6. Эмоция гнева возникает
в ответ на препятствие в
достижении человеком страстно
желаемых жизненных целей, а
также в ситуациях, ограничивающих
возможности самореализации. Среди
причин гнева может быть личное
оскорбление и унижение человека
или его близких, обман, шантаж, разрушение состояния
радости, надругательство над идеалами
и светлыми ценностями и т.п. Гнев порождает
прилив сил и неодолимое желание расправиться
с обидчиком. Сильный гнев может перерасти
в состояние ярости и аффекта. В этом случае
человек теряет самоконтроль и возможность
сознательно управлять своими действиями.
Сила гнева зависит от степени неожиданности
возникновения порождающих его причин,
а также от значимости ущемленных личностных
потребностей, отношений и ценностей.
Чаще всего гнев бывает направлен на других
людей. Однако он может быть направлен
и на самого себя.
7. Эмоция стыда возникает
в ситуациях, когда субъект
обнаруживает несоответствие своих
поступков, взглядов, мыслей, желаний,
личностных качеств, отношений,
особенностей внешнего облика, социальных характеристик
разделяемым им самим нравственно-эстетическим
нормам. Особенно остро это переживается
на фоне сравнения себя с другими (большинством
других, значимых других). При этом субъект
ощущает себя плохим, никчемным, беспомощным,
маленьким, слабым, никуда не годным, недостойным,
глупым, непривлекательным, неудачником
и т.п. Ему кажется, что все видят его недостатки
и презирают его. Поэтому он испытывает
острое желание уединиться, исчезнуть,
«провалиться сквозь землю». Легкая форма
стыда представляется как состояние застенчивости.
Стыд парализует работу интеллекта, оказывает
сильное влияние на действия и поступки
человека, захватывает сознание, активизирует
защитные механизмы личности. Преодоление
стыда и достойный выход из соответствующего
жизненного положения - сложные личностные
проблемы.
8. Противоположной стыду является эмоция
гордости. Она возникает в ситуациях, когда
человек оказывается на высоте нравственно-эстетических
требований. Он переживает свою значительность,
важность, достойность, ценность и т.п.
и стремится продемонстрировать все это
другим людям. На основе эмоций стыда и
гордости происходит развитие устойчивого
отношения к себе.
9. Эмоция отвращения
возникает по отношению к объектам,
явлениям или людям, в значительной степени не соответствующим нравственно-эстетическим
требованиям субъекта. Они воспринимаются
как уродливые, отвратительные, омерзительные
и т.п. Это могут быть поступки, мысли и
желания людей, конкретные предметы, продукты
деятельности и др. Эмоция отвращения
порождает желание изменить соответствующий
объект (улучшить, усовершенствовать),
уничтожить его или дистанцироваться
от него.
10. Эмоция презрения по своей сущности
соответствует эмоции отвращения. Однако
возникает она только по отношению к людям,
когда их поведение, мысли, поступки или
какие-то личностные качества не соответствуют
нравственным требованиям субъекта. При
этом он испытывает чувство превосходства,
гордости и желание отстраниться от презираемого
лица или группы лиц.
11. Эмоция вины возникает в ситуациях, когда человек осознает
свою причастность или ответственность
за ущерб, страдания, неудачи, неудобства
и невзгоды других людей. При этом он испытывает
чувство раскаяния и осуждения самого
себя (не успел, не смог, не предупредил,
смалодушничал и т. п.), желание искупить
свою вину (помочь пострадавшему, попросить
прощения, объясниться). Способность взять
на себя ответственность за собственные
поступки, пережить чувство вины и искупить
вину является одним из важнейших критериев
личностной зрелости.
12. Эмоция страха возникает
в ситуациях опасности и угрозы
физическому или личностному
существованию человека. В зависимости
от степени этой угрозы она
может переживаться как состояние
неуверенности, тревоги, предчувствия
беды, незащищенности, опасности, сильного ужаса, переходящего в
неконтролируемый аффект. Способность
преодолеть свой страх расценивается
как сила и смелость человека.
Каждый человек имеет
свой неповторимый эмоциональный склад.
Это выражается, в частности, в
склонности к определенным эмоциям. В зависимости от эмоциональной
предпочтительности можно выделить эмоциональные
типы личности.
Список литературы:
- Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., Центр, 2007 – 208 с.
- Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2007. – 383 с.
- Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебн. пособие для вузов.-М.:Аспект Пресс, 2007. –256 с.
- Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. пособие.-М. «Маркетинг», 2007. – 160 с.
- Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник.-М. Высшая школа. 2007. - 334 с.
- Клинк Н.Ю. Краткий конспект лекций по КСЕ.- кафедра современного естествознания СПб ИНЖЭКОН ( филиал в г.Чебоксары), 2009.
- Конспект лекций по КСЕ. – Сост. Ревская Н.В.- СПб: Альфа. 2008.-160 с.
- Концепции современного естествознания. - Под ред. В.Н.Лавриненко.: М.ЮНИТИ, 2008.- 303 с.
- Концепции современного естествознания.: учебник для вузов под ред.С.И.Самыгина.- Ростов-н-Д.: Феникс, 2008, 2003.-576 с.
- Липовко П.О. Практикум по естествознанию – Ростов-на-Дону/ Феникс. 2008.- 320 с.