Понятие и этапы формирования этологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать основные достижения этологии и изучить формы поведения животных.
Задачи:
Рассмотреть понятие и этапы формирования этологии;
Проанализировать достижения в этологии;
Изучить формы поведения животных.

Файлы: 1 файл

ксе.docx

— 32.10 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В ХХ в. проблемы, связанные с поведением животных, привлекли к себе внимание ученых самых разных специальностей, и прежде всего зоологов, психологов и физиологов. Его стали активно исследовать при помощи методик, традиционных для одной или другой биологической специальности. 
     Это привело к тому, что фактически одновременно сформировалось несколько самостоятельных направлений, а точнее, даже отдельных наук о поведении. Так, в 30-е гг. на основе зоологии сформировалась этология - наука о поведении животных в естественной среде обитания. И так как все в повседневной жизни контактируют с фауной планеты Земля, данная тема является актуальной.

Цель работы: проанализировать основные достижения этологии и изучить формы поведения животных.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие и этапы формирования этологии;
  2. Проанализировать достижения в этологии;
  3. Изучить формы поведения животных.

Объект: процесс изучения поведения животных.

Предмет: особенности изучения поведения животных и основные достижения этологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и этапы формирования этологии.

 

Этология — наука о поведенииполевая дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в естественной среде обитаниятом числе людей. Термин ввёл в 1859 году французский зоолог Исидор Жоффруа Сент-Илер. Тесно связана с зоологией, эволюционной биологией, физиологией, генетикой, сравнительной психологией, зоопсихологией.

Основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц, называл этологию «морфологией поведения животного». Термин «этология» взят из греческого языка, слово «этос» (др.-греч. ἦθος) — в греческом языке означает нравы, характер, обычай. Термин стал известен почти в современном виде в 1902 году в Англии благодаря работам американского энтомолога Уильяма Мортона Уилера. До этого термин использовался по-разному. Так, в XVII в. этологом называли актёра, изображающего человеческие характеры. В XVIII в. этология была равнозначна этике, в 1843 г. Дж. Милль назвал этологией предложенный им раздел психологии, изучающий человеческий характер. В современном виде термин впервые употреблён биологом Исидором Жоффруа Сент-Илером в 1859 г. как наука о жизни животных в естественной среде.

Этология окончательно сформировалась в 30-е годы XX века на базе полевой зоологии и эволюционной теории как наука о сравнительном описании поведения особи. Становление этологии связывают главным образом с работами Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена, хотя они сами первоначально не называли себя этологами. Затем этот термин стал употребляться для того, чтобы различать специалистов по изучению животных в естественных условиях от сравнительных психологов в США, работавших преимущественно аналитическими методами в лабораториях. Современная этология является междисциплинарной и имеет в себе физиологическую, эволюционную составляющие.

Вкупе с зоопсихологией этология пытается понять, каким образом врожденные механизмы, направляющие возникновение и развитие поведения, дополняются влиянием среды, с коей они взаимодействуют. Согласно ее взглядам, лишь все более углубляя знания о низших организмах, можно лучше понять основы поведения и его эволюции в животном царстве. В задачи этологии входит: 
1) изучение филогенетического и онтогенетического развития поведения животных; 
2) выявление значения поведения как фактора их эволюции; 
3) выявление значения поведения как фактора их индивидуальной и популяционной адаптации.

Краткая формулировка основных проблем, вокруг которых должно концентрироваться внимание исследователей поведения (По Тинбергену). Согласно его определению, анализ поведенческого акта только в том случае можно считать полноценным, если исследователь пытается определить:

  • Приспособительную функцию: как поведенческий акт влияет на способность животного выживать и оставлять потомство?
  • Причину: какие воздействия запускают поведенческий акт?
  • Развитие в онтогенезе: как поведение меняется с годами, в течение индивидуального развития (онтогенеза), и какой предыдущий опыт необходим для проявления поведения?
  • Эволюционное развитие: каковы различия и сходства похожих поведенческих актов у родственных видов, и как эти поведенческие акты могли возникнуть и развиваться в процессе филогенеза?

 

2. Достижения в  этологии

 

Такие ученые как Лоренц и Тинберген помимо того, что выделили этологию как отдельную науку, еще и внесли немалый вклад в ее развитие. Говоря об их достижениях в период классической этологии как об общепризнанных примерах научной практики можно заявить, что они являются образцами и содержат примеры решения конкретных проблем.

Классические достижения Лоренца и Тинбергена были представлены в серии их ключевых публикаций. Эти работы явились основополагающими для формирования парадигмы классической этологии:

  1. «Companion in Umwelt 'Vögel» (Компаньон в окружающей среде птиц) [Lorenz, 1935]. Включает в себя описание обширного числа наблюдений и экспериментов, сделанных за многие годы. В ней уже содержится большинство элементов лоренцовской этологической теории в ее первоначальном варианте: морфологический подход к поведению, понятие "инстинктивного действия" как базового элемента поведения животных, представление о "сцеплении" врожденных и приобретенных элементов поведения;
  2. «Auf die Bildung des Begriffs der Instinkt» (О формировании понятия инстинкт) [Lorenz, 1937a]. Последней работа, где Лоренц рассматривал инстинктивное поведение на базе рефлекторной теории, однако уже указывал на трудности, которые при этом возникают. В ней он сделал критический обзор существовавших в то время теоретических подходов к инстинктивному поведению и противопоставил им свой собственный подход. Продолжая разработку своей теории, он, в значительной мере под влиянием У. Крейга, обратился к проблеме мотивации поведения, ввел заимствованные у Крейга понятия аппетентного поведения и консумматорного акта, видоизменив их интерпретацию, и впервые предложил метафорическую модель инстинктивного акта (прототип более поздней ”психо-гидравлической” модели);
  3. «Zum Konzept der Instinkthandlungen» (О понятии инстинктивного действия) [Lorenz, 1937b]. В данной статье, излагающей в сжатом виде основы его классической концепции, Лоренц наконец отказался от рефлекторной трактовки инстинкта и предложил свою собственную гипотезу о его физиологических основах;
  4. «Taxis und Instinkthandlung in Bewegung durch Walzen Kugeln der Graugans» (Таксис и инстинктивное действие в движении по закатыванию яйца у серого гуся) [Lorenz, Tinbergen, 1938]. Совместная статья Лоренца и Тинбергена стала классическим образцом по применению этологической теории для экспериментального исследования конкретного поведения. Она содержит также теоретическую часть, уточняющую ряд предложенных ранее представлений о компонентах поведения и его механизмах;
  5. В послевоенной статье " Die vergleichende Methode bei der Untersuchung angeborenen Verhalten» (Сравнительный метод в изучении врожденного поведения) [Lorenz, 1950a], излагающей доклад Лоренца на симпозиуме "Физиологические механизмы поведения животных" в Кембридже, сформулированы методологические и теоретические основы этологии как "независимой ветви науки" и представлена знаменитая "психо-гидравлическая" модель инстинктивного акта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Изучение поведения  животных

 

Классическими экспериментами по изучению развития поведения в эмбриональный период признаны проведенные на куриных эмбрионах опыты знаменитого американского ученого Ц.Я. Куо. Он сумел одним из первых убедительно показать, что уже в ходе эмбриогенеза происходит упражнение зачатков будущих органов, постепенное развитие и совершенствование двигательных функций путем накопления "эмбрионального опыта", или "эмбрионального научения". Ученый установил, что первые движения зародыша цыпленка - это движения головы к груди и от нее. Уже через сутки голова начинает поворачиваться в стороны, и эти новые движения головы вытесняют прежние. По мнению ученого, таким образом, формируются клевательные движения.

Многие ученые рассматривали данные, полученные Куо, как доказательство необходимости обучения даже для таких реакций, которые обычно считаются врожденными. Факт "эмбрионального научения" делает вечный спор о "врожденном и приобретенном" еще более беспредметным. В период эмбриогенеза происходит интенсивная подготовка к последующим, постнатальным этапам формирования поведения, а отчасти и само формирование элементов поведения новорожденного путем, с одной стороны, развития генетически обусловленных компонентов активности и, с другой стороны, накопления эмбрионального опыта.

Поведение животных бесконечно разнообразно по своим формам, проявлениям и механизмам. В настоящее время накоплен большой материал, который характеризует поведение как совокупность разных форм приспособительной деятельности. Существующие в настоящее время системы классификации поведения многообразны, так как число критериев, которые могут быть положены в ее основу, практически безгранично. Классификация Д. Дьюсбери, частично переработанная авторами, подразделяет поведение на три основные группы — индивидуальное, репродуктивное и социальное.

Индивидуальное включает в себя:

  • Локомоция — перемещения животного в пространстве, необходимые для выполнения практически любых приспособительных функций;
  • Манипуляционная активность — совокупность действий особи с предметом, направленная на его адекватное использование в приспособительной деятельности;
  • Исследовательская активность;
  • Кормовое (или пищедобывательное) поведение;
  • Защитное поведение, связанное с поисками убежища, избеганием опасностей, охраной детенышей;
  • Гигиеническое поведение направлено на поддержание чистоты тела;

Репродуктивное поведение связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием.

Социальное поведение включает все типы взаимодействий животных в сообществе, диапазон которых очень широк. Одни животные ведут исключительно одиночный образ жизни, большинство других образует разнообразные по численности (до многих тысяч особей) и уровню сложности сообщества. Многие виды в течение года переходят от одиночного к общественному образу жизни. Такие переходы характерны для многих видов птиц, некоторых грызунов и хищных млекопитающих (волки).

Л.В. Крушинский выделил три основные категории поведенческих актов:

  1. Поведение, которое строится по наследственно обусловленной программе и не требует для своего развития специального обучения или тренировки. В целом соответствует врожденным, или инстинктивным, действиям;
  2. Поведение, которое формируется постепенно, по мере накопления индивидуального опыта. Это различные формы привыкания и обучения;
  3. Поведение в новой для животного ситуации, на основе экстренного принятия им решения, без предварительного обучения и при отсутствии соответствующей наследственной программы. К этой категории относится элементарная рассудочная деятельность (мышление) животных.

Реальное поведение животного представляет собой сложное переплетениеперетлетение названных компонентов. В ряде случаев сходные по внешнему выражению действия могут различаться по их соотношению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Спустя около века после того, как поведение животных заинтересовало учёных, этология - наука, как раз-таки изучающая его в естественной среде обитания, шагнула далеко вперед. За это время появилось множество гипотез. Некоторые из них нашли себя в реальной жизни, некоторые так и остались на уровне предположения.

Рассмотрев данную науку поближе, можно заметить, что она тесно связана с зоологией, эволюционной биологией, физиологией, генетикой, сравнительной психологией, зоопсихологией. Этология пытается понять, каким образом врожденные механизмы, направляющие возникновение и развитие поведения, дополняются влиянием среды, с которой они взаимодействуют.

Основоположниками этологии считаются Кондрат Лоренц и Николас Тинберген. В своих многочисленных публикациях эти научные деятели подробно рассматривали различные типы поведения у разнообразных классов животных, выявляя закономерности, находя общие черты.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что поведение животных бесконечно разнообразно по своим формам и проявлениям. В настоящее время накоплен большой материал, который характеризует поведение как совокупность разных форм приспособительной деятельности.

Информация о работе Понятие и этапы формирования этологии