Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:57, курс лекций
Наука – это одна из форм духовной культуры, основная функция которой, состоит в познании мира. Наука помогает познавать мир через установление законов природы. Кроме того наука является мировоззрением, то есть дает возможность понимать и объяснять, что представляет собой мир и как он устроен. В целом можно сказать, что с точки зрения науки, мир это бесконечная вселенная, управляемая законами природы, например, законом «всемирного тяготения» и состоит мир из атомов и др. частиц, (краткое изложение научного мировоззрения)
Концепция Современного Естествознания от 14.02.12г.
Роман Алексеевич Счастливцев
(лекция 1)
Особенности научного познания
Наука – это одна из форм духовной культуры, основная функция которой, состоит в познании мира. Наука помогает познавать мир через установление законов природы. Кроме того наука является мировоззрением, то есть дает возможность понимать и объяснять, что представляет собой мир и как он устроен. В целом можно сказать, что с точки зрения науки, мир это бесконечная вселенная, управляемая законами природы, например, законом «всемирного тяготения» и состоит мир из атомов и др. частиц, (краткое изложение научного мировоззрения)
На ряду с наукой существуют другие формы духовной культуры: искусство, религия, мифология, мораль, право, политика, идеология, обыденное сознание, философия. Некоторые из этих форм, так же как и наука является, мировоззрениями например, наиболее древние мифология и религия. Существует в этом списке и др. формы познания мира, например ближайшей формой к науке познания мира является - философия. Также функцией познания мира обладает искусство. Наука вместе с искусством и моралью входят в состав общественного идеала, в его структуре эти формы представлены своими основными понятиями искусство представляет красота\прекрасное, мораль представлена как добро\благо, наука понятием – истина. Истина – это основная категория, определяющая познание мира, т.е. наши знания должны быть истинными.
Истина – это соответствие между нашим знанием и познаваемой действительностью, св-ми познаваемого объекта. Противоположностью истины является заблуждение. ( ?несоответствие?) В составе знания присутствует как элементы истины, так и элементы заблуждения. Процесс познания движется в сторону абсолютной истины\абсолютного знания. Так что в составе нашего знания постоянно увеличивается количество истины и уменьшается процент заблуждения.
Основные черты науки
Концепция Современного Естествознания от 28.02.12г.
(лекция 2)
…продолжение
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАУКИ
Наука возникает постепенно, в процессе формирования специфически-научного взгляда на природу. Этот взгляд подразумевает исключение сверхъестественных объяснений, явлений природы. С точки зрения науки, явление природы объясняются из них самих, т.е. из их сущностей. Например: молния, гром. «Сверхъестественное» порождается сверхъестественным существом. Изнутри не привлекая окружающие элементы. Молния – это электрическое явление. С точки зрения научного объяснения, в явление природы всегда выявляется его механизм, знания, которого позволяет воспроизвести данное явление в искусственных условиях, т.е. провести эксперимент.
Научный взгляд
формировался на протяжении
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ НАУК:
Концепция Современного Естествознания от 13.03.12
(лекция 3)
Наука Античности.
Первые научные школы складываются в греческих поселениях.
Основные черты греческой науки:
1. Всесторонность исследований (изучения в области математики, физики, гуманитарных наук)
2. Исключительно теоретический подход к исследованиям явлений природы, уверенность в том, что истина дается в теории
3. Появление естественного (научного) взгляда на природу, то есть, объяснение явлений природы через исследование их сущности без привлечения сверхъестественных, иррациональных фактов
4. Отрицание экспериментальных методов, признание исключительно теоретических методов (логики) для исследования природных явлений.
5. Появление особой социальной группы ученых. Возникновение социального института науки. Формы организации научной деятельности подразумевают преемственность научного опыта, научную традицию. Это выразилось в создании научных школ, где научные достижения передаются от учителя к ученикам, обогащаясь на каждом этапе.
6. Появление научных дисциплин (математика. Физика. Риторика. Поэтика). На более позднем этапе появляются география и история. Связующим звеном, образующим целостность философии (науки), была риторика, поскольку умение говорить в демократически устроенных полисах стало насущной политической необходимостью и подразумевала умение правильно мыслить и иметь системные научные взгляд на природу и общество
7. Появляются первые основные научные понятия и категории, характеризующие мир в целом (космос). Мир организованный, систематизированный. Только в этом случае он подлежит познанию. Хаос не познаваем. В космосе различимы отдельные части предметов и их свойств то есть, всему этому можно дать определения. По мнению греков, в физическом смысле мир состоит из стихий, элементов.
Логос – имеет несколько значений («слово», «знание», «учение», «наука», «мысль», «понятие», «закон»).
Мысль есть идея, «эйдос», понятие. На тот момент – высший образец для других вещей или сущность вещей; «теория», видимость с помощью разума, размышление. «Гносез» - познание.
«Праксиз» - практика, действие.
«Форма» - Идея, сущность.
«Материя» - строевой лес, материал
Основные проблемы Античной науки.
Проблема первоначала.
Архэ – то, откуда возникает все, то, из чего все состоит, и то, во что все окончательно превращается или переходит.
Вопрос о единстве мира, выражающийся в едином первоэлементе. Элемент – стихия. Здесь заложены две научные проблемы: проблема химического элемента или простого вещества и проблема агрегатного состояния вещества. Первоначало должно быть единым, неделимым, неизменным, поскольку лежит в основе всякого изменения (например, вода состоит из воды). Недостатком вещественной концепции первоначал было то, что основные стихии могли превращаться друг в друга. Более совершенной концепцией первоначала стала теория атомизма.
Индивид – «неделимый».
Атом обладает только основными свойствами материи – масса и объем. Кроме того, в учении Демокрита объяснялось, как атомы образуют вещество, предметы. Для этого атомы должны двигаться.
Физика Аристотеля.
Создал парадигму. С точки
зрения Аристотеля мир конечен, наполнен
различными существами, прежде всего,
пятью стихиями, то есть, пустоты
не существует. Вокруг Земли вращаются
тела, которые прикреплены к
Концепция Современного Естествознания от 27.03.12
(лекция 4)
Итог научной картины мира, которая строилась с Аристотелем, вселенная рассматривалась как конечное пространство, потому что бесконечность считалась бессмысленной и противоречивой. Вселенная заполнена различными космическими стихиями, космическими телами из эфира (пронизывает вселенную) Движение в таком пространстве является ограниченным и тело постоянно стремится к покою. Падение тела - это стремление его упокоиться, принять состояние покоя. Планеты и звезды движутся по круговым орбитам и двигаются они не самостоятельно, а к прикрепленным сферам. Птолемей, который создал геоцентрическую систему. Представление было закреплено христианской церковью.
Положение науки в средневековье
Средние века (5-15 века) в целом наблюдается упадок науки. Однако во второй половине средневековья появляются черты нового мировоззрения. Аристотелевская картина мира начинает меняться. Появляются новые научные образовательные центры - это университеты, свободное сообщество учащихся и преподавателей, обладающее самоуправлением. Изначально университеты появлялись религиозные университеты, там учили богословию. (церковные заведения, но в городах) Начинают строиться соборы, готические соборы. Самые знаменитые готические соборы: в Англии, Франции (Руанский собор), Испания (в городе Барселона строится с 19века и до наших дней) Германии (в городе Кёльне), Милане, Италии. Строительство шло столетиями одновременно с университетами. В университетах формируется свободный дух обучения и научной деятельности, изучается богословие, но уже тогда сформировались некоторые методы обучения, например лекции. Формируется структура то есть факультеты. Самые ранние факультеты – артистические «7 свободных искусств» (по латыни искусство). Подразумевалось, что это логика, риторика, математика, грамматика и т.д. Более высокий факультет был «философский». Управление, появился ректор, появились и деканы. Язык образования была – латынь. «Вульгарис» – по лат. простой. «Декан» - десятник. Появились студенты, «студио» – изучать. Появился медицинский факультет. Самый известный врач, исламский врач Авицена. В средневековье существовала осень сильное противостояние ислама и христианства «Крестовые походы». 14-15 века пришла с Востока чума, вымирало по четверти населения Европы, пол Парижа(=Лютеция) вымерло. Прекратилась чума примерно к 18 веку. Только в 19 веке открыли прививки.
В конце средневековья
меняется общий взгляд на мир.
В 15-16 веке появляется первое
представление о бесконечности.
Позднее средневековье
и эпоха возрождения. Николай
Коперник в первой половине 16
века. Следующий шаг понимание
вселенной. Он сформировал
Концепция Современного Естествознания от 10.04.2012.
(лекция 5)
Основой классической механики заложили Галилео Галилей и Ньютон во второй половине 17 века. Механика – понимание мира как механизма. Это было связано в том числе и с новым отношением к Богу, такое отношение называется деизм (Бог создал мир как огромный механизм) «время - деньги» поговорка популярная. Ценность времени и часов. Мир подчиняется механическим законам. Бог установил как эти предметы и объекты будут взаимодействовать. По каким законам. Законы природы действуют сами без участия Бога! Механика есть учение о механических взаимодействиях прежде всего учение о движении. Соотношение движения и покоя как можно рассчитать движение по различным параметрам. Инерционное движение – это когда тело движется прямолинейно и равномерно пока на него не воздействуют другие силы. Движение и покоя. Галилей предложил что предмет всегда движется. Галилей и вся классическая механика основывается на основании Коперника. Вселенная бывает бесконечная и пустая. Проблема падения тел это есть притяжение. Галилей вводит метод экспериментальной проверки. Книга природы на языке математики. Сила равна массе умноженная на ускорение