Понятие, предмет и цели естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:45, реферат

Описание работы

Естествознание- это раздел науки, который изучает явления и законы природы.
Изучение естествознания очень актуально в современном мире, т.к естествознание изучает все процессы, происходящие в природе (ее происхождение, организация, устройство, законы деятельности). Естествознание включает в себя множество наук, таких как: физика, химия, биология, космология, физхимия, биохимия, биофизика, геохимия, география, палеонтология, философия, математика. Исследованием вопросов, особенностей, закономерностей отдельных составляющих естествознания занимались многие ученые еще с древнейших времен, такие как Аристотель, Демокрит, Пифагор.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………..3
1.Понятие, предмет и цели естествознания……………………………………………………..4
2.Закономерности и особенности развития естествознания…………………………………...5
3.Социальные функции естествознания………………………………………………………...7
4.Основные этапы развития естествознания……………………………………………………9
4.1. Древнегреческий период…………………………………………………………………...10
4.2.Эллинистический период…………………………………………………………………...12
4.3.Древнеримский период античной натурфилософии………………………………………13
4.4.Вклад арабского мира в развитие естествознания…………………………………………14
4.5.Естествознание в средневековой Европе…………………………………………………...14
4.6. «Научная революция»……………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 59.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3

1.Понятие, предмет и цели естествознания……………………………………………………..4

2.Закономерности и особенности развития естествознания…………………………………...5

3.Социальные функции естествознания………………………………………………………...7

4.Основные этапы развития естествознания……………………………………………………9

            4.1. Древнегреческий период…………………………………………………………………...10

4.2.Эллинистический период…………………………………………………………………...12

4.3.Древнеримский период  античной натурфилософии………………………………………13

4.4.Вклад арабского мира  в развитие естествознания…………………………………………14

4.5.Естествознание в средневековой  Европе…………………………………………………...14

4.6. «Научная революция»……………………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Естествознание- это раздел науки, который изучает явления и законы природы.

Изучение естествознания очень актуально в современном мире, т.к естествознание изучает все процессы, происходящие в природе (ее происхождение, организация, устройство, законы деятельности). Естествознание включает в себя множество наук, таких как: физика, химия, биология, космология, физхимия, биохимия, биофизика, геохимия, география, палеонтология, философия, математика. Исследованием вопросов, особенностей, закономерностей отдельных составляющих естествознания занимались многие ученые еще с древнейших времен, такие как Аристотель, Демокрит, Пифагор. В более поздний период такие экономисты как К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин также внесли свой вклад в развитие современного естествознания. В наше время изучением концепций современного естествознания занимаются такие научные деятели как В.Н.Найдыш, С.К.Карпенков, Д.И.Рузавин, А.А.Горелов и др.

Естествознание охватывает многие общие проблемы, например, проблемы политики, экономики, энергетики, экологии.

Естествознание в полном смысле слова общезначимо дает «родовую»  истину, т. е. истину, пригодную и  принимаемую всеми людьми. Поэтому  оно традиционно рассматривалось  в качестве эталона научной объективности.

Естествознание, являясь основой любого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие своими методами, методологическими и мировоззренческими установками и представлениями, образами и идеями.

Целью данной работы является изучение основных закономерностей, особенностей и тенденций развития современного естествознания.

Задачи исследования:

1.Изучить понятие «естествознания», предмет и цели его изучения.

2.Рассмотреть закономерности и особенности развития естествознания.

3.Проанализировать социальные функции естествознания.

4. Проследить этапы развития естествознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие, предмет  и цели естествознания.

Естествознание - система  наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники, медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.1

Предметом естествознания являются  различные формы движения материи  в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации  материи; их взаимосвязи, внутренняя структура  и генезис; основные формы всякого  бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как  общего характера, охватывающая ряд  форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных  сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры. «Предмет естествознания - движущая материя... Познание различных форм движения... является главным предметом естествознания»  (Энгельс Ф.) Природа, которая служит предметом естествознания, рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т. к. её познание достигается в итоге не только теоретической, но и практической производственной деятельности людей. Естествознание как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества.2

Цели естествознания  двоякие: 1) находить сущность явлений  природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые  явления и 2) раскрывать возможность  использования на практике познанных  законов, сил и веществ природы. Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель естествознания, содействие их практическому использованию - конечная цель естествознания. Цели естествознания совпадают с целями самой человеческой деятельности. «Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека».

Необходимым условием развития естествознания является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых  спорных неясных вопросов Естествознание, открытое столкновение мнений с целью  выяснения истины, путём свободных  дискуссий, способствующих творческому  решению возникающих проблем. 3

 

 

 

2. Закономерности  и особенности развития естествознания.

Закономерности естествознания — те, которые присущи любой науке, но с учётом специфики изучаемого им предмета. Это:

а) обусловленность практикой (в конечном счёте);

б) относительная самостоятельность, т.е практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении определенных ступеней самого процесса познания природы, который совершается от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности;

в) совокупность идей и принципов естествознания, теорий и понятий, методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы;

г) постепенность развития естествознания при чередовании периодов относительно спокойного, эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ естествознания, всей системы понятий и принципов естествознания, всей естественнонаучной картины мира. При этом содержание прежних знаний о природе получает дальнейшее развитие и обобщение, преодолевается прежняя универсализация, абсолютизация законов и принципов, носящих в действительности лишь ограниченный, относительный характер;

д) взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей естествознания, когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др. наук;

е) противоречивость развития естествознания, доходящая до раскола на казалось бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически;

ж) повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному, но на более высокой ступени этого развития; отсюда сравнение развития науки с "кругом кругов", с движением по спирали.4

Попытки не считаться с закономерностями развития естествознания влекут за собой серьёзные недостатки в деятельности отдельных учёных и целых научных школ и направлений. Отрыв от запросов техники и производства порождает уход в схоластику (систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля). Игнорирование относительной самостоятельности и внутренней логики естествознания ведёт к слепому практицизму, к недооценке теории, к неспособности учитывать реальные возможности естествознания Непонимание преемственности в развитии естествознания влечёт за собой нигилистическое отношение к естествознанию предшествующих эпох, к утрате способности находить исторические корни современных воззрений. Неумение различать стадии в естествознания (эволюционные и революционные) вызывает либо задержку на пройденной ступени, либо забегание вперёд, выдвижение идей, для которых почва ещё не подготовлена. Игнорирование целостности естествознания, непонимание характера взаимодействия отраслей естествознания порождает либо отрицание применимости методов одних наук при изучении предмета других, либо, наоборот, отрицание специфики предмета одной науки на том основании, что он может изучаться методами др. наук. Непонимание противоречивости познания природы влечёт опасность впадения в односторонность, в крайность. Незнание того, что развитие естествознания идёт по спирали, с возвратами к исходному пункту, приводит к ошибочной мысли, будто всякий такой возврат есть регресс. Наконец, всякое администрирование в области естествознания, подмена научных аргументов декретированием и организационными мерами, попытки сковать свободу критики и дискуссий, навязывание науке одной, заранее апробированной точки зрения как якобы единственно правильной, не подлежащей оспариванию, ведёт к застою естествознания.

В целом ход развития естествознания - это путь от созерцания природы (древность) через аналитическое расчленение (XV-XVIII вв.), когда был получен метафизический взгляд на природу, к синтетическому воссозданию картины природы  в ее всесторонности, целостности  и конкретности (XIX-XX вв.).

В центре современного естествознания до середины XX в. стояла физика, искавшая способы использования атомной энергии и проникавшая в область микромира, в глубь атома, атомного ядра и элементарных частиц. Так, например, физика дала толчок в развитии других отраслей естествознания - астрономии, космонавтики, кибернетики, химии, биологии, биохимии и других естественных наук. Физика вместе с химией, математикой и кибернетикой помогает молекулярной биологии решать теоретически и экспериментально задачи искусственного биосинтеза, способствует раскрытию материальной сущности наследственности. Физика также способствует познанию природы химической связи, решению проблем космологии и космогонии. В последние годы начинает лидировать целая группа наук - молекулярная биология, кибернетика, микрохимия.

Особенно важными для  науки являются философские выводы мировоззренческого характера, вытекающие на основе естественнонаучных достижений: закон сохранения и превращения  энергии; теория относительности Эйнштейна, прерывность и непрерывность  в микромире, неопределенность Гейзенберга  и т. д. Они определяют облик современного естествознания. 5

К современному естествознанию относятся концепции, возникшие  в XX в. Но не только последние научные  данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу  современной науки, поскольку наука  представляет собой единое целое, состоящее  из разновременных по своему происхождению  частей.

Развитие естествознания как любой науки связано с  ее историей и логикой. История любой  науки характеризуется определенными  заметными открытиями и достижениями, которые дотированы по времени в  рамках исторических эпох. Это положение  очевидно и не требует доказательств. Логика любой науки неявна. В этом заключаются определенные трудности. Как правило, логику связывают с  установлением определенных основанных на фактическом материале тенденций, основополагающих идей и их взаимосвязи. Иначе логика развития науки предопределяет знание закономерностей причин и  сил научного прогресса. Естествознание в своем развитии носит закономерный систематический характер. Систематическим  называют такое развитие науки, которое  является безостановочным, непрекращающимся и имеющим характер прогрессивно развивающейся системы. Ответ на вопрос, каким образом происходит развитие науки, необходим для сопоставления  данного состояния науки с  существующими и предыдущими. Зачем нам надо понять логику науки? На определенном историческом этапе определяющее значения для любой отрасли, мировоззрения имели место определенные идеи, которые доминировали некоторое время, они оказали влияние и на все остальные науки. Это значит, что при определенном состоянии доминанты происходило интенсивное развитие (прорыв) знаний. Мы можем назвать определенные исторические периоды прорывов в химии, физике. Знания логики развития позволяет обществу сориентировать общество в необходимости прорыва в той или иной области. Суть в прогнозе тенденций науки. В этой ситуации мы можем не только координировать развитие, но и стимулировать (финансово). От периода открытия до использования лежит продолжительный промежуток времени. 6

 

3.Социальные функции естествознания.

Рассматривая закономерности развития естествознания, нельзя обойти вопрос о социальной функции естествознания. Опасные последствия использования достижений современного естествознания вынуждают многих исследователей задуматься над вопросами о социальной функции естествознания, роли ученого и научного познания в современном мире. Все отчетливее становится понимание того непреложного факта, что если не будут в геометрической прогрессии возрастать социальная ответственность ученых, роль нравственного, этического начала в науке, то человечество, да и сама наука, не смогут развиваться даже в прогрессии арифметической. Наука не развивается в социальном вакууме, она является особым социальным инструментом, предназначение которого — обслуживание человека, его потребностей. Это особенно относится к современной биологии, которая активно служит удовлетворению человеческих потребностей через комплекс сельскохозяйственных и медицинских дисциплин. Человек все в большей степени становится объектом исследования, открываются новые возможности управления процессами его жизнедеятельности. Быстрое развитие генетики человека и все более широкое использование ее результатов в системе здравоохранения, а также прогресс исследований в области общей и особенно молекулярной генетики вызывают острые дискуссии относительно возможностей применения новых методов и путей воздействия на биологические основы жизни, развитие и здоровье отдельного человека и всего человечества. 7  Во всем мире тратятся миллионы долларов на исследования генетики. В недалеком будущем такие болезни, как СПИД или рак, будут лечить с помощью генов. Можно будет продлить человеку жизнь и сделать его значительно здоровее, обеспечить с помощью клонирования человека донорскими органами. Но здесь, как у любой медали, — две стороны: вследствие лечения будет происходить накопление в генофонде нации плохого материала, так как чем активнее будут лечит человека, тем хуже будет генофонд. Каждый ученый, работающий в области генетики, должен сегодня занять четкую позицию, ибо упование на более мудрые будущие поколения служит тем, кто призывает к антигуманному использованию возможностей генетики, пусть даже в современных условиях еще фактически не реализуемых. Говоря о будущем генетики, оценке ее общественной и идеологической значимости, необходимо помнить, что принципы и нормы любой морали отражают реальные потребности реальных людей. Вопрос о том, какие цели следует ставить, осуществляя определенные меры с помощью общей генетики человека, какие интересы людей должны быть удовлетворены, благодаря этим мерам, будет возникать всегда, так как от его решения зависит направление и обоснованность соответствующих исследований конкретных генетических мер. Одним из реальных направлений генетики человека является возможность заранее предугадать пол ребенка, но американские социологи подсчитали, что это может повлечь за собой одностороннее предпочтение мужского пола, что приведет, по самым осторожным оценкам, к избытку новорожденных мальчиков в 7% дополнительно к естественному их избытку в 2,5%. К очень перспективным направлениям относится так называемая генная инженерия, предметом исследований которой является как организм в целом, так и его молекулярный уровень: хромосомный, клеточный, а также уровень тканей, организмов и популяций. Американский публицист и футуролог О. Тоффлер, обобщая прогнозы некоторых ученых, пишет: «Мы сможем выращивать детей со зрением или слухом гораздо выше нормы, с необычайной способностью к различению запахов, с повышенной мускульной системой и музыкальными талантами. Мы сможем создавать сексуальных суператлетов, девушек с макси-бюстом...» Конечно, недооценивать грядущие успехи генной инженерии нельзя, но хочется надеяться, что человечество отойдет от животноводческого подхода и не даст превратить себя в подопытное стадо. Использование достижений биологии, в частности возможности воздействовать на генетическую структуру организма, не должно иметь серьезных негативных последствий. Новые возможности открываются также при исследовании мозга человека. Ученые обнаружили, что если стимулировать у человека определенную структуру мозга, то возможности памяти и интеллекта возрастают в два раза. Эти работы сразу же сделали секретными, так как это можно использовать только для лечения, а не для того, чтобы человек стал умнее, ведь за все в жизни надо платить и не известно еще, чем заплатит человечество за эти знания. В целом же можно отметить, что наука развивается в гармонии с гуманистическими идеалами и целями социального прогресса. Однако развитие науки неоднозначно по своим последствиям для человека. Любые научные открытия, теории и идеи можно использовать и употреблять во вред человечеству (например, смертоносное термоядерное и бактериологическое оружие). Имеются реальные опасности негативных изменений психики и генетики, вообще здоровья человека. Острота этой проблемы объясняется не только опасностью все увеличивающегося воздействия на человека канцерогенных факторов, ионизирующих излучений, химических мутантов, вредящих здоровью человека. Увеличиваются также масштабы экспериментирования на человеке. Возникает все более реальная опасность манипулирования его генотипом. Высокая сущность науки как орудия познания природы состоит не только в удовлетворении, но и в определении наших духовных потребностей. Этические принципы науки не должны поэтому рассматриваться отдельно от социальных факторов, отрываться от общих этических и гуманистических ценностей человечества. Социально-этическое и гуманистическое регулирование науки, к которому наука и общество в целом приходят как к жизненной необходимости, может и должно стать новой, гуманистической основой современного этапа развития науки. Социальная ответственность ученого и свобода научного поиска не исключают друг друга. Предложения и действия в области генной инженерии должны находиться под действенным контролем общества. Это необходимо для защиты наследственных основ человечества, являющихся уникальным продуктом развития материи.8

Информация о работе Понятие, предмет и цели естествознания