Основные особенности биологии ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:41, реферат

Описание работы

В частности 20 век характеризуется развитием новых биологических дисциплин и подъёмом исследований в "классических" отраслях биологии, в том числе на основе дальнейшей специализации или интеграции старых разделов. Особенно интенсивно развиваются в 20 веке генетика, цитология, физиология животных и растений, биохимия, эмбриология, эволюционное учение, экология, учение о биосфере, а также микробиология, вирусология, паразитология и многие другие отрасли. Но, несмотря на это, даже в XX веке прогресс биологии по прежнему задерживался старыми препятствиями, которые физические науки встретили на своем пути и преодолели еще в XVII и XVIII веках, а именно сопротивлением всех сил невежества, объединившихся под флагом благочестия и традиции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..2
1 век генетики………………………………………………......4
1.1 Революция в молекулярной биологии………………………...........................................
1.2 биохимия………………………………………………...........
1.3 развитие биохимии и молекулярной биологии во II половине ХХ века……………………………………………………………
2 важнейшие открытия биологии ХХ века………………….
3 Методологические установки современной биологии…
заключение…………………………...............................................
Список литературы…………………………………………….......

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 57.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Достижения биологических наук ХХ века: влияние на развитие биополитики.

 Общее ориентирующие влияние гуманитаризующейся биологии второй половины ХХ в. было дополнено конкретным стимулирующим действием на биополитические изыскания конкретных биологических направлений, таких как: этология (науки о поведении живых существ). Первоначально этология посвящала себя поведению животных в естественных условиях, с упором на врожденные (инстинктивные) формы поведения, подробно исследованные К. Лоренцом, Н. Тинбергеном, К. Фришем и другими классическими этологами. В дальнейшем, под влиянием таких исследовательских направлений, как бихевиоризм, зоопсихология, предмет этологии был расширен в сторону изучения не только врожденных, но и приобретенных в ходе обучения и накопления индивидуального опыта форм поведения. Было установлено, что различие между этими двумя видами поведения является относительным, так как. практически каждая поведенческая реакция включает врожденные (генетически запрограммированные) и приобретенные (зависимые от жизненного опыта) компоненты. Целый ряд исследований был посвящен ритуальному поведению (брачное, территориальное и игровое поведение). Данные о поведении животных были применены, иногда недостаточно обоснованно, к человеческому поведению, тем самым изменив наш взгляд на самих себя. Примерами может служить книга К.Лоренца "Агрессия", вызвавшая значительный резонанс, а также сенсационные бестселлеры 60-70-х годов ХХ века типа книг «Голая обезьяна» и «Человеческий зоопарк» Р.Ардрея. В 1990-х годах вышли работы отечественных этологов, в том числе Е.С. Панова (см. например, Панов, 1999), М.В. Бутовской (1999, Butovskaya, 2000), В.Р. Дольника (1994, 1996), утверждающие приложимость этологического подхода к поведению человека, включая его политическую деятельность; исследований по эволюционным проблемам. В ХХ веке разработан современный вариант дарвиновской теории эволюции (неодарвинизм, синтетическая теория эволюции), согласно которой эволюция основана на избирательном сохранении в ряду поколений наиболее приспособленных генотипов(естественный отбор генов). Естественный отбор предполагает конкуренцию за выживание и размножение различных генетических вариантов, возникающих в результате случайных мутаций, рекомбинаций генов и др.. Если Дарвин постулировал постепенное возникновение нового в эволюции в результате накопления малых изменений (градуализм), то ныне часть эволюционистов (например, С. Гулд) признает и «большие скачки», сразу дающие новые виды живых существ (концепция» прерывистого равновесия»). Ставится также вопрос, идёт ли естественный отбор лишь на индивидуальном уровне (как борьба особей за существование /размножение)или имеет место также групповой отбор -- конкуренция между целыми сообществами живых существ (например, концепция «телеономического отбора» П. Корнинга). В последнем случае внутри группы (сообщества) преобладает кооперация и взаимопомощь, а конкуренция направлена вовне – против соседних групп. Для биополитики важны исследования, касающиеся происхождения человека и в особенности эволюции социальной организации по линии человекообразные обезьяны (гоминиды) - представители рода Homo (гоминиды) - человек разумный. Социобиологии — систематического изучения биологического базиса социального поведения у животных и человека (определение одного из основателей социобиологии Э. Уилсона). Каждая форма жизни может быть рассмотрена как эволюционный эксперимент, продукт миллионов лет взаимодействия между генами и окружающей средой. Социобиология в целом исходит из неодарвинизма. Однако, в применении к эволюции биосоциальных систем, она объясняет и такие процессы, которые на первый взгляд противоречат концепции естественного отбора. Например, объясняются явления самопожертвования особей (альтруизма) в интересах других особей или целого сообщества. Причем, для такого объяснения социобиологи вводит новые понятия: родственный альтруизм (самопожертвование ради близкого родственника ради сохранения общих с ним генов), взаимный (реципрокный) альтруизм (самопожертвование ради даже неродственной особи, если последняя также готова к аналогичной жертве), совокупная приспособленность особей, эволюционно стабильная стратегия и др.. С этим инструментарием социобиология подходит к проблемам доминирования и подчинения, отношений между родителями и потомками, организации сложных сообществ (насекомых, приматов и др.). Социобиологи рассматривают человека как бы через перевернутый телескоп на увеличенном расстоянии и временно уменьшая его в размере. По словам Э. Уилсона, социобиология вторгается в социальные науки с верительными грамотами естественных наук. Экология — наука о взаимодействии биоса с окружающей его средой и о взаимоотношениях между различными живыми организмами в рамках локальных целостных сообществ (экосистем) и планетарного сообщества (биосферы),особо отметим разработки Винни-Эдвардса и др. по популяционной экологии(«социальной экологии»), тесно состыкованные с этологией и социобиологией. Экология как биологическая наука оказалась настолько тесно связана с разработками по охране живого покрова планеты, многообразия населяющих её видов, а также здоровья человека и человечества перед лицом техногенных опасностей, что в русском языке все эти разработки тоже обозначаются не иначе как «экология» (за рубежом преобладают другие названия – environmental science, Umweltwissenschaft и др., переводимые как «наука о среде обитания»). Публикация таких книг, как"Безмолвная весна", в начале 60-х годов, вызвала к жизни первую волну движения в защиту окружающей среды. В последующие десятилетия люди начали проявлять все большую тревогу в отношении проблем окружающей среды. Это усилило общий интерес как к экологическим организациям (МСОП, Римский Клуб, ЮНЕП и многие другие), так и к самой биополитике, которая также включает важную природоохранную грань нейрофизиологии — комплекса исследований, посвященного функционированию мозга как сложной параллельно организованной системы переработки информации, состоящей из относительно самостоятельных функциональных единиц (модулей). Было показано наличие в составе мозга человека и других высших приматов (человекообразных обезьян), например, трёх таких параллельно работающих модуля, как рептилиальный мозг (названный так в «честь» уже имеющих его пресмыкающихся), палеомаммальный (или лимбическая система, которая функционирует уже у примитивных млекопитающих), наконец, неокортекс(новая кора). Исследуя нейронную организацию мозга, нейрофизиологи обратили особое внимание на роль нейротрансмиттеров, отвечающих за передачу импульсов между нервными клетками. Исследования серотонина, окиси азота, дофамина и др. нейротрансмиттеров, а также нейромодуляторов (опиатов) показала их важную социально-поведенческую функцию, в том числе и в человеческом обществе. В 50-х и 60-х годах ХХ века появилась возможность влиять на человеческий разум, эмоции и психику в заданном направлении, используя лекарственные препараты(так называемая «психо(нейро)фармакологическая революция»). Это привлекло внимание научного сообщества и широкой публики к взаимосвязи между физиологическим состоянием человеческого организма и поведением человека, включая политическую деятельность. 1990-е годы были объявлены в международном масштабе «Десятилетием мозга»;

В заключение этой темы, хотелось бы объединить основные открытия биологии ХХ в.

1901- Ландштейнер  открыл группы крови, начало переливания  крови 
1906 - первая пересадка трупной роговицы 
1910 - Томас Морган открыл хромосомы - органеллы наследственности 
1926 - Меллер открыл мутагенные эффекты радиации и химических веществ 
1912- Бантинг и Бест открыли инсулин и причину диабета 
1936 - первые ферменты получены в кристаллическом состоянии 
1944 - Осваль Эвери и Маклин МакКарти доказали, что изолированная ДНК встраивается в геном бактерий, изменяя их фенотип 
1904 - Нобелевская премия в области физиологии и медицины присуждена Ивану Петровичу Павлову за открытие условных рефлексов 
1951 - первая операция коронарного шунтирования (коронарный байпасс) 
1953 - Джеймс Уотсон и Френсис Крик открыли двойную спираль ДНК 
1955 - первая пересадка почки 
1956 - первая коронарная ангиопластика 
1961 - Маршалл Ниренберг расшифровал генетический код (словарь) ДНК 
1961 - первые пересадки гематогенных стволовых клеток для спасения обреченных пациентов 
1964 - Чарлз Яновский подтвердил линейное соответствие генов и белков бактерий 
1967 - первая пересадка сердца и печени 
1969 - группа исследователей из Гарвардской медицинской школы изолировала первый ген человека 
1974 - Стенли Коэн и Герберт Бойер пересадили ген лягушки в бактериальную клетку. Начало генной инженерии 
1976 - создана первая биотехнологическая компания Genentech; начались пересадки генов человека в клетки микроорганизмов для промышленной наработки инсулина, интерферона и других полезных белков 
1980 - Мартин Кляйн создал первую трансгенную мышь путем пересадки гена человека в оплодотворенную яйцеклетку мыши 
1982 - генно-инженерный инсулин, наработанный бактериями, разрешен для использования в медицине 
1983 - открыта полимеразная цепная реакция (техника многократного клонирования коротких цепей ДНК) - стало возможным синхронно изучать работу многих генов 
1985 - техника "генетической дактилоскопии" ДНК стала использоваться в мировой криминалистике 
1985 - первые пересадки фетальной нервной ткани для лечения болезни Паркинсона 
1988 - выдан первый патент на генетически модифицированное животное  
1990 - начало работ по международному проекту Геном Человека 
1997 - клонировано первое млекопитающее - овца по кличке Долли; затем последовали удачные эксперименты по клонированию мышей и других млекопитающих 
1997-1998 - изолирование эмбриональных стволовых клеток человека в виде бессмертных линий 
1998 - создание методов одновременной регистрации активности 1000-2000 генов в геноме человека и млекопитающих 
1999-2000 - полная расшифровка генома 10 бактерий, дрожжей

 

 

Методологические установки современной биологии

Представление о том, что “клеточкой” эволюционного процесса выступает не организм, а популяция может рассматриваться как исходный момент в формировании системы методологических установок неклассической биологии. Такая система значительно отличается от методологических регулятивов классической биологии. Основные направления, по которым произошло их размежевание, следующие. Во-первых, качественно новое представление объекта познания (полисистемное видение биологического объекта, отказ от моноцентризма и организмоцентризма в пользу полицентризма и популяционного стиля мышления). Во-вторых, качественно новая гносеологическая ситуация, требующая явного указания на условия познания, на особенности субъект объектных отношений. В-третьих, установление диалектического единства ранее противопоставлявшихся друг другу методологических подходов. На этом пути формируются методологические установки, предполагающие: единство описательно - классифицирующего и объяснительно - номотетического подходов; единство операций расчленения, редукции к более элементарным компонентам с процессами интегрирующего воспроизводства целостной организации; диалектическое сочетание структурного и исторического подходов; понимание причинности, учитывающее диалектику необходимости и случайности, внутреннего и внешнего через единство функционально-целевого и статистически-вероятностного подходов; единство эмпирических исследований с процессом интенсивной теоретизации биологического знания, включающем его формализацию, математизацию, аксиоматизацию и др. В ХХ веке изменилось место биологии в системе наук, отношения биологии с практикой. Биология постепенно становится лидером естествознания. Формами выражения этих тенденций являются следующие процессы: укрепление связи биологии, с одной стороны, с точными, с другой – с гуманитарными науками; развитие комплексных и междисциплинарных исследований; увеличение каналов взаимосвязи, с одной стороны, с теоретическим познанием, с другой – со сферой практической деятельности, и прежде всего с глобальными проблемами современности; явное участие запросов практики в актуализации тех или иных проблем биологического познания; непосредственным основанием исследовательской деятельности в биологии все в большей степени выступают прямые практические потребности, интересы и запросы общества. Кроме того – непосредственно программирующая роль биологии по отношению к аграрной, медицинской, экологической и другим видам практической деятельности; возрастание ответственности ученых-биологов за судьбы человечества (прежде всего в связи с перспективами генной инженерии); непосредственное проявление гуманистического начала биологического познания; широкое внедрение ценностных подходов и др.; все в большей мере становится ясно, что логика биологического познания будет в будущем непосредственно задаваться потребностями практического преобразования природы, развития общественных отношений и интересов людей. В конце ХХ века заметно преобразовываются методологическая и мировоззренческая функции биологии. Мировоззренческая нацеленность биологии, ориентированность ее результатов на конкретизацию наших представлений об отношении “человек – мир (человека)” реализуется в двух направлениях:1) на человека, на выявление взаимосвязей биологического к социального в человеке; на функционирование биологического в общественном (социуме). Человек становится непосредственной исходной “точкой отсчета” биологической науки, от него, для него и на него будет непосредственно ориентировано познание живого. Это направление развивается в контексте взаимосвязи биологического и социального познания; историческим пьедесталом здесь выступает процесс антропосоциогенеза, выявление биологических предпосылок становления человека и общества;2) на мир, на выявление закономерностей включенности живого в эволюцию Вселенной, перспектив биологического мира в развитии мира космического. Это направление раскрывается, прежде всего, через взаимосвязь биологических и астрономических наук.

 

 

 

Заключение

Прогресс биологического знания в 20 в., возросшая относительно и абсолютно роль биологии  среди других наук и для существования человечества в целом определяют и иной облик Б. сравнительно с тем, какой она была даже 30—40 лет назад. Накоплению знаний и в новых, и в классических областях биологии, способствуют разработка и применение новых методов и приборов. Так, большой шаг вперёд обусловлен появлением электронной микроскопии, позволившей обнаружить новые ультраструктуры на разных уровнях организации живого. Получили распространение новые методы прижизненных исследований (культуры клеток, тканей и органов, маркировка эмбрионов, применение радиоактивных изотопов и др.), использование физических и химических приборов, работающих на повышенных скоростях и частично или полностью автоматизированных (ультрацентрифуги и ультрамикротомы, микроманипуляторы, электрокардиографы, электроэнцефалографы, полиграфы, спектрофотометры, масс-спектрографы и мн. др.). Растет число биологических институтов, биостанций, заповедников и национальных парков (играющих важную роль и в качестве "природных лабораторий"); создаются лаборатории, в которых можно изучать действия любых комбинаций климатических и физико-химических факторов (биотроны, фитотроны), биологические учреждения оснащаются электронно-вычислительными машинами; создаются отрасли промышленности, связанные с биологическим приборостроением; во всё большем числе специальных биологических институтов и на биологических факультетах университетов готовятся кадры высококвалифицированных биологов разных профилей. По уровню биологических исследований можно судить ныне о материально-техническом развитии общества, т.к. биология становится реальной производительной силой. Это залог расцвета биологии в будущем, что, несомненно, ознаменуется открытием новых фундаментальных закономерностей живой природы. Само существование человечества в биосфере Земли оказывается тесно связанным с успехами в решении многих биологических проблем биология становится научной, рациональной основой отношений между человеком и природой. Биология в XX в. переходит от стадии описательной науки к теоретической и экспериментальной. Как развитие экспериментов и гипотез о наследственности Г. Менделя (1822-1884), в первой трети XX в. возникает мощное течение, получившее название генетика, судьба которой оказалась довольно драматичной в СССР. Трагична была и судьба ее лидера, Н.И. Вавилова (1887-1943), - автора теории гомологических рядов. После серии великих открытий второй половины XX в. носителей и кодов наследственности РНК и ДНК, биология вышла на молекулярный уровень изучения своих объектов и явлений, она приобрела черты физико-химической биологии. В последней трети XX в. усиливается развитие концепции эволюционной биологии, что, в принципе, делает реальной возможность осуществления глобального эволюционного синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1)Бабий Т. П., Коханова Л. Л., Костюк Г. Г. и др. Биологи: Биографический справочник. Киев, 1984.

2)История биологии с древнейших времен до наших дней. т. 1-2. М., 1972—1975.

3)Мирзоян Э.Н. Этюды по истории теоретической биологии. 2-е изд., расш. М., 2006.-371 с.

4) Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. - М.: Круг, 1994.  
Воронина Н.В. Человека, среда обитания и экология: Курс лекций. - Хабаровск, 1998.

5) Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: Центр, 1997. - С. 81-90.

  
6).Дубнищева Т.Я. Концепция современного естествознания. - Новосибирск: ЮКЭА, 1997. - 657 с.

  
7) Жданов Ю.А. Развитие материи и органическая химия. Проблема развития в современном естествознании. - М.: МГУ,1968. - С. 134-151.  

8) Замечательные ученые./ Под ред. С.П.Капицы. - М.: Наука, 1980.  

9) Карпинская Р.С., Мерзлов В.П. Об эволюции химических структур при возникновении жизни на Земле / Проблема развития в современном естествознании. - М.: МГУ, 1968. - С. 152-164.  

10) Концепция современного естествознания: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - С. 262 - 365.  

11) Общая биология: Учебник./ Под ред. Ю.И. Полянского. - М.: Просвещение, 1989.  

12) Проблемы философии и методологии современного естествознания. - М.: Наука, 1973

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные особенности биологии ХХ века