 1542 году, учеником Коперника- Георгом Ретиком. Но значительно раньше, в Европе была известна рукопись Коперника, так называемый «Малый комментарий», в которой содержались новые представления о строении Солнечной системы. Главную же свою книгу Коперник не решался издать почти до самой смерти.  Идеи Коперника положили начало новой эре в науке. Их трудно было усвоить людям, воспитанным на авторитете древних ученых и на догматах церкви. За Коперником последовали не многие, но среди них были Кеплер и Галилей.  Среди тех, кто не смог понять Коперника, был Лютер, один из руководителей Реформации, положивший конец беспредельному господству католической церкви в Европе. Он писал о Копернике:  «Рассказать о новом астрономе, который хочет доказать, будто земла вращается вокруг себя, а не небо, солнце, и луна; но это все равно, как если бы кто либо сидит в телеге или на корабле и движется, а думает, что он остается на месте, а земля и деревья иду и движутся. Но тут дело просто в том, что если кто либо хочет быть умным, то ему надо выдумать что либо собственное и считать самым лучшим то, что он выдумал. Дурак хочет перевернуть все искусство астрономии…».  В книгу Коперника было добавлено предисловие богослова и математика Оссиандера, который следил за ее печатанием. В этом предисловии он успокаивает читателя: «… во всем же, что касается гипотез, пусть ни кто не ожидает получить от астрономии чего-нибудь истинного, поскольку она не может дать что-либо подобное…».  Идея автора предисловия состояла в том, что теория Коперника удобна для вычислений, но не имеет прямого отношения к реальному миру. Тем не менее при жизни Галилея и Кеплера, декретом инквизиции книга Коперника была включена в список запретных церковью книг. Замечательные идеи Коперника, составляющие фундамент гелиоцентрического учения, разрушили до основания принципы церковно-теологического мировоззрения, господствовавшего в сознании людей на протяжении двух тысячелетий, и опровергли античную картину мировоззрения, основанную на геоцентрической доктрине древнегреческого ученого Клавдия Птолемея. Своим творчеством Николай Коперник оказал огромное влияние на все последующие развитие естественных наук. Коперник не только выдвинул новые, не до конца понятыми многими его современниками, фундаментальные научные идеи. Счастливое гармоничное сочетание выдающего таланта, безграничной убежденности в истинности своих гипотез и удивительной работоспособности позволило Копернику, затратившему не один десяток лет кропотливого труда, убедительно обосновать свои идеи, доведя их до цельного, логически строгого и последовательного учения о мироздании.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Авиценна- основатель медицины

 

  Абу Али Хусайн ибн Абдуллах ибн Али ибн Хасан ибн Сина, он же на Западе Авиценна - князь философов, на Востоке - Аш-Шайх-ар-Раис. Ибн Сина родился в 980 году в местечке Афшана, близ Бухары. Мать, Ситора, родом из этого же селения. Отец родился в Балхе, имеются упоминания о том, что он служил у бухарского эмира сборщиком податей, и относился к так называемым исмаилитам. Отец имел материальный достаток, старался дать сыну всестороннее образование. Семья переехала в Бухару, когда Ибн Сине было 5 лет. В Бухаре, когда Ибн Сине было 5-6 лет, у него появляется брат.  Ибн Сина еще в детстве стремился разносторонне познать весь мир. Первым его учителем был Натили. Под руководством ряда известных ученых познавал ряд необходимых предметов, затем, выучив Коран, приступил к изучению трудов, открывших ему суть мира: Муххаммад Хорезми (8-9в.) научил его индийскому счету - основам арифметики, и двум способам решения уравнения - основам алгебры. Древнегреческий философ Порфирий Тирский (3в.) познакомил его с логикой Аристотеля. Древнегреческий ученый и математик Евклид (3в. до н.э.) открыл мир геометрии. Древнегреческий ученый и математик Плотомей (2в.) подружил с астрономией. Тюрк Фараби помог понять универсальную науку метафизику. Отец ввел в тайное учение исмаилитов, но особое тяготение у молодого Ибн Сины появилось к медицине.  В возрасте 15 лет Ибн Сина приступает к изучению классических трудов врачей Греции, Рима, Египта, Индии и других стран древнего мира. Однако он не ограничивался теоретической медициной, а много наблюдал и занимался практической медицины. Освоил теоретическую и практическую медицину и очень скоро молодой врач приобрел широкую известность не только в Бухаре но и за ее пределами. Энциклопедические познания молодого ученого не только результат его исключительной одаренности и таланта, но и плод чрезвычайно напряженного труда.  В 16 лет Ибн Сину пригласил тяжело заболевший правитель Бухары - Эмир Нух ибн Мансуру. Ибн Сина успешно вылечил его в награду получив разрешение пользоваться книгохранилищем Эмирского дворца. Эта библиотека считалась одним из богатейших книгохранилищ средневекового Востока. В ней хранились уникальные произведения древних ученых и философов. Ибн Сина с присущим ему рвением и жаждой к знанию приступил к изучению произведений этой библиотеки. Все, с чем он сумел познакомиться, сохранилось в его памяти до конца жизни. Судьба библиотеки толкуется по-разному. Среди причин ее гибели есть и такая парадоксальная, что Авиценна сам сжег ее.  Годы его жизни в Хорезме считают самыми плодотворными. По прибытии в Хорезм он начал работать над "Каноном врачебной науки" и "Книгой Исцеления", которые принесли ему заслуженную славу. А в первом томе "Канона" есть раздел посвященный анатомии, которую Ибн Сина изложил точнее и полнее Галена. А ведь галеновская анатомия - знаменательное открытие. Европа пользовалась ею более 1500 лет! Он не только открыл мышцы глаза, он одним из первых определил главенствующую роль сетчатки, описал семь видов язв роговицы, дал свою теорию зрения, перечеркнув теорию зрения Платона, Аристотеля, Галена. Он описал даже операцию по удалению катаракты и три оболочки глаза с соответствующими им тремя жидкостями, чего тоже нет у Галена.  В "Книге исцеления" он показал красоту своего мышления. Никто еще никогда не давал такой подробной картины перехода друг в друга трех состояний мира: мира камней в мир растений, мира растений – в мир животных, мира животных - в мир человека. Ибн Сина показал, что все это - единый процесс различных состояний четырех основных первоначал материи: огня, воздуха, праха, воды. Качественными своими взаимопереходами и скачками они и порождают все то великое многообразие и единство, которое есть мир.  За свою жизнь Ибн Сина создал более 430 трудов. Причем многие из них энциклопедии века. "Канон врачебной науки" 14 томов, "Книга исцеления" - 18 томов, "Книга справедливости" - 20 томов, "Книга по арабскому языку" - 10 томов. Ибн Сина был опытным врачом. Он значительно обогатил клинику новыми способами диагностики и лечения болезней. Ибн Сина до конца своей жизни продолжал научную деятельность и оставил научное наследие по различным вопросам естествознания, философии, медицины и других наук. Им написано более 108 работ, посвященных философии, более 50 - посвященных медицине, более 30 - посвященных естественным наукам, 20 - посвященных поэзии и различных других. Большая часть работ Ибн Сины была утеряна, а некоторые произведения восстановлены учеными средневековья уже слишком поздно и, конечно, ряд вопросов они освещали со своей точки зрения. Поэтому в документах можно встретить разногласия.  До 18 века центральные университеты Франции, Испании, Италии, Англии, Германии изучали "Канон" 600 лет. Первое печатное издание "Канона" вышло в 1473 году. "Канон" - не только обобщение медицинской науки за предшествующий период, но и личный опытный практический итог. "Канон" - новый этап в развитии научной медицины. Он состоит из 5 книг, каждая из которых посвящена определенным разделам медицины. Первая книга "Канона" посвящена теоретическим вопросам медицины и представляет труд, состоящий из 4х частей, 14 отделов, 11 глав, 256 параграфов. В первой части излагаются анатомия и физиология человека. Описываются кости, суставы, связки, мускулы, сухожилия, кровеносные сосуды и другие органы. Кровеносные сосуды Ибн Сина подразделил на пульсирующие (артерии) и покоящиеся - вены. Описал достаточно точно сложный мышечный аппарат глаза. Во второй части первой книги излагаются фактические причины и проявления болезни. При этом даются некоторые сведения и из патологической анатомии. Уделял внимание профилактике заболеваний. Предугадал, до развития микробиологии, существование патогенных микроорганизмов. Кроме того, приводятся сведения о пульсе, его свойствах и разновидностях, а также о результатах исследования выделений (мочи, мокроты, кала и др.) больного. В третьей части освещены факторы здоровья и неизбежности смерти. Здесь рассмотрены правила гигиены, а также указывается важное значение закаливания организма. Для этой цели Ибн Сина рекомендует физические упражнения, такие как бег, борьба, верховая езда, стрельба из лука, фехтование и др. По его мнению, все это должно проводиться с учетом особенностей организма, пола, возраста и других факторов. Четвертая часть книги посвящена общим принципам лечения, где он излагает основные правила лечения болезней. Первая книга "Канона" - это своеобразный учебник по анатомии и физиологии с пропедевтикой внутренних болезней.  Вторая книга "Канона" посвящена учению о простых лекарственных веществах. В ней подробно описаны 785 простых растительных, животных, минеральных лекарственных веществ. Книга состоит из 2х частей. В первой части излагаются общие свойства лекарственных веществ. Вторая большая часть книги посвящена описанию свойств, способов получения, применения и действия отдельных лекарственных средств. Вторая книга по сути явилась в свое время наиболее полным учебником по лекарствоведению. Так из приведенных в "Каноне" 396 растений в современной медицине применяют 165. Третья книга "Канона" самая большая из пяти книг. Она посвящена отдельным органам и системам. В каждой части книги даются описания по анатомии и физиологии соответствующего органа и системы. Затем разбирается патология этого органа, описываются причины и симптомы болезней. После этого излагаются методы лечения соответствующего заболевания. Эта книга может называться полным учебником по частной патологии и терапии. Четвертая книга состоит из 7 частей. В ней разбираются некоторые важные вопросы из практической медицины. В основном она посвящена лихорадкам, опухолям, травматологии, токсикологии. Так первая часть - своеобразный раздел инфекционных заболеваний. Во второй части описываются течения болезней, под влиянием факторов извне, и исход. Третья часть посвящена различным воспалительным опухолям. Подробно описываются признаки и лечение рака и проказы. В параграфе, посвященном злокачественным опухолям, Авиценна придерживается мнения оперативного лечения, подчеркивая особую опасность. Четвертая часть посвящена вопросам травматологии - ранам, ушибам, ожогам, кровотечениям. Их подробной классификации и лечения, здесь же есть описание вопросов по лекарственной терапии. Пятая часть посвящена вывихам и переломам. Здесь Ибн Сина подробно описал признаки вывихов суставов и методы вправления суставов. О вправлении суставов в номенклатуре можно обнаружить как "метод Авиценны". Классифицировал переломы на открытые и закрытые. Для лечения переломов применил тугую повязку и компрессию при помощи специальных приспособлений. Шестая часть посвящена токсикологии, то есть ядам и противоядиям, разбирает их природу и влияние на организм. Седьмая часть посвящена косметике. Рассматриваются вопросы ухода за волосами, кожей, ногтями. Упоминает о татуировке и о способах ее удаления. Также рассматривает вопросы кожных заболеваний: лишай, чесотка, бородавки и другие.  Пятая книга по сути исчерпывающее для своего времени руководство по фармакопее. В ней подробно излагаются приготовление сложных лекарств и их применение. Книга состоит из двух глав. В первой описываются лекарственные формы, их приготовление и хранение, во второй излагаются способы применения лекарственных средств при различных заболеваниях. В конце книги даны единицы мер весов.  Из других медицинских трудов известны такие как "О сердечных средствах", "О гигиене", "Правила использования лекарства", "Лихорадки и опухоли", "Нервные болезни и параличи", "Афоризмы о медицине" и "Медицинские указания", "О сохранении здоровья", "О мероприятиях по устранению вредных воздействий внешних факторов".  Рассмотрим примеры его работ, его догадок, которые со временем были открыты и описаны различными учеными мира. Ибн Сина первым указал на роль нервной системы в патогенезе бронхиальной астмы: "она возникает от повреждения начальных мест органов дыхания - то есть нервов спинного и головного мозга". К такому выводу пришла и современная медицина. Ибн Сина первый в истории медицины описал картину, лечение и причину болезни, считавшейся в Европе самой загадочной - бешенство, и указал, что лучшее лекарство - в современном понятии – прививка. Ибн Сина первый в истории медицины отделил оспу от кори, выделил ветряную оспу в самостоятельное заболевание. Применил первым при лечении сифилиса ртуть. Ибн Сина указывал на важность проблемы диабета и выпадения сахара в моче  больных. Указал на причину болезни - нарушение функций печени, механическая и паренхиматозная желтухи. Ибн Сина первый в истории медицины указал на заболевание инфаркта миокарда. Он указал на связи заболевания сердца с болезнями других органов - то, что современная медицина определила в ХХ веке. Первым в истории медицины высказал предположение о заразности чумы, а также на переносчиков заболевания - крыс. Описал и отделил от других болезней Сибирскую язву. Указал на "вредоносного комара" - возбудителя кожного лейшманиоза. Первым применил пальпацию печени и перкуссию при установлении диагноза. Придумал различные вспомогательные хирургические инструменты. Им описаны многие уникальные хирургические операции. Его травматология действительно уникальна. Способы вправления костей действительны и сейчас и носят название "способ Авиценны". Ценны мысли Ибн Сины и для биоритмологии - он говорит о наличии биологических ритмов в тканях, органах, теле и, что они тесно связаны с окружающей ритмикой среды. Общепризнанным считается приоритет Ибн Сины и вопросе локализации отдельных участков мозга, как причин тех или иных физиологических функций и психологических процессов. Впоследствии это получит экспериментальное и клиническое подтверждение и станет основой наук таких как нейрохирургия, неврология, психология, психиатрия. Идеи Ибн Сины прослеживаются и в современной практической жизни - всем известен, например, "детектор лжи". Никто из предшественников Ибн Сины не разбирал научные основы психиатрии. Авиценна тонко отличал психопатологическое расстройство от психических и неврологических состояний. Понимал необратимость течения психических заболеваний. Его описание психических отклонений по всей шкале от маний до меланхолии дали основу науки о депрессивных состояниях. Ценно утверждение о переходе меланхолии в шизофрению. Кроме того, Ибн Сину можно считать основоположником геронтологической психиатрии. Он дал описание эпилепсии. Четко представлял картину нервной системы и ее регуляторных механизмов. Умел различать 15 видов боли, 48 видов пульса, 26 видов дыхания, 9 вкусовых признаков лекарств, 22 цвета мочи. Открыл очищенную (дистиллированную) воду. Ввел лекарственные препараты, которые используют в медицине и по сей день. Догадался о патогенных микробах, попавши в рану которые вызывали ее нагноение. Подчеркивал необходимость строгой индивидуализации каждого случая заболевания, обращая внимание на изучения больного организма вцелом с учетом условий жизни и быта. Дал классическое описание менингита.  Ибн Сина создал замечательную базу для развития наук мира. Жизнь Ибн Сины была полна и резких взлетов, и резких падений, но все великие получают славу после смерти, а Авиценна уже при жизни слышал о себе легенды.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Заключение

 

 Эпоха феодального  средневековья качественно отличается  от античной. Значительные изменения произошли в сферах деятельности, общения, в системе духовной культуры.  Деятельность стала более сложной, опосредственной, многозвенной, многоступенчатой; усложнилась система ее целей, средств и результатов. Технически средневековье более оснащено чем античность. Для средневекового хозяйства характерно наличие орудий труда, состоящих из многих элементов (плуг, охотничьи западни, мельницы, метательные устройства и др.); широко распространено хозяйственно - культурный тип пашенных земледельцев, синтезирующих ручное земледелие и животноводство; разнообразны отрасли домашнего производства, ремесел и др.  Качественные сдвиги претерпела и сфера общения людей. Природно-определенные связи между людьми преобразовываются и приобретают характер межличностных отношений. Товарное производство, а вместе с ним абстрактный труд и абстрактное мышление были развиты крайне не достаточно: господствовало патриархальное натуральное хозяйство.  В отличие от античности, средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но и в то же время она не ограничивалась только пассивным усвоением достижений античной науки. Ее вклад в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд новых понятий и методов исследования, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для механики Нового времени.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. Учебник для вузов. М.: Лань, 2002. 208 с.
  2. Белкин П.Н., Шадрин С.Ю. Концепции современного естествознания. Для вузов. М.: Высшая школа, 2009. 168 с.
  3. Концепции современного естествознания. Под ред. Н.В. Лавриненко. М.: Юнити, 2007. 317 с.
  4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.: Альфа–М, 2008. 704 с.

 


Информация о работе Николай Коперник - один из великих ученых средневековья