Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 16:30, контрольная работа
Цель работы: проанализировать основные достижения этологии и изучить формы поведения животных.
Задачи:
Рассмотреть понятие и этапы формирования этологии;
Проанализировать достижения в этологии;
Изучить формы поведения животных.
СОДЕРЖАНИЕ
В ХХ в. проблемы, связанные
с поведением животных, привлекли к себе
внимание ученых самых разных специальностей,
и прежде всего зоологов, психологов и
физиологов. Его стали активно исследовать
при помощи методик, традиционных для
одной или другой биологической специальности.
Это привело к тому, что фактически одновременно
сформировалось несколько самостоятельных
направлений, а точнее, даже отдельных
наук о поведении. Так, в 30-е гг. на основе
зоологии сформировалась этология - наука
о поведении животных в естественной среде
обитания. И так как все в повседневной
жизни контактируют с фауной планеты Земля,
данная тема является актуальной.
Цель работы: проанализировать основные достижения этологии и изучить формы поведения животных.
Задачи:
Объект: процесс изучения поведения животных.
Предмет: особенности изучения поведения животных и основные достижения этологии.
Этология — наука о поведенииполевая
дисциплина зоологии, изучающая генетически
обусловленное поведение (инстинкты)
животных, в естественной среде
обитаниятом числе людей. Термин
ввёл в 1859 году французский зоолог Исидор
Жоффруа Сент-Илер. Тесно связана с зоологией,
эволюционной биологией, физиологией,
генетикой, сравнительной психологией,
зоопсихологией.
Основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц, называл этологию «морфологией поведения животного». Термин «этология» взят из греческого языка, слово «этос» (др.-греч. ἦθος) — в греческом языке означает нравы, характер, обычай. Термин стал известен почти в современном виде в 1902 году в Англии благодаря работам американского энтомолога Уильяма Мортона Уилера. До этого термин использовался по-разному. Так, в XVII в. этологом называли актёра, изображающего человеческие характеры. В XVIII в. этология была равнозначна этике, в 1843 г. Дж. Милль назвал этологией предложенный им раздел психологии, изучающий человеческий характер. В современном виде термин впервые употреблён биологом Исидором Жоффруа Сент-Илером в 1859 г. как наука о жизни животных в естественной среде.
Этология окончательно сформировалась в 30-е годы XX века на базе полевой зоологии и эволюционной теории как наука о сравнительном описании поведения особи. Становление этологии связывают главным образом с работами Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена, хотя они сами первоначально не называли себя этологами. Затем этот термин стал употребляться для того, чтобы различать специалистов по изучению животных в естественных условиях от сравнительных психологов в США, работавших преимущественно аналитическими методами в лабораториях. Современная этология является междисциплинарной и имеет в себе физиологическую, эволюционную составляющие.
Вкупе с зоопсихологией этология
пытается понять, каким образом врожденные
механизмы, направляющие возникновение
и развитие поведения, дополняются влиянием
среды, с коей они взаимодействуют. Согласно
ее взглядам, лишь все более углубляя знания
о низших организмах, можно лучше понять
основы поведения и его эволюции в животном
царстве. В задачи этологии входит:
1) изучение филогенетического и онтогенетического
развития поведения животных;
2) выявление значения поведения как фактора
их эволюции;
3) выявление значения поведения как фактора
их индивидуальной и популяционной адаптации.
Краткая формулировка основных проблем, вокруг которых должно концентрироваться внимание исследователей поведения (По Тинбергену). Согласно его определению, анализ поведенческого акта только в том случае можно считать полноценным, если исследователь пытается определить:
Такие ученые как Лоренц и Тинберген помимо того, что выделили этологию как отдельную науку, еще и внесли немалый вклад в ее развитие. Говоря об их достижениях в период классической этологии как об общепризнанных примерах научной практики можно заявить, что они являются образцами и содержат примеры решения конкретных проблем.
Классические достижения Лоренца и Тинбергена были представлены в серии их ключевых публикаций. Эти работы явились основополагающими для формирования парадигмы классической этологии:
Классическими экспериментами по изучению развития поведения в эмбриональный период признаны проведенные на куриных эмбрионах опыты знаменитого американского ученого Ц.Я. Куо. Он сумел одним из первых убедительно показать, что уже в ходе эмбриогенеза происходит упражнение зачатков будущих органов, постепенное развитие и совершенствование двигательных функций путем накопления "эмбрионального опыта", или "эмбрионального научения". Ученый установил, что первые движения зародыша цыпленка - это движения головы к груди и от нее. Уже через сутки голова начинает поворачиваться в стороны, и эти новые движения головы вытесняют прежние. По мнению ученого, таким образом, формируются клевательные движения.
Многие ученые рассматривали данные, полученные Куо, как доказательство необходимости обучения даже для таких реакций, которые обычно считаются врожденными. Факт "эмбрионального научения" делает вечный спор о "врожденном и приобретенном" еще более беспредметным. В период эмбриогенеза происходит интенсивная подготовка к последующим, постнатальным этапам формирования поведения, а отчасти и само формирование элементов поведения новорожденного путем, с одной стороны, развития генетически обусловленных компонентов активности и, с другой стороны, накопления эмбрионального опыта.
Поведение животных бесконечно разнообразно по своим формам, проявлениям и механизмам. В настоящее время накоплен большой материал, который характеризует поведение как совокупность разных форм приспособительной деятельности. Существующие в настоящее время системы классификации поведения многообразны, так как число критериев, которые могут быть положены в ее основу, практически безгранично. Классификация Д. Дьюсбери, частично переработанная авторами, подразделяет поведение на три основные группы — индивидуальное, репродуктивное и социальное.
Индивидуальное включает в себя:
Репродуктивное поведение связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием.
Социальное поведение включает все типы взаимодействий животных в сообществе, диапазон которых очень широк. Одни животные ведут исключительно одиночный образ жизни, большинство других образует разнообразные по численности (до многих тысяч особей) и уровню сложности сообщества. Многие виды в течение года переходят от одиночного к общественному образу жизни. Такие переходы характерны для многих видов птиц, некоторых грызунов и хищных млекопитающих (волки).
Л.В. Крушинский выделил три основные категории поведенческих актов:
Реальное поведение
животного представляет собой сложное
переплетениеперетлетение названных
компонентов. В ряде случаев сходные по
внешнему выражению действия могут различаться
по их соотношению.
Спустя около века после того, как поведение животных заинтересовало учёных, этология - наука, как раз-таки изучающая его в естественной среде обитания, шагнула далеко вперед. За это время появилось множество гипотез. Некоторые из них нашли себя в реальной жизни, некоторые так и остались на уровне предположения.
Рассмотрев данную науку поближе, можно заметить, что она тесно связана с зоологией, эволюционной биологией, физиологией, генетикой, сравнительной психологией, зоопсихологией. Этология пытается понять, каким образом врожденные механизмы, направляющие возникновение и развитие поведения, дополняются влиянием среды, с которой они взаимодействуют.
Основоположниками этологии считаются Кондрат Лоренц и Николас Тинберген. В своих многочисленных публикациях эти научные деятели подробно рассматривали различные типы поведения у разнообразных классов животных, выявляя закономерности, находя общие черты.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что поведение животных бесконечно разнообразно по своим формам и проявлениям. В настоящее время накоплен большой материал, который характеризует поведение как совокупность разных форм приспособительной деятельности.