Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:58, реферат
Такие проблемы, как здоровье и качество жизни человека, а также ее продолжительность, актуальны всегда. В общенациональной идее здоровье человека выходит на первый план. Однако нельзя не отметить, что, вместе с тем, научно-технический прогресс не сопровождается позитивными процессами в социальном и биологическом статусе человека, в особенности в молодом возрасте. Среди множества негативных проявлений особо выделяется высокая заболеваемость, физическая ослабленность тела, социальная инфантильность, свойственная многим людям.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА 4
2. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
Содержание
Такие проблемы, как здоровье и качество жизни человека, а также ее продолжительность, актуальны всегда. В общенациональной идее здоровье человека выходит на первый план. Однако нельзя не отметить, что, вместе с тем, научно-технический прогресс не сопровождается позитивными процессами в социальном и биологическом статусе человека, в особенности в молодом возрасте. Среди множества негативных проявлений особо выделяется высокая заболеваемость, физическая ослабленность тела, социальная инфантильность, свойственная многим людям.
По сути, понятие
здоровья означает целостное
динамическое многомерное
Человек должен сам корректировать негативные воздействия на свой организм, должен быть сознательным и активным в поддержании и укреплении здоровья, соблюдении принципов здорового образа жизни. Это поможет снять возникшее напряжение и предотвратить развитие заболеваний.
Отсюда вытекает актуальность темы моей работы: «Здоровье и качество жизни человека». Рассмотрим эти понятия более подробно.
Если норма является физиологической мерой здоровья, характеризует организм и его составные компоненты с количественной стороны, то здоровье — это комплексная, интегральная и качественная характеристика организма и личности человека. Здоровье — это состояние максимальной адаптации (биологической и социальной) человека к окружающей среде. В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье является таким состоянием человека, которое согласуется с характерными для данного общества идеалами здоровья, развития и совершенствования человека.
Человек всегда стремился к укреплению своего здоровья, мечтал об увеличении силы, ловкости, выносливости. Эти чаяния и грезы людей отражены в народном творчестве и мифологии всех времен и народов. Здоровье не существует само по себе, раз и навсегда данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается в постоянной и тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
У каждого человека есть свои резервы здоровья. Так, например, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5—9 л воздуха в минуту. А у некоторых спортсменов легкие могут пропускать в 30 раз больше. Это и есть резерв организма. Точно так же есть скрытые резервы сердца, почек, печени. То есть здоровье — это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.
Здоровье обеспечивает стабильную жизнедеятельность организма. Наряду с основными компонентами народного благосостояния, материального и духовного богатства, уровень жизни человека зависит от уровня его здоровья, а также от масштабов использования резервов его психофизического потенциала. Здоровье индивида и общества всегда выступало одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации на временном векторе истории человечества. Здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая самую высокую ступень на иерархической Лестнице ценностей, а также в системе таких степеней бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Взгляд на здоровье как наивысшее по своему значению жизненное благо имеет тысячелетнюю традицию. Причем по мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей в пище, жилье и других благах, — относительная ценность здоровья в глазах человека все более возрастает, и он уделяет ему все большее внимание.
Значение сохранения здоровья неуклонно возрастет по мере влияния технотизированной окружающей среды на человека и его организм. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его качественной характеристики. Внешний потенциал физической, психической и умственной деятельности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека. Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, полноценной жизни человека и общества [4, с. 400-403].
«Ка́чество жи́зни» человека — понятие, которое является более широким, чем чисто материальная обеспеченность и предусматривает участие в оценке не только таких (не участвующих в оценке уровня жизни) объективных факторов, как качество воды или воздуха, расстояние до курортов или наличие и доступность культурных учреждений, но и глубоко субьективных факторов, как, например, удовлетворённости отдельных индивидов своей жизнью. Термин используется в самых различных областях, в том числе в области международного развития, философии, здравоохранения и политологии.
Качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений.
По мнению валеологов, качество жизни содержит все признаки, общие для всего множества известных науке форм жизни. Полезно с этой точки зрения подчеркнуть такие признаки жизни, характеризующие ее качество у человека и низших ее форм, как устойчивость и динамика многофазового жизненного процесса; стремление к самосохранению субстрата и основных параметров жизненного процесса; самовоспроизведение, рост и размножение; витальное изменение окружающей среды. Сведение сущности жизни к тому или иному параметру или моменту жизненного процесса обычно приводит к искаженному пониманию ее качества. Особенно опасна для интегрального здоровья человека тенденция манипулировать ценностными представлениями людей, глубоко укорененная в обществе и тайно используемая различными органами власти, тенденция «подтягивания» низкого качества жизни к высокому смыслу жизни.
Положительное отношение человека к своему и чужому здоровью, если оно не принимает форму апологетики наличного состояния, является совершенно нормальным и здоровым. Оно должно поддерживаться санитарным просвещением и пропагандой здорового образа жизни. Его главной основой в современном мире выступает самосохранительное поведение населения как ведущая медицинская идеология в развитых странах Европы, Азии и Америки.
Еще более творческим
отношением к здоровью является следующий
тип — конструктивно-
Подлинное качество жизни
заключается в испытании
Образ жизни человека: здоровье и качество жизни есть физическое здоровье («молодость»), которое гармонирует с другими видами здоровья человека тогда, когда он достигает самоосуществления в жизненном процессе.
Идея здоровья общества и человека, естественно связанная с идеей счастья, постоянно присутствует в индивидуальном и общественном сознании как важнейшая идея.
Сосредоточившись на здоровье и болезни как основных атрибутах медицинского проявления жизнедеятельности человека, медицина мало-помалу отделила эти понятия от их основы — человека. Став теорией нормы и патологии, медицина перестала быть теорией человека, а точнее, учением о человеке, а потому и стала практиковать слишком узкие специализированные способы его лечения. Возникали корректирующие и компенсаторные призывы: лечить не болезнь, а больного, не лечить, а исцелять.
Фантазия порождает
представление о причинной
Но есть ситуации и
весьма противоречивые. Об одной из
них поведал известный
Трудно не увидеть в столь бурной экспансии «духовной терапии», кроме всего прочего, и стихийные реакции на преобладание чисто соматического начала в научной медицине. Еще более ценно следующее наблюдение философа за состоянием медицины «изнутри»: «Откровенно отказываясь от слишком уж скорой методологической помощи своих ведомственных философов, мыслящие ученые обращались непосредственно к философской классике. В медицине пример тому Дмитрий Дмитриевич Плетнев и Ипполит Васильевич Давыдовский... Давыдовский вскрывал и формулировал реальные противоречия процесса жизни... без понимания развивающегося тождества физиологии и патологии, нормы и болезни нет и не может быть выхода на действительные причины заболеваний и смертей. Здесь впервые был намечен прорыв медицины к своей гуманистической сущности через частокол редукционистских предрассудков...» [1, с. 44]
Как древнейшее и потому истинное убеждение высказывает русский историк нравственности конца XVIII века Гр. Громов следующее положение: «Блажен и преблажен поистине тот народ, у коего брачные союзы без наималейшего примеса подлой корысти, единственно по собственной доброй воле и сердечному соглашению сочетающихся лиц, совершаются. Напротив сего нет и не может быть злополучнее той страны, где при таковых сопряжениях богатство и чины, сколь бы сильно прямое сердце склонению ни противоборствовало, делают всегда перевес. Здесь вскоре открываются и навсегда остаются томная скука, изнурительнейшее омерзение и убийственный раздор» [там же, с. 45].
Моральная самодостаточность человека в таких обществах — способность к выживанию в суровых жизненных условиях в одиночку и обладание необходимыми для этого качествами — действительно великая, общечеловеческая ценность. Без нее человечество не могло бы попросту начать формироваться. Но уже при отстаивании неверных интеллектуальных убеждений стойкость и выдержка обнаруживают свои негативные стороны. Еще более опасна моральная автаркия человека в различных видах широкой коллективной деятельности, в особенности в политике.
Рациональный смысл приведенного убеждения, как мы полагаем, заключается не в оценке состояния или уровня морального здоровья людей, а именно в эталонах морального здоровья, которые, в свою очередь, имеют особенности возникновения, утверждения и смены. Моральные требования с древности были направлены на защиту жизни и здоровья людей, запрещали и осуждали все виды поведения, которые подрывают интеллектуальное и духовное здоровье.
За все тысячелетия писаной истории в войнах было уничтожено, искалечено и обездолено столько человеческих жизней, что их число не намного меньше нынешнего 5-миллиардного населения планеты.
В зависимости от того, чьим атрибутом выступает здоровье (болезнь), можно говорить об эталонах здоровья человека, страны, биосферы, геосферы, цивилизации, истории, человечества.
Здоровье индивида есть динамический процесс сохранения и развития его социально-природных, биологических, физиологических и психических функций, социально-трудовой, социокультурной и творческой активности при максимальной продолжительности жизненного цикла. Здоровье популяции представляет собой процесс долговременного социально-природного, социально-исторического и социокультурного развития жизнеспособности и трудоспособности человеческого коллектива в ряду поколений. Здоровье популяции и индивида является необходимой предпосылкой интеллектуального здоровья человека, полноценной реализации его творческих возможностей.