Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 14:51, контрольная работа
Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о структуре и функционировании этих систем. Экология как наука сформировалась лишь в середине прошлого столетия, после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их образа жизни.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Общие закономерности их действие на живые организмы………….......4
2. Биотическая структура и основные компоненты экосистемы…………...8
3. Пищевые цепи, пищевые сети и трофические уровни, энергия
в экологических системах………………………………………………….10
4. Эволюция биосферы земли………………………………………………...11
5. Экологические фонды………………………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
(ЧитГУ)
Институт переподготовки и повышения квалификации
Кафедра международного права и международных отношений
Контрольная работа по дисциплине
«Концепция современного естествознания»
Тема: Экология
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
в экологических системах………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о структуре и функционировании этих систем. Экология как наука сформировалась лишь в середине прошлого столетия, после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их образа жизни. Возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального и тщательного изучения.
Термин «экология» ввел известный немецкий зоолог Э. Геккель, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» (1866г.) и «Естественная история миротворения» (1868г.) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» происходит от греческого oikos, что означает «жилище», «местопребывание», «убежище». Э.Геккель определял экологию как «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все условия существования. Они частично органической, частично неорганической природы; но как те, так и другие имеют весьма большое значение для форм организмов, так как они принуждают приспосабливаться к себе». Накопление сведений об образе жизни, зависимости от внешних условий, характере распределения животных и растений началось очень давно. Первые попытки обобщения этих сведений мы встречаем в трудах античных философов.
Жан Батист Ламарк (1744-1829гг.), автор первого эволюционного учения, считал, что влияние «внешних обстоятельств» - одна из самых важных причин приспособительных изменений организмов, эволюции животных и растений. Дальнейшему развитию экологического мышления способствовало появление в начале XIX столетия биогеографии. Труды Александра Гумбольдта (1807г.) определили новое экологическое направление в географии растений. А. Гумбольдт ввел в науку представление о том, что «физиономия» ландшафта определяется внешним обликом растительности. В сходных зональных и вертикально-поясных географических условиях у растений разных таксономических групп вырабатываются сходные «физиономические» формы, т. е. одинаковый внешний облик, по распределению и соотношению этих форм можно судить о специфике физико-географической среды. Появились первые специальные работы, посвященные влиянию климатических факторов на распространение и биологию животных, например книга немецкого зоолога К. Глогера об изменениях птиц под влиянием климата (1833г.) и датчанина Т. Фабера об особенностях биологии северных птиц (1826г.), К. Бергмана о географических закономерностях в изменении размеров теплокровных животных (1848г.). А. Декандоль в «Географии растений» (1855г.) подробно описан влияние отдельных факторов среды (температуры, влажности, света, типа почвы, экспозиции склона, на растения) и обратил внимание на повышенную экологическую пластичность растений, но сравнению с животными.
Профессор Московского университета, К.Ф. Рулье (1814- 1858гг.) разработал широкую систему экологического исследования животных, «зообиологии», в его понимании, и оставил ряд трудов типично экологического содержания, например типизацию общих особенностей водных, наземных и роющих позвоночных и т. д.
В 1859г. появилась книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Ч. Дарвин показал, что «борьба за существование» в природе, под которой он понимал все формы противоречивых связок вида со средой, приводит к естественному отбору, т. е. является движущим фактором эволюции. Стало ясно, что взаимоотношения живых существ и связи их с неорганическими компонентами среды («борьба за существование») – большая самостоятельная область исследований.
Термин «экология» прижился не сразу и получил всеобщее признание лишь к концу XIX в. Во второй половине XIX столетия содержанием экологии было в основном изучение образа жизни животных и растений и их адаптации к климатическим условиям: температуре и световому режиму, влажности и т. д. В этой области был сделан ряд важных обобщений. Продолжая «физиономическое» направление А. Гумбольдта, датский ботаник Е. Варминг в книге «Ойкологическая география растений» (1895г.) обосновал понятие о жизненной форме растения. А.Н. Бекетов (1825-1902гг.) выявил связь особенностей анатомического и морфологического строения растений с их географическим распространением и указал на значение физиологических исследований в экологии. А. Ф. Миддендорф, изучая общие черты строения и жизни арктических животных, положил начало применению учения Гумбольдта к зоологическим объектам. Д. Аллен (1877г.) нашел ряд общих закономерностей в изменении пропорций тела и его выступающих частей и в окраске североамериканских млекопитающих и птиц в связи с географическими изменениями климата.
В начале XX столетия оформились экологические школы гидробиологов, фитоценологов, ботаников и зоологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки. На III ботаническом конгрессе в Брюсселе в 1910г. экология растений официально разделилась на экологию особей (аутэкологию) и экологию сообществ (синэкологию). Это деление распространилось также на экологию животных, равно как и на общую экологию. Появились первые экологические сводки - руководства к изучению экологии животных Ч. Адамса (1913г.), книги В. Шелфорда о сообществах наземных животных (1913г.), С.А. Зернова по гидробиологии (1913г.).
В 1913-1920гг. были организованы экологические
научные общества, основаны журналы, экологию
начали преподавать в университетах.
К 30-м годам, после разносторонних исследований
и дискуссий, выкристаллизовались основные
теоретические представления в области
биоценологии: о границах и структуре
биоценозов, степени устойчивости, возможности
саморегуляции этих систем. Углублялись
исследования типов взаимосвязей организмов,
лежащих в основе существования биоценозов.
Разрабатывалась соответствующая терминология.
В разработку физиологических основ экологии
растений, продолжая традиции К.А.Тимирязева,
много ценного внес Н.А.Максимов.
В 30-х годах оформилась новая область экологической науки популяционная экология. Основоположником ее следует считать английского ученого Ч. Элтона. Представления о популяциях стали особенно энергично развиваться в экологии после того, как оформилась популяционная генетика, а в систематике стали рассматривать вид как сложную систему. Развитию популяционных исследований сильно способствовали также запросы практики - острая необходимость разработки основ борьбы с вредителями и конкурентами в сельском и лесном хозяйстве, истощение запасов ряда ценных промысловых животных, открытие роли некоторых диких животных в распространении паразитов и возбудителей болезней человека и домашнего скота.
В развитие популяционной
экологии в нашей стране большой
вклад внесли С.А. Северцов, С.С. Шварц,
Н.П. Наумов, Г.А. Викторов, работы которых
во многом определяют современное состояние
этой области науки.
Начало исследований популяций у растений
было положено трудами Е.Н.Синской (1948г.),
много сделавшей по выяснению экологического
и географического полиморфизма видов.
Параллельно развиваются и другие области
экологии, тесно связывающие эту науку
с традиционными областями биологии. В
развитие морфологической и эволюционной
экологии животных большой вклад внес
М.С. Гиляров, выдвинувший предположение,
что почва послужила переходной средой
в завоевании членистоногими суши (1949г.)
Проблемы эволюционной экологии позвоночных
животных нашли отражение в трудах С.С.
Шварца. И.С. Серебряковым была создана
новая, более глубокая классификация жизненных
форм цветковых растений. Возникла палеоэкология,
задача которой - восстановление картины
образа жизни вымерших форм.
С начала 40-х годов в экологии возник принципиально новый подход к исследованию природных экосистем. В 1935г. английский ученый А. Тенсли выдвинул понятие экосистемы, а в 1942г. В. Н. Сукачев обосновал представление о биогеоценозе. В этих понятиях нашла отражение идея о единстве совокупности организмов с абиотическим окружением, о закономерностях, которые лежат в основе связи всего сообщества и окружающей неорганической среды, о круговороте вещества и превращениях энергии.
Экология – это
наука, исследующая закономерности
жизнедеятельности организмов (в
любых её проявлениях, на всех уровнях
интеграции) в их естественной среде
обитания с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью человека.
Следовательно, основным содержанием
современной экологии становится исследование
взаимоотношений организмов друг с другом
и со средой на популяционно-биоценотическом
уровне и изучение жизни биологических
макросистем более высокого ранга: биогеоценозов
(экосистем) и биосферы, их продуктивности
и энергетики. Отсюда очевидно, что
предметом исследования экологии являются
биологические макросистемы (популяции,
биоценозы, экосистемы) и их динамика во
времени и пространстве.
Из содержания и предмета исследований
экологии вытекают и её основные задачи,
которые могут быть сведены к изучению
динамики популяций, к учению о биогеоценозах
и их системах. Структура биоценозов, на
уровне формирования которых, как было
отмечено, происходит освоение среды,
способствует наиболее экономичному и
полному использованию жизненных ресурсов.
Поэтому главная теоретическая и практическая
задача экологии заключается в том, чтобы
вскрыть законы этих процессов и научиться
управлять ими в условиях неизбежной индустриализации
и урбанизации нашей планеты.
Распространение и численность организмов каждого вида ограничиваются не только условиями внешней неживой среды, но и их отношениями с организмами других видов. Непосредственное живое окружение организма составляет его биотическую среду, а факторы этой среды называются биотическими. Представители каждого вида способны существовать в таком окружении, где связи с другими организмами обеспечивают им нормальные условия жизни.
Конкуренция является в природе
наиболее всеохватывающим типом отношений,
при котором две популяции или две особи
в борьбе за необходимые для жизни условия
воздействуют друг на друга отрицательно.
Хищничество и паразитизм. Поскольку в
структуре экосистемы преобладают пищевые
взаимодействия, наиболее характерной
формой взаимодействия видов в трофических
цепях является хищничество, при котором
особь одного вида, называемая хищником,
питается организмами (или частями организмов)
другого вида, называемого жертвой, причем
хищник живет отдельно от жертвы. В таких
случаях говорят, что два вида вовлечены
в отношения "хищник - жертва". Еще
один тип взаимодействия видов - паразитизм.
Паразиты питаются за счет другого организма,
называемого хозяином, однако в отличие
от хищников они живут на хозяине или внутри
его организма на протяжении значительной
части их жизненного цикла. Паразит использует
для своей жизнедеятельности питательные
вещества хозяина, тем самым постоянно
ослабляя, а нередко убивая его. От паразитизма
отличается аменсализм, при котором один
вид причиняет вред другому, не извлекая
при этом для себя никакой пользы. Чаще
всего это те случаи, когда причиняемый
вред заключается в изменении среды. Так
поступает человек, разрушая и загрязняя
окружающую среду.
Симбиоз - это длительное, неразделимое и взаимовыгодное отношение двух или более видов организмов. Например, жвачные животные (коровы, олени) переваривают клетчатку с помощью бактерий. Стоит только удалить этих симбионтов, и животные погибнут от голода. Другим вариантом положительных отношений между двумя видами является комменсализм. Извлекая из хозяина значительную пользу (пища, убежище), виды - комменсалы не приносят ему никакой выгоды или заметного вреда. Например, многочисленные виды насекомых встречаются исключительно в муравейниках, норах грызунов, гнездах птиц, используя их как местообитание с более благоприятным микроклиматом.
Нейтрализм - это такой тип отношений, при котором ни одна из популяций не оказывает на другую никакого влияния: никак не сказывается на росте его популяций, находящихся в равновесии, и на их плотности. В действительности бывает, однако, довольно трудно при помощи наблюдений и экспериментов в природных условиях убедиться, что два вида абсолютно независимы один от другого.
Обобщая рассмотрение форм биотических отношений, можно сделать следующие выводы:
Иногда животных, например,
многих насекомых, поедающих растения, а также паразитов,
хищников рассматривают в качестве естественных
врагов тех организмов, за счет которых
они существуют. Такой подход в принципе
неверен. Паразиты и хищники, зоофаги и
фитофаги являются факторами среды по
отношению к своим хозяевам, жертвам и
т.п. Следовательно, с общеэкологических
позиций все они необходимы друг другу.
В естественных условиях ни один вид не
стремится и не может привести к уничтожению
другого. Более того, исчезновение какого-либо
естественного “врага” из экологической
системы может привести к вымиранию того
вида, на котором развивается этот “враг”.
Все эти обстоятельства человек должен
учитывать при проведении мероприятий
по управлению экологическими системами
и отдельными популяциями с целью использования
их в своих интересах, а также учитывать
косвенные последствия, которые могут
при этом иметь место.
Информация о работе Общие закономерности и их действие на живые организмы