Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:25, контрольная работа
Итак, цель данной работы состоит в том, чтобы определить передается ли гениальность по наследству? Исходя из цели работы, были определены следующие задачи: Раскрыть сущность наследственности. Охарактеризовать проблему гениальности и определить степень влияния на нее наследственности.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
Чебоксарский филиал
Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Концепции современного естествознания
на тему: Передается ли гениальность по наследству?
Естественнонаучное обоснование
Направление: государственное и муниципальное управление
Выполнила:
студентка группы 11-Г-13Н
заочной формы обучения
Тихонова Екатерина Викторовна
Проверил: профессор
Чучкалов И.А.
Чебоксары-2012
Многие известные ученые (такие, как Чезаре Ломброзо, Карл Юнг, Эуген Блейлер, Колупаева Г.П., Клюжева В.М., Лакосяна Н.Д.), проводившие множество социологических и физиологических исследований феномена гениальности, придерживаются мнения, что гениальность – это отклонение от нормы, сопровождающееся психическими расстройствами.
В книге "Гениальность и генетика", написанной выдающимся генетиком Владимиром Павловичем Эфроимсоном, затронуты важные вопросы относительного того, существует ли связь между генетикой и гениальностью, и выдвинуты интересные гипотезы о вероятных механизмах возможных связей. Но время течёт, появляются новые данные, однако ответов все нет, и, видимо, не будет.
Попробую объяснить эту свою точку зрения, которая заключается в том, что появление гениального индивидуума - счастливый случай, реализация которого может облегчаться, если у индивидуума есть генетическая предрасположенность к тому, чтобы он произошёл именно с ним. Кроме того, часто, хотя и не всегда, реализации такой счастливой случайности способствует благоприятная культурная среда. При этом большую роль могут играть случайные события в эмбриональном развитии, приводящие к индивидуальным ненаследуемым качествам.
Итак, цель данной работы состоит в том, чтобы определить передается ли гениальность по наследству? Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:
Геном человека содержит около 100 тысяч генов, функционирующих как единая взаимосвязанная система, в которой любой ген находится в сложном взаимодействии со всеми остальными. Появились сообщения о том, что геном человека раскрыт, однако идентифицирована пока всего лишь небольшая часть всех имеющихся в генотипе генов. Науке известны гены — модификаторы, отвечающие за морфологию и видовые признаки, гены-регуляторы биохимических процессов, гены дифференцировки, которые дают команды, когда у зародыша развиваться тем или иным органам.
Количество всевозможных сочетаний генов в зиготах определяется числом 223 и появление у зародыша тех или иных свойств предков является довольно случайным и в естественных условиях непредсказуемым. Огромное многообразие всевозможных комбинаций генов исключает появление хотя бы двух генетически идентичных людей (за исключением однояйцевых близнецов).
Гены отличаются высокой устойчивостью к внешним воздействиям и способны оставаться неизменными на протяжении многих поколений. Каждый из нас в своей генетической программе хранит память о всех ступенях развития живого вещества. И вместе с тем, под воздействием изменяющихся факторов окружающей среды или при стечении случайных обстоятельств спонтанно могут появляться мутации, сохраняться и передаваться потомству. И с каждым поколением человек все более отягощается грузом отрицательной наследственности, вероятность проявления которой повышается с ухудшением качества окружающей среды.
Несмотря на вырожденность
генетического кода, снимающую случайные
шумы и повреждения, время от времени
различные виды повреждений генов
реализуются в отдельных
Хромосомные нарушения связаны с искажением хромосом в процессе образования гамет. Эти искажения могут быть нескольких типов. Повреждения внутри аутосомных хромосом (1-22) связаны с различными аномалиями. Эмбрионы с нарушениями в хромосомах 1-15 либо погибают до рождения, либо рождаются нежизнеспособными. Дети с повреждениями в хромосомах 15-18 рождаются с физическими уродствами и пониженным интеллектом. Лишняя хромосома в паре 21 обуславливает болезнь Дауна. Сегодня достаточно хорошо изучены нарушения в половых хромосомах (23). Наличие лишней Х-хромосомы приводит к синдрому Клайнфельтера у мужчин (характерный женский тип телосложения, умственная отсталость, бесплодие), наличие лишней У-хромосомы порождает высокую степень агрессивности. Иногда при типично мужском сочетании в половых хромосомах (ХУ) рождается женщина. Очень часто такой тип встречается среди спортсменок или деловых женщин. К третьей группе относятся многофакторные болезни, болезни с наследственной предрасположенностью (алкоголизм, ишемия, диабет и др.). При неблагоприятных условиях эта предрасположенность реализуется. Искажения на молекулярном уровне могут произойти под действием физических (различные типы излучений, гипертермия и гипотермия), химических (пестициды, тяжелые металлы, некоторые лекарственные препараты, алкоголь и др.), биологических (вирусы и возбудители, вакцины) и других мутагенов и связаны с повышением частоты врожденных пороков развития.
Но наряду с такими людьми, появляются люди гениальные, с незаурядными способностями, значительно превышающими способности среднего человека. Современная наука под гениальностью понимает наивысшее проявление человеческих возможностей. Безусловно, гениальным был человек, научившийся первым добывать огонь, создавать рисунки, выращивать ячмень или картофель, использовать мускульную силу животных, работать с металлом. По мере социального прогресса число гениальных открытий возрастает. Как правило, они являются плодом коллективного труда и имена гениев часто остаются неизвестными. Истинно гениальных людей за сорок веков цивилизации оказалось не так уж и много, всего лишь около трехсот.
От античности идет взгляд на гениальность как «божественный дар», как род иррационального вдохновения, «озарения свыше». Но где истоки гениальности? Говорят безумие и гениальность — дети одной природы. Генетики усиленно ищут ген гениальности. Но есть ли такой ген? — Скорее всего отдельного гена нет. Есть лишь довольно малая вероятность случайного уникального сочетания генов, которая отражает заложенные в человеке предпосылки стать гением. Сегодня эта вероятность оценивается учеными в 10-4. Но гений реализуется лишь, попадая в благоприятные условия, где эти предпосылки могут развиться до высокого уровня. Здесь вероятность еще ниже. Благоприятная социальная среда способствует реализации природных задатков, неблагоприятная превращает потенциального гения в заурядность.
Проблема гениальности на генетическом уровне широко и всесторонне изучена в работах крупнейшего советского генетика и знатока истории В.П. Эфроимсона. Исследуя психику, творчество, жизнь и генеалогию некоторых выдающихся людей, он пришел к выводу, что гениальность — это некое пограничное состояние между «светом и тьмой», лезвие бритвы, тонкая грань между психическим расстройством и нормой. Примеров тому в истории человечества предостаточно.
Чем же отличается гений от других, даже, может быть, и очень способных людей? — Прежде всего, уникальным сочетанием генов, возникшим из случайной комбинации генов его предков, наделенный благодаря этому живым, любознательным умом, обостренностью ощущений, исключительной восприимчивостью окружающего мира, эмоциональной напряженностью, ярко выраженным темпераментом. Обстоятельства могут выковать из индивида гения, если у индивида есть задатки от природы.
Исследуя феномен А. Пушкина, Эфроимсон изучил его генеалогическое древо до пятого колена, предрасположенности, характеры и наклонности всех его предков по материнской и отцовской линиям. По его наблюдениям одаренность Пушкина развивалась на фоне ярко выраженной циклотимии (склонности к быстрой смене спадов и подъемов настроения), унаследованной им от своих родителей — кровных родственников (предки отца и матери поэта в пятом колене были родными братьями). Периоды резкого возбуждения, аффекта, как правило, сопровождались резким подъемом творческой активности и продуктивности. Этому способствовали его природные задатки: феноменальная память, широкий кругозор, гибкость ума. Психиатры охарактеризовали такой тип как акцентуированную личность. В молодости повеса, донжуан, дуэлянт, он с возрастом стал более управлять своими страстями и направлять их в творческое русло. По воле случая поэт оказался наследником еще одного фактора психической стимуляции умственной активности. Известно, что его ближайшие родственники страдали подагрой, был склонен к ней и сам поэт. Заболевание это связано с увеличением в крови мочевой кислоты, по своим свойствам и действию похожей на кофеин, большие дозы которого вызывают гипертимическую стимуляцию умственной активности. Как правило, обострение этой болезни происходит в осенний период. Эти факторы, соединившись в геноме Пушкина в их пограничном выражении, оказались стимуляторами его творческой деятельности, которые, воздействуя на необыкновенную природную одаренность поэта, дали человечеству гения с ярко выраженной цикличностью в творчестве, максимум которой приходился в большинстве случаев на осенний период.
Другой пример — творчество Г. Х. Андерсена. Исследователи, изучавшие его жизнь и творчество, отмечают что у него налицо все признаки синдрома Марфана, связанного с пороками развития мезодермы и экзодермы зародышевого листка эмбриона. Сегодня ген синдрома Марфана локализован, он находится в длинном плече хромосомы 15. Люди с синдромом Марфана имеют массу аномалий — высокий рост, непропорционально длинные конечности, чрезмерно длинные («паучьи») пальцы, большую голову с худым лицом и удлиненным выступающим носом, воронкообразную форму груди, недоразвитость мышечной и жировой ткани. Такие люди характеризуются психической неустойчивостью, биохимическими нарушениями, связанными с выбросом в кровь больших количеств адреналина. Чаще всего такие люди — психически ненормальны. Но в редчайших случаях, при определенном сочетании с другими генами люди с синдромом Марфана показывают очень высокий интеллект. Явные признаки синдрома Марфана были налицо у таких выдающихся личностей как Н. Паганини, А. Линкольн, Де Голль, К. Чуковский, Л. Ландау.
Если «средний» человек со средними способностями характеризуется некой «генетической гармонией» — нормой, то гений — это отклонение от нормы. Это отклонение перерастает в гениальность лишь при условии тесного взаимодействия генетической и социальной программ человека.
Гениальность сродни
природному дару предвидения. Все гениальные
люди имеют высокий уровень
Итак, интеллектуальные способности человека есть результат взаимодействия его генетической программы и социальных факторов.
Сказанное достаточно убедительно свидетельствует о том, что генетика может вносить вклад в появление гениев, но у нас нет никаких средств для того, чтобы определить, каков вклад генов, которые могли бы принимать участие в формировании гения, взаимодействия этих генов с окружающей средой, влияния, если оно существует, генетической архитектуры индивидуума (так иногда называют весь сложный комплекс индивидуального генетического аппарата) на его способность (или, наоборот, устойчивость) к флуктуациям, которые могли бы увеличить вероятность превращения индивидуума в гения в процессе развития (стохастика). Так что же может сказать генетика о наследовании гениальности вообще? Мой ответ - ничего.
Плохо ли то, что всё так случайно? Ни плохо, ни хорошо - с этим надо жить, понимая проблему. Не нужно, допустим, пугаться, когда проповедуют, что испортили генофонд. Оснований для таких утверждений нет. Гении будут появляться с упрямой, фатально непреодолимой неизбежностью. Возможно, доля их будет варьировать, но она будет примерно такой же, как и во времена Ивана Грозного, Петра, Ленина или Сталина. Проблема не в том, что они не будут появляться, а в том, как их идентифицировать и как не потерять. И ещё проблема: сколько гениев нужно для стабильного развития общества? Но это уже не тема настоящей работы.
Информация о работе Передается ли гениальность по наследству? Естественнонаучное обоснование