Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:42, контрольная работа
Этнология Гумилева многогранна: с ее помощью решены трудные задачи в исследовании разных народов. Благодаря Гумилеву совершился переход от общего знания о философии истории, науки крайне субъективной, от работ натурфилософов, от Дж. Вико, И. Гердера, Н. Грановского, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби к построению новой историко-этнологической науки, являющейся, по убеждению ее автора, естественнонаучной. В полном контексте истории ХХ в. она становится всемирно-исторической картиной мира [5, c. 18].В качестве методов впервые для данного предмета были использованы теория биохимической энергии В.И. Вернадского и системный подход Берталанфи.
Введение………………………………………………………………………………………………………….3
I.ЭТНОС
1.Понятие этноса……………………………………………………………………………………..………4
2.Этнос как система…………………………………………………………………………………………5
II. ЭТНОГЕНЕЗ
1.Метод в этнологии……………………………………………………………………………………….6
2.Пассионарность в этногенезе…………………………………………………………………….10
3. Фазы этногенеза………………………………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………………………………….19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННООЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Государственный университет Министерства
финансов Российской Федерации»
Омский филиал
Контрольная работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Концепции Современного естествознания
Тема: Пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилёва
Студент: Тараненко Анастасия Александровна
Группа : 1ГМУ1
Курс: 1
Факультет: Финансово-учетный
Специальность(направление): Государственное и муниципальное управление
Отделение: очное
Научный руководитель: Романова Елена Николаевна
_______________ Дата поступления Работы в деканат |
_________________ Допуск к защите Подпись преподавателя |
________________ Защита работы Оценка Подпись преподавателя |
Омск – 2012/2013 уч .год.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
I.ЭТНОС
1.Понятие этноса………………………………………………………………
2.Этнос как система……………………………
II. ЭТНОГЕНЕЗ
1.Метод в этнологии……………………………
2.Пассионарность в этногенезе…
3. Фазы этногенеза………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Распад Советского союза делает актуальной проблему взаимоотношения народов ,так как эта держава вовлекала в свои владения страны социалистического содружества. Национальные конфликты и войны, вспыхнувшие на окраинах великой державы, вызывают беспокойство за наше будущее. И как всегда люди обращаются к истории в поисках выхода их тяжелых ситуаций.
Позднее появилась яркая и
Будучи энциклопедистом, он изучал многие науки: историю, географию, биологию и смежные с ними дисциплины.
Этнология Гумилева многогранна: с ее помощью решены трудные задачи в исследовании разных народов. Благодаря Гумилеву совершился переход от общего знания о философии истории, науки крайне субъективной, от работ натурфилософов, от Дж. Вико, И. Гердера, Н. Грановского, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби к построению новой историко-этнологической науки, являющейся, по убеждению ее автора, естественнонаучной. В полном контексте истории ХХ в. она становится всемирно-исторической картиной мира [5, c. 18].В качестве методов впервые для данного предмета были использованы теория биохимической энергии В.И. Вернадского и системный подход Берталанфи.
I. ЭТНОС
1.Понятие этноса
Прежде чем говорить об этносах и их культурах, следует определить, что же подразумевается под словом “этнос”. В переводе с греческого оно имеет множество значений, среди которых: народ, племя, толпа, группа людей, язычники, стадо... Что объединяет все эти значения? То, что все они имеют смысл совокупности существ, чем-то похожих. Уже к 5 в. до н. э. выделяются два основных значения этого термина — “племя” и “народ”, и постепенно второе вытесняет первое. Казалось бы, все ясно: этнос — это народ. Но в таком случае, почему же к сегодняшнему дню учеными накоплено несколько сотен определений этого понятия и ежегодно появляются все новые?
Между всеми этими понятиями
есть существенные различия, речь о
которых впереди. Дело в том, что
в культурологическом аспекте термин
“этнос” употребляется в узком
и широком смысле. В широком
смысле “этнос” — понятие
2.Энос как система
Этнос в персистентном (цикличном, статичном, реликтовом) состоянии представляет собой этническую систему в состоянии гомеостаза – последней стадии этногенеза, при которой жизненный цикл этноса повторяется в каждом поколении без изменений. Такая этническая система находится в равновесии и гармонии с окружающим ландшафтом и не проявляет какой-либо активности в изменении своего окружения. Новое поколение стремится повторить стереотипы поведения предшествовавшего. Наблюдается стремление ограничить прирост населения, недопущение иноземцев к своим культам, заимствование только техники. К персистентному состоянию этносы приходят в результате завершения процесса этногенеза и в этом состоянии, практически ни сколько не изменяясь, они могут существовать достаточно долго
Этнос в динамическом (творческом, историческом) состоянии представляет собой этническую систему, при которой вследствие «пассионарного толчка», происходит изменение присущих этническому полю ритмов и смена фаз этногенеза, следствием чего является активное преобразование этноландшафтной среды, а «нахождение в персистентном состоянии расценивается как «дикость», «застой», «неполноценность». Новое поколение стремиться быть непохожим на предшествовавшее; возникает «стремление к расширению территории», ареалу обитания этноса, ведутся завоевательные войны; происходит «активное усвоение чужих идей; их использование или отторжение; наблюдается тенденция к неограниченному росту рождаемости, прозелетизм и религиозная нетерпимость; образуются новые социальные группы, на лицо – не циклическое, а линейное исчисление времени
Этнос в динамическом состоянии не может пребывать вечно. Он может либо исчезнуть; либо по прошествии определённого цикла развития перейти в персистентное состояние.Для характеристики динамического состояния этноса некоторые авторы используют и другие термины и категории. В рамках своей историко-философской концепции А.Г. Дугин использует для обозначения динамического состояния этноса категорию «народ», вкладывая, правда, в неё свой особый смысл.
II. ЭТНОГЕНЕЗ
1.Метод в этнологии
Официальная этнология занималась лишь накоплением фактов, т.е. была лишь этнографией. Каждая наука предполагает изучение своего объекта с помощью всего объема накопленных ею знаний и соответствующих методов позволяющих получить более полное и точное знание об изучаемом объекте. Современная наука располагает довольно большим количеством методов познания. В целом все их можно разделить на общенаучные и специальные, применяемые в различных комбинациях и сочетаниях в зависимости от специфики изучаемого объекта. Из общенаучных методов этнология отдает предпочтение историческому и социологическому, а из специальных – методу полевых исследований.
Метод полевых исследований
– один из основных при
Исторический метод, в свою
очередь, основан на таких
Изучение археологических
Изучение письменных
Среди других методов
Социологический метод
С помощью опроса в мире
собирается большая часть
Важная особенность переписей
заключается в том, что при
их проведении люди сами
Не менее важным и надежным
методом является выборочное
исследование. Суть его заключается
в составлении суждения о
Методическая база
2.Пассионарность в этногенезе
Жизнь человека в «обычных» условиях
характеризуется относительным
равновесием его
Информация о работе Пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилёва