Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:35, реферат
Эпоха Петра 1 принесла много преобразований в научную и культурную жизнь России. Важнейшим мероприятием для развития науки была организация Академии наук. Подготовка к этому делу велась с первых лет правления Петра. Для этого проводились переговоры с крупнейшими представителями западноевропейской науки и философии.
Основание Петербургской Академии наук … 3стр.
Академия наук в первой половине 18 в.. … 4стр.
Академия наук во второй половине 18 в … 8стр.
Академия наук в 19 в.. … 10стр.
Библиография … 12стр.
ПЛАН.
Основание Петербургской Академии наук … 3стр.
Академия наук в первой половине 18 в.. … 4стр.
Академия наук во второй половине 18 в … 8стр.
Академия наук в 19 в..
Библиография
ОСНОВАНИЕ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК.
Эпоха Петра 1 принесла много преобразований в научную и культурную жизнь России. Важнейшим мероприятием для развития науки была организация Академии наук. Подготовка к этому делу велась с первых лет правления Петра. Для этого проводились переговоры с крупнейшими представителями западноевропейской науки и философии.
13 января 1724 г. Петр 1 подписал в
Сенате «Определение об
«Понеже ныне в России здание к возращению художеств [т. е. практических знаний] и наук учинено быть имеет, - говорилось в «Определении об Академии»,- того ради невозможно, что здесь следовать в протчих государствах принятому образу; но надлежит смотреть на состояние здешнего государства, как
в отношении обучающих, так и обучающихся, и такое здание учинить, через которое не токмо слава сего государства для размножения наук нынешним временем распространилась, но и чрез обучение и расположение оных польза в народе впредь была».1 Таким образом, перед Академией ставились не только теоретические, но и практические цели - разработка и распространение полезных практических знаний. В то же время петербургская Академия наук в отличие от западноевропейских должна была стать не только научно-исследовательским, но и учебным заведением. Соединение в одном учреждении научной и учебной функции «Определение» мотивировало настоятельными нуждами страны. Для разрешения учебных задач при Академии были учреждены Университет и Гимназия.
Как исследовательское учреждение Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный.
В математический класс входили кафедры: 1) теоретической математики, 2) астрономии, географии и навигации, 3) и 4) две кафедры механики, которой Петр придавал большое значение. Физический класс состоял также из четырех кафедр: 1) физики теоретической и экспериментальной, 2) анатомии, 3) химии, 4) ботаники. Гуманитарный класс ограничивался тремя кафедрами : 1) красноречия и древностей, 2) истории древней и новой и 3) «права купно с полити-кою и этикою».
Программа деятельности Академии не была скопирована с других Академий, а являлась вполне самостоятельной, продиктованной потребностями быстро развивающейся страны. В отличии от иностранных академий, которые в основном подводили итоги научной работы, выполнявшейся другими учреждениями (университетами, частными кабинетами и лабораториями), в России научная работа велась в стенах самой Академии, в ее кабинетах, лабораториях, мастерских.
Академия была «повинна все декуверты [открытия] рассматривать и свою апробацию откровенно о том сообщать... 1. верны ли оные изобретения, 2. великой ли пользы суть или малой, 3. известны ли оные прежде сего бывали или нет»1 . Научно-исследовательская работа велась в Географическом департаменте, в Библиотеке, Кунсткамере, в Физическом кабинете, Астрономической обсерватории, Химической лаборатории, Анатомическом театре, в Ботаническом саду. Высшим научным органом являлось Академическое собрание, или конференция. Кроме научных исследований — «декувертов», — академики обязаны были заниматься и популяризацией науки в виде латинских «систем», т. е. курсов для студентов и ежедневного чтения хотя бы одной лекции.
АКАДЕМИЯ НАУК В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА.
На содержание Академии было
назначено Петром Великим 24 912
руб. в год. Академии
Академии было поручено руководство переводческими работами, для чего был учрежден Переводческий департамент и были приглашены люди, знающие иностранные языки: Тарасий Постников, Иван Каргопольский, Иван Горлецкий и др.. Для Академии временно отвели дом Шафирова на Петербургской стороне.
С августа 1725 г. стали собираться заседания Академической конференции. Президентом был назначен ( а не выбран ) лейб-медик Л.Л. Блюментрост, сын врача, приглашенного в Москву при царе Алексее.
Фактическое управление
Все же даже в мрачное время бироновщины внутри Академии шла большая научная работа. Академией выполнялись важные работы по изучению природы и производительных сил страны. В Географическом департаменте велось географическое и картографическое дело. В 1735 г. были основаны Историческое собрание и Российское собрание, поставившее себе целью изучение и совершенствование русского языка. Научные издания Академии —«Комментарии» и «Новые комментарии» — приобрели мировую известность.
В Анатомическом театре велись вскрытия трупов, имевшие большое значение для успехов анатомии. В Обсерватории проводились астрономические наблюдения, которыми интересовался еще Петр 1.
С 40-х годов начинается оживление работы Академии, связанное с тем, что в ее стенах развертывает свою работу плеяда крупных русских ученых, среди них математик В. Е. Ададуров, поэт В. К. Тредиаковский, географ С. П. Крашенинников. В эти же годы в Академии начал свою работу великий гений русской и мировой науки 18 века М. В. Ломоносов.
Ломоносов стал главным вдохновителем всей работы Академии наук. Он четко определил ее основные задачи в деле служения Родине и развития русской и национальной культуры.
Страстный патриот Ломоносов вел беспощадную борьбу с лжеучеными, вредившими развитию русской науки. Он подверг сокрушительной критике антипатриотическую нормандскую теорию, показав всю вздорность байеровско-миллеровских филологических домыслов.
В противовес клеветническим измышлениям «байеров» и «миллеров» Ломоносов составил «Древнюю российскую историю», в которой, понимая неразрывность служения истине со служением Родине, поставил задачу показать «благорассудному и справедливому» читателю «праведную славу» отечества. В «Древней российской истории» Ломоносов осветил раннюю историю восточных славян и происхождение Русского государства, развил мысль об этническом единстве славян и о ценности славянской культуры.
Огромное значение в развитии русской национальной культуры Ломоносов придавал дальнейшему совершенствованию великого русского языка, работая над этим как филолог и как поэт. В посвящении к «Российской грамматике» он восславил великий русский язык, в котором находил «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка»1. Общественно-политическое и культурное значение этого «гимна русскому языку» было исключительно велико.
В области естественных наук Ломоносов развернул многостороннюю деятельность: он был и химиком, и физиком, и астрономом, и географом, и минерологом, и геологом. В его гениальных трудах ясно выступают те черты, которые стали лучшими традициями прогрессивной русской науки. Замечательный экспериментатор и техник, Ломоносов обладал и широким философским подходом к научным вопросам; он смело возводил данные естествознания в стройную натурфилософскую материалистическую систему. Ученый-материалист Ломоносов стремился свои теоретические изыскания связать с практикой: итоги лабораторных исследований в области химии стекла он спешил перенести в производство. О практических задачах наук он неустанно твердил в прозе и стихах.
Ломоносов стремился к освоению
природных богатств севера, развивал
широкие планы будущих
По глубине и точности своих исследований Ломоносов далеко опережает своих современников как в России, так и на Западе.
Все величайшие открытия Ломоносова в области естествознания, так обогатившие мировую науку XVIII в., были сделаны и Петербурге. Атомистическая теория была положена Ломоносовым в основу объяснения мироздания. Тем самым открывалась новая эпоха в развитии физических и химических наук. Им был впервые открыт «всеобщий естественный закон природы» - закон сохранения материи и движения.
Ломоносовым был нанесен сокрушающий
удар теории так называемого теплорода,
по которому состояние тепла объяснялось
количеством находящегося в телах
особого вещества теплорода. Этой «теории»
Ломоносов противопоставил
Не меньшие заслуги
В то же время он никогда не замыкался в области так называемой «чистой науки», а всегда стремился связать свои теоретические изыскания с потребностями экономического развития страны. С его именем связана разработка научного приборостроения, техники горного дела, металлургии, стекольного и керамического производства.
Вокруг Ломоносова объединялись передовые деятели русской науки середины XVIII в.. Петербургская Академия наук стала научным центром мирового значения.
Успехам развития естественных наук в Академии способствовало создание при ней первоклассных для своего времени научных учреждений: Обсерватории, Физического кабинета, Химической лаборатории и др.. Обсерватория обладала прекрасным инструментарием. Леонард Эйлер писал из Берлина по этому поводу: «Мы здесь лучшего образца показать не умеем». При Обсерватории шло обучение геодезистов, присылавшихся из Московской академии: составлялись Академией наук и инструкции для астрономических наблюдений.
АКАДЕМИЯ НАУК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА.
Центр научной жизни Петербурга - Академия наук, в эпоху Ломоносова игравшая крупнейшую роль в развитии национальной русской культуры, во второй половине XVIII в., с возникновением новых, не связанных с Академией центров культурной жизни, постепенно утрачивает свое руководящее значение в научной жизни страны.
Екатерина 11, стремясь показать себя продолжательницей дела Петра 1 и дорожа своей заграничной репутацией, обнаружила внешнюю заботу об учреждении, считавшемся петровским детищем и имевшем связи с Западной Европой. 6 октября 1766 года был издан правительственный указ, признавший «великое нестроение и совершенный упадок» Петербургской Академии наук и объявивший, что императрица принимает ее в «собственное ведомство» в целях привести в цветущее состояние. Однако далее широковещательных заявлений дело не пошло: существенных изменений в организации Академии не было проведено, нового устава Академия не получила. Реальною мерой для расширения научной деятельности явилось только значительное пополнение академических кадров.
Желая придать блеск принятому
на свое личное попечение научному
учреждению, императрица пригласила
из-за границы ученых, среди которых
были крупные представители
Значительно выросли ко второй половине XVIII в. кадры академиков. В первые 25 лет существования Петербургской Академии наук в нее вступило 6 русских ученых: В. Е. Ададуров, Г. Н. Теплов, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, С.П. Крашенников, Н.И. Попов, в следующие 25 лет (до 1775 г.) - 8 человек: А. П. Протасов, С. К. Котельников, С. Я. Румовский, М. Софронов, Г. В. Козицкий, И. И. Лепехин, П. Б. Иноходцев и И. И. Исленьев, а с 1776 по 1800 г. поступило еще 10 русских ученых: М.Е. Головин, Н.Я. Озерцовский, В. Ф. Зуев, Ф. П. Моисеенков, Н. П. Соколов, А. К. Кононов, В. М. Севергин, Я. Д. Захаров, С. Е. Гурьев, А. Ф. Севастьянов. В Академии так же работал талантливейший русский конструктор и изобретатель И.П. Кулибин. В последней четверти XVIII в. все отрасли научных знаний имели уже русских представителей.
Среди русских академиков
были крупные талантливые