Определение понятия естествознания и его разделы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 18:13, реферат

Описание работы

Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.

Содержание работы

-Введение


-Определение понятия естествознания и его разделы


-История развития науки, и её зарождение


-Заключение


-Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 37.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

-Введение

 

 

-Определение понятия естествознания и его разделы

 

 

-История развития науки, и её зарождение

 

 

-Заключение

 

 

-Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.

Естествознание как система научных знаний имеет:

предмет и цели;

то есть естественнонаучная и гуманитарные культуры, их материальные носители, взаимосвязи, внутренняя структура и генезис. При этом изучению подвергаются не только явления и закономерности общего характера, но и специфические, касающиеся отдельных сторон знания.

закономерности и особенности развития;

С учетом специфики предмета Естествознания, это:

а) Обусловленность практикой.

б) Относительная самостоятельность.

в) Преемственность в развитии идей и принципов.

г) Постепенность развития.

д) Взаимодействие наук и взаимосвязанность всех отраслей Естествознания.

е) Противоречивость в развитии.

методы.

Выделяют:

а) Эмпирическую строну Естествознания.

б) Теоретическую строну Естествознания.

в) Прикладную сторону Естествознания.

В мировоззренческом плане, Естествознание как система научных знаний играет фундаментальную роль, и состояние Естествознания в конкретно исторический период определяет доминирующую систему взглядов в обществе на природу, в широком смысле слова, и методы ее познания. Знания можно разделить на отрасли, в каждой из которых выделить конкретные направления познания, так познания человечества по отраслям подразделяются на:

естественные (физика, химия, биология и т.д.)

технические (машиностроительные, архитектурные, микроэлектроника и т.д.)

социальные и гуманитарные науки (культурологические знания, социологические, политологические и т.д.)

1. Глава. Определение  понятия Естествознание и его  разделы

 

Ученые и специалисты насчитывают более 170 определений понятия культура. Это свидетельствует об универсальности данного явления человеческого общества. Понятием культура обозначают и обычные явления, и сорта растений и умственные качества человека, и образ жизни, и систему положительных ценностей и так далее.

Мы используем одно из определений культуры, которое связано с ее инструментальной трактовкой. Культура - это система средств человеческой деятельности, благодаря которой реализуются действия индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно меняются и совершенствуются. Принято выделять три типа культуры: материальную, социальную и духовную.

Естествознание как наука изучает все процессы и явления, происходившие и происходящие в реальном объективном мире, географической оболочке, космическом пространстве. Это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке (проверке на практике) гипотез и создание теорий, описывающих природные явления и процессы.

Предмет естествознания – факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученых обобщить эти явления и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы.

Естествознание изучает факты и явления из области философии, астрофизики, геологии, психологии, генетики, эволюции. Естествознание подразделяется на комплекс наук, каждая из которых имеет объект своего исследования.

Естествознание подразделяется:

1. фундаментальные  науки;

2. прикладные науки;

3. естественные  науки;

4. технические науки;

5. социальные науки;

6. гуманитарные  науки.

 

Фундаментальные науки

К фундаментальным наукам относятся химия, физика, астрономия. Эти науки изучают базисную структуру мира.

Физика – наука о природе. Делится на механическую, квантовую, оптическую физику, физику проводников, электричество.

Химия изучает строение вещей и их структуру. Делится на два больших раздела: (органическая и неорганическая). Выделяется также физическая химия, физколлоидная химия, биохимия.

Астрономия изучает строение и структуру космического пространства и подразделяется на астрофизику. Астрологию, космологию, астронавтику и космонавтику.

 

Прикладные науки

Прикладные науки изучают фундаментальные науки с практическим применением, внедрением в жизнь теоретических открытий. К прикладным наукам относятся металловедение, физика полупроводников.

 

 

 

 

Естественные науки

Естественные науки изучают процессы и явления девственной природы. Делятся на геологию, географию, биологию.

Геология, в свою очередь, делится на динамическую геологию, историю, палеографию.

География состоит из 2 больших разделов: физическая и экономическая география.

Физическая география делится на земледелие, климатологию, геоморфологию, почвоведение, гидрологию. А также картографию, топографию, ландшафтоведение, географическое районирование, мониторинг.

К экономической географии относят страноведение, географию населения, географию мирового хозяйства, географию транспорта, географию сферы услуг, мировую экономику, статистику, международные экономические отношения.

Биология – это наука о живых организмах. Делится на ботанику, зоологию, физиологию человека и животных, анатомию, гистологию (наука о тканях), цитологию (наука о клетке), экологию (наука о взаимоотношениях человека и окружающей среды). Этологию (о поведении), эволюционное учение.

 

Технические науки

К техническим наукам относятся науки, изучающие созданные человеком приборы и предметы. К ним относятся информатика, кибернетика, синергетика.

 

Социальные науки

Это науки, изучающие правила и структуру общества, и объекты, живущие по его законам. К ним относятся социология, антропология, археология, социометрия, обществоведение. Наука «Человек и общество».

 

Гуманитарные науки

К гуманитарным относятся науки, изучающие сущность, строение и духовное состояние человека. К ним относятся философия (любовь к мудрости), история, этика, эстетика, культурология.

Существуют науки, находящиеся на стыке целых блоков и разделов науки. Так, например, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических – бионика. Междисциплинарной наукой, включающей в себя общественные, и естественные.

2. Глава. История  развития науки, и её зарождение

 

Согласно основным точкам зрения наука

совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний;

форма общественного сознания;

социальный институт;

непосредственная производительная сила общества;

система профессиональной подготовки и воспроизводства кадров.

Существуют различные точки отсчета развития науки:

наука, как система подготовки кадров существует с середины 19 века;

как непосредственная производительная сила общества – со второй половины 19 века;

как институт – в новое время;

как знания и деятельность по производству этих знаний – с начала человеческой культуры.

Наука – это сложное многогранное общественное явление. Вне общества наука не может ни возникать, ни развиваться. Но наука появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия. Четкий социальный запрос на объект знания; социальная возможность выделения отдельной группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот вопрос; начинавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний; навыков, познавательных приемов, которые и подготавливают процесс распространения и нового вида знания – объективных общезначимых истин науки. Совокупность условий, а также появление в культуре человеческого общества самостоятельной сферы, отвечающей критериям научности, складываются в Древней Греции в 17-18 веках до нашей эры. Именно между 7- 4 веками до нашей эры накопленные греками знания, появляются характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе как о науке. Все науки и научные теории выражают на базе определенных научных доктрин. Образуются правовые и политические институты с принципами человеческого достоинства, защиты его прав и свобод, имущества и других интересов.

Люди, входящие в интеллектуальную сферу мели право выражать свои мнения и различные научные предположения и высказывания. Так появилась наука как доказательное мышление и знание.

Занятиями, достойными свободного человека в Древней Греции считались политика, война, философия, искусство, наука. Наука, занятие свободного человека резко расходится с ремеслом- занятием рабов. Это был важный шаг в становлении науки.

Древняя Греция с 7 века до нашей эры и греческие колонии на побережье Средиземного, Черного и Азовского морей и бассейнов их рек перестают быть аграрными государствами. Земледелие перестает быть господствующей отраслью экономики. Высокого развития достигают ремесла, торговля, денежные отношения. Строй рабовладельческой демократии становится господствующим, разворачивается борьба партий. Вводятся письменные законы, устанавливаются контакты с высококультурными соседями. В связи с этим у греков меняется тип и способ мышления, взгляды на жизнь, возникают философские идеи.

Мысль у греков стала рассматриваться как объективная реальность. Греческая мысль отличается стремлением к точному познанию действительности, доказательству. Критический дух и смелость выводов. Это объясняет независимость греческой науки и мифологии, из которой они вышли. В Греции хорошо была развита мифология - различные сказания и писания о виртуальных, абстрактных, сказочных несуществующих существах, их деятельности и нравах.

Миф – это многофункциональное и многослойное образование, это обобщенное отражение действительности в фантастическом виде неких одушевленных существ. Он резко отличается от понятийного мышления тем, что всегда принимается за правду, даже если не правдоподобен. Мир мифа одновременно связывает человека с двумя мирами – реальным и сакральным. (Божественным). Мифология – это форма практического духовного освоения мира. В античной Греции параллельно существуют 2 отрасли культуры: магия и наука. Это 2 параллельных способа познания мира.

Фалес Милетский – первый из философов античности, который поставил различные исследования и явления природы на уровень научности. Жил в г. Милеет на полуострове Малая Азия, являвшегося греческой колонией. В своих философских суждениях он выдвинул гипотезу, что причиной мироздания и всего сущего является вода. «Из воды все исходит, и в воду же возвращается»

Он полагал, что все объекты, предметы и вещества материального и духовного мира живой и неживой природы когда-либо произошли из воды, и по окончании своего существования превращаются обратно в воду. Это было первое научное высказывание всего античного мира, которое заложило основу развития философии в целом и естествознания в частности.

Анаксимандр – ученик Фалеса, входивший в «Милетскую школу». В своих философских суждениях возражает Фалесу, полагая, что все предметы и объекты в мире произошли из огня. Он сделал вывод, что огонь является прародителем живых и неживых тел, и что процесс образования планеты и её населения имеет внеземную природу.

Анаксимен – также ученик Фалеса, представитель (милетской школы). Возражая Фалесу и Анаксимандру. Считает, что все произошло из воздуха. По его мнению, воздушная среда является неотъемлемым атрибутом физиологических процессов растений и животных, обмена веществ. Воздух необходим для конденсации воды в атмосфере при испарении и выпадении осадков.

Протагор – основоположник греческой философской концепции по душе: нравственных, морально-этических качествах человека. В свои философских учениях Протагор главную роль отводил самому человеку, его роли и месту в общественной жизни. Он полагал, что только человеку присущи высшие нормы и уровни мышления, сознания, познания, любви, благородства. Человек является высшим разумным существом на планете и может судить о деяниях других по своим критериям. Человек есть мера всех вещей существующих, что существуют и не существующих, что не существуют.

Гераклит Эфесский, 4-5 век до нашей эры, остров Крит, город Эфес (Средиземное море). Принадлежал к царскому роду, но по своим социальным и философским убеждениям отказался от царского трона в пользу своего брата и с группой единомышленников занимался философскими проповедями. Тем не менее, носил царскую одежду и пользовался регалиями и почестями царя.

Информация о работе Определение понятия естествознания и его разделы