Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:46, курс лекций
На современном этапе – конвергенция - взаимное проникновение культур, диалог двух культур.
Многие естественнонаучные законы и принципы справедливы и в общественных науках. Например, принцип обратной связи, самоорганизация и т.д.
Три способа познания: аналитический – наука, художественный, чувственный, порой иррациональный – искусство, реконструктивно-пророческий, по большей части иррациональный – религия.
Лекция 1. Особенности естественнонаучного познания.
Человек существует в природе. Способ существования – деятельность.
Культура (от лат cultura – возделывание)
Совокупность Продукт Создается трудом,
всех видов человеческой исторически развивается
преобразова- деятельности и обогащается
тельной
деятельности
Существование духовных потребностей отличает человека от животного.
Культура
Духовная
Идеи, понятия
представления, научные
гипотезы, теории, законы,
взгляды (религиозные и
политические)
Язык - универсальный и первый материальный носитель.
Книги, графики, формулы, произведения искусства и т.д.
политическое сознание,
правосознание, мораль, но и всегда оценивает то, что он знает
искусство, религия, наука. по элементам: познавательные (П) и
Искусство, мораль, религия = Ц + п,
Политическое сознание, правосознание = Ц +п,
Философия = ц + п,
Наука = ц + П.
- форма познания мира, форма общественного сознания.
Естествознание
(все естественные науки)
Все формы неживой природы и сложные формы живой природы,
простейшие формы живой
Различная методология. Формирование двух культур
Естественнонаучная
развитии, особый стиль мышления, оценок и позиций
определенные моральные
ученых
На современном этапе – конвергенция - взаимное проникновение культур, диалог двух культур.
Многие естественнонаучные законы и принципы справедливы и в общественных науках. Например, принцип обратной связи, самоорганизация и т.д.
Три способа познания: аналитический – наука, художественный, чувственный, порой иррациональный – искусство, реконструктивно-пророческий, по большей части иррациональный – религия.
Метод (от гр. Methodos – путь к чему-либо, способ)- совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Область знания, которая специально
занимается изучением методов – методологи
Всеобщие методы познания (общефилософские)
в развитии и взаимосвязи
Эмпирический
(наблюдение, эксперимент, измерение)
Наблюдение – метод получения первичных знаний; научное наблюдение характеризуют целенаправленность, планомерность, активность.
Эксперимент – контролируемое воздействие на исследуемый объект. Характеризуется воспроизводимостью.
Измерение – получение количественных закономерностей.
Абстрагирование – переход от чувственно-конкретного к абстрактному, отвлечение от каких-либо менее существенных сторон объекта – идеализация (материальная точка, идеальный газ и т.д. )
Мысленный эксперимент – оперирование идеальными образами (Галилей).
Формализация – особый подход, использующий специальную символику – формализованные искусственные языки; характерна моносемичность – однозначность терминов – но разная для разных наук.
(inductio (лат) – наведение, побуждение) (deductio (лат) – выведение)
От частного к общему
(Фрэнсис Бэкон )
анализ синтез аналогия моделирование
разделение на соединение подобие изучение
отдельные отдельных каких-то оригинала
элементы частей в свойств на модели
Лекция 2. История естествознания.
1) Теокосмогонические мифы – высшая форма мифотворчества, которая содержит зародыши научного знания. Гесиод «Теогония»: первичное состояние мира – Хаос усложнение и организация мира от Хаоса к Космосу представление о периодической гибели Космоса и переход к Хаосу и вновь возрождение Космоса.
2) Естествознание начинается с вопроса: из чего состоит все? Субстанция мира – единое основание многообразия вещей.
3) Европейская наука началась с Милетской школы (VI в до н.э.) – Фалес (субстанция - вода), Анаксимандр (апейрон – некое вечное беспредельное, безграничное, бесконечное начало), Анаксимен (воздух ).
4) Гераклит из Эфеса (огонь
– самое изменчивое и
5) Пифагорейский союз VI – IV вв до н.э. («Все есть число»). Математика как средство познания мира.
6) Элейская школа - основал Ксенофан. Известны Парменид (два пути познания: путь истины и путь мнения), Зенон (субстанция – бытие как таковое). Апории Зенона.
7) Софисты (платные учителя
8) Демокрит и Платон – верили в познаваемость мира.
основоположник античного
материализма,
высшая ценность – истина идеи являются: 1)обобщением вещей,
бытие = атомы:
1) разные по размерам
и форме 2)вечно движутся в Идеальный мир первичен. Над входом
пустоте
Разработка принципа
детерминизма (причинности) постижению идей.
Аристотель – первый исследователь природы (лучший ученик Платона - «Платон мне друг, но истина дороже», учитель Александра Македонского).
Основал Ликей – философскую школу.
Идеи не могут существовать отдельно от вещи (противоположно Платону).
Мир состоит из вещей. Каждая вещь – соединение материи и формы. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму.
Первоматерия по Аристотелю (первоэлементы)
теплое+сухое теплое+влажное холодное+влажное холодное+сухое
огонь
воздух
вода
Основоположники атомизма– Демокрит и Эпикур в Греции, Тит Лукреций Кар – в Древнем Риме.
Развитие математики – Пифагор (ввел понятие иррациональности), Евклид метод аксиом, основатель геометрии Евклида. Архимед (определил значение числа π ,положил начало гидростатике, создал множество механических приспособлений, один из последних представителей античного естествознания)
В античной науке познавательный элемент был больше, чем ценностный ( П › ц ).
4.Естествознание средних веков.
В Европе - усиление влияния Церкви. Философия – «служанка» богословия.
(Ц > п), Бог – высшая ценность.
Существовали три основные традиции науки:
1) схоластическая 2) герметическая 3) опытно-эмпирическая
принцип
авторитарности,
вопрос- отношение Гермеса Трисмегиста Роберт Бэкон
знания и веры,
мир непознаваем
алхимия
(«сколько чертей поместится на игольном острие?» - один из вопросов, обсуждаемых схоластами).
Упадок европейской науки до XIII вв. На Востоке – прогресс науки. На арабский язык были переведены основные труды древнегреческих ученых – в VIII-IX вв. Мухаммад аль–Баттани (астрономические таблицы), Ибн - Юнас (тригонометрия, лунные и солнечные затмения),Ибн аль-Хайсам (оптика), Ибн-Рушд (виднейший философ и естествоиспытатель, считавший своим учителем Аристотеля).
В XIII в начался подъем европейской науки. Оксфордский университет.
Лекция 3. Научные революции.
Конец XV-XVI веков – переход от Средневековья к Новому времени – эпоха Возрождения (возрождение культурных ценностей античности).
Однако на основе гелиоцентрической системы в 1582 г. была проведена церковная реформа календаря: на смену юлианскому пришел григорианский.
Информация о работе Особенности естественнонаучного познания