Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:39, реферат
В последнее столетие наука развивалась и развивается в настоящее время очень быстрыми темпами. В настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Именно наука явилась главной причиной столь бурного развития человеческого общества, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления "новой экономики", начала переноса знаний человечества в электронную форму, удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и др.
Введение
1. Система научных учреждений в РФ
2. Научно-исследовательская работа в высшей школе
3. Особенности УИИРС и НИРС
4. Организация прикладных исследований
Заключение
Список используемой литературы
В вузах, где высок уровень прикладных
разработок, создаются отраслевые лаборатории
отдельных министерств и
Научно-исследовательская работа в вузах страны организуется и проводится с учетом особенности условий ее реализации. Ее главная особенность - органичное сочетание учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности коллектива вуза. В этой работе принимают участие педагогический и научный составы вузов, а также студенты. Опыт показывает, что широкое привлечение студентов к научно-исследовательской работе в значительной мере способствует становлению проблемного обучения в вузе. Силами студентов под руководством опытных научных руководителей сегодня выполняется большой объем научных исследований в различных отраслях общественной жизни и производства страны.
Научно-исследовательская работа в вузах преследует три основные цели:
1. Использование творческого
2. Повышение квалификации
3. Повышение качества подготовки
выпускаемых специалистов за
счет совершенствования
Научно-исследовательская работа в вузах осуществляется по фундаментальным и прикладным направлениям в соответствии с профилем подготовки специалистов. В связи с этим она отличается от работы академических институтов большим числом развиваемых направлений - особенно в политехнических университетах. Главные направления исследований сегодня сосредоточены в университетах и высших технических учебных заведениях.
Организация научно-исследовательских работ в вузах включает перспективное и текущее планирование, их материально-техническое обеспечение, текущее руководство, подведение итогов и внедрение результатов исследований. Основные задачи организации научных исследований состоят в обеспечении условий для своевременного и качественного выполнения этих работ.
В вузе научная работа возглавляется
проректором по научной работе и
регламентируется перспективным, пятилетним
и годовым планами
Развитие творческих способностей
студента невозможно осуществить только
с помощью отдельных видов
учебных занятий. Они развиваются
и совершенствуются в процессе коллективной
исследовательской
Опыт свидетельствует о том, что для успешного выполнения студенческой научно-исследовательской работы необходимо соблюдение следующих основных условий:
1. Активное участие студентов
в научной работе на
2. Последовательное увеличение
постепенной ориентацией
3. Обеспечение преемственности при выполнении научной работы каждым студентом.
4. Обеспечение преемственности в научной работе студентов старших и младших курсов.
5. Тесная связь научной работы студентов с научной и учебной работой кафедр.
Научная работа студентов является
составной частью учебного плана
вуза и организуется на основе существующих
положений о научной работе студентов.
В основе организации и проведения
научной работы студентов в вузах
лежат дидактические принципы высокой
активности, сознательности, самостоятельности
и систематичности в работе, обеспечения
связи теории с практикой, учет индивидуальных
особенностей студентов и т.д. Организационн
Главную роль в организации научно-исследова
Научная работа студентов имеет
две основные формы. Первая из них, не
предусмотренная учебными планами,
выполняется в научных кружках,
студенческих конструкторских бюро
и т.д. Она не только развивает
навыки самостоятельного поиска но и способствует
развитию повышенных способностей, формированию
будущих научных работников. Вторая форма - научно-исследовательск
Научно-исследовательская работа студентов условно может быть разделена на подготовительный и основной периоды. В подготовительный период (младшие курсы) наиболее эффективной формой ее является подготовка научных рефератов, переводов. Очень полезна подготовка обзорных докладов по материалам, опубликованным в современной печати.
Привлечение студентов младших курсов к выполнению исследовательских работ совместно со старшекурсниками обеспечивает преемственность научных исследований, способствует приобретению навыков практической работы на персональных компьютерах, расширяет кругозор молодых исследователей. Очень полезной является помощь студентов младшего курса старшекурсникам, выполняющим курсовое или дипломное проектирование, в результате чего они узнают характер своих будущих работ, накапливают опыт работы, получают ясное представление о специфике небольшого исследования от начала до его завершения. Одновременно совершенствуются научно-методические навыки студентов старших курсов, выступающих в качестве "микроруководителей" или "микрошефов". Хорошей школой является также совместная работа студентов младших курсов и аспирантов.
К подготовительной части учебно-исследовательской работы студентов следует также отнести изучение ими специальных дисциплин типа "Основы научных исследований", теоретических и расчетных курсов специальных и профилирующих дисциплин, подготавливающих их к исследовательской деятельности.
Основная часть учебно-исследов
Тематика научно-исследовательс
Важно согласовать содержание и
методику студенческой научной работы
с индивидуальными
Очень важно правильно спланировать выполняемую работу, назначить реальные сроки подготовки ее отдельных этапов. Необходимо также учитывать сроки выполнения исследовательской работы и в соответствии с этим правильно определить общий объем исследований.
С первых дней участия студентов в исследовательской работе необходимо прививать им самостоятельность в работе и избегать излишней их опеки. Однако следует помнить, что систематический контроль - одно из важных условий активной и результативной научной работы студентов.
Подведение итогов научно-исследовательской работы студентов является одной из форм ее контроля. Итоги подводятся на семинарах кафедры, конференциях факультета, вуза. Лучшие работы публикуются в научной печати, докладываются на научных и научно-практических конференциях, выдвигаются на конкурсы и премии [2].
3. Особенности УИИРС и НИРС
НИР-"научно-исследовательская работа". Термин вошел в употребление в советское время, однако продолжает широко использоваться и сейчас.
Проведение НИР
Учебная научно-исследовательская
работа студентов (УНИРС) представляет
собой комплексную систему
К особенностям УНИР студентов относится
то, что эта деятельность организуется
педагогом и направлена на поиск
объяснения и доказательства закономерных
связей и отношений, экспериментально
наблюдаемых или теоретически анализируемых
фактов, явлений, процессов. УНИР помогает
студентам активно овладевать методами
научного исследования, при этом доминирующим
является самостоятельное применение
приемов научных методов
Преимущество УНИР заключается в том, что ее организация и проведение не требуют большого объема специального времени. Кроме того, учебно-исследовательская позволяет включать в творческий процесс всех студентов. Это дает возможность будущим специалистам за период обучения в вузе овладеть первоначальными навыками постановки, планирования и выполнения работ исследовательского характера, что является обязательным компонентом в структуре требований к подготовке современных украинских специалистов, а также настоятельным требованием времени.
Результаты исследовательской деятельности студентов находят выражение в письменных учебно-исследовательских работах, к которым относятся рефераты, курсовые и квалификационные работы. Но, на наш взгляд, заинтересованность студентов в более глубоком исследовательском поиске возрастет при условии обеспечения им возможности участия в различных (международных, межрегиональных, межвузовских и т. д.) научных конференциях по рассматриваемой в рамках учебного процесса проблематике.
В процессе УНИР студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы, связанные с поиском, изучением и анализом научной литературы. Выполнение письменных работ оказывает существенное влияние на развитие исследовательских умений применять методы научного познания, определять цели и задачи научного исследования, оформлять его результаты.
Тематика рефератов, курсовых и
квалификационных работ связана
с целым рядом учебных