Предмет биологии: сущность живого, происхождение жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:27, реферат

Описание работы

Современное естествознание представляет собой совокупность многих наук, которые тесно связаны между собой, так как они отображают единый мир. Но поскольку природный мир многообразен, то каждая из естественных наук имеет свой предмет, изучает тот или иной вид материи. Одной из таких наук и является биология, изучающая живую материю.
При благоприятных условиях на планете может существовать жизнь. Сегодня известна одна форма жизни – земная.
Жизнь – явление уникальное, поэтому биология сегодня не в состоянии дать строгое и четкое определение жизни.

Содержание работы

I. Введение
II. Основная часть
2.1. Биология как наука.
2.2. Этапы развития науки биологии.
2.3. Сущность живого, его основные признаки.
2.4. Структурные уровни живого.
2.5. Формирование представлений о сущности жизни.
2.5.1. Проблема происхождения жизни.
2.5.2. Теория происхождения жизни на Земле. Гипотеза А.И.Опарина.
III. Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реферат СКЕ.docx

— 53.35 Кб (Скачать файл)

 

Реферат

 

по дисциплине: Современные концепции естествознания

Тема: Предмет биологии: сущность живого, происхождение жизни.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

    1. Введение     
    2. Основная часть                                                                                                                          

2.1. Биология как наука.                                                                                                         

2.2. Этапы развития науки биологии.                                                                                   

2.3. Сущность живого, его основные признаки.                                                                 

2.4. Структурные уровни живого.  

    1. Формирование представлений о сущности жизни. 
      1. Проблема происхождения жизни.  
      2. Теория происхождения жизни на Земле. Гипотеза А.И.Опарина.                                                                                     

     III.     Заключение                                                                                                                           

Список использованных источников                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Современное  естествознание представляет собой  совокупность многих наук, которые  тесно связаны между собой,  так как они отображают единый  мир. Но поскольку природный  мир многообразен, то каждая из  естественных наук имеет свой  предмет, изучает тот или иной  вид материи. Одной из таких  наук и является биология, изучающая  живую материю.

 При  благоприятных условиях на планете  может существовать жизнь. Сегодня  известна одна форма жизни  – земная.

 Жизнь  – явление уникальное, поэтому  биология сегодня не в состоянии  дать строгое и четкое определение  жизни.

 Для  того чтобы детально рассмотреть  и понять особенности биологического  уровня организации материи, дать  определение жизни, необходимо  ознакомиться с предметом биология, иметь представление об этапах  развития этой науки, об основных характеристиках живой материи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

 

 Термин «биология» (от греч. bios – жизнь, logos – наука) введен в начале ХIХ столетия независимо Ж. Б. Ламарком и Г. Тревиранусом для обозначения науки о жизни как особом явлении природы. В настоящее время его используют и в ином смысле, относя к группам организмов, вплоть до вида (биология микроорганизмов, биология северного оленя), биоценозам (биология арктического бассейна), отдельным живым структурам (биология клетки). Однако при рассмотрении биологических предпосылок развития, жизнедеятельности и экологии человека неизбежно затрагиваются общие вопросы сущности жизни, уровней ее организации, механизмов сохранения жизни во времени и эволюции. Наряду с физикой, химией, математикой биология относится к естественным наукам, предмет изучения которых – природа. Особенность предмета биологии в медицине заключается в том, что в центре внимания находится человек. Закономерности же развития человека как личности и человеческого общества в целом изучаются социальными (общественными) науками. Указывая на то, что сущность людей социальна, К. Маркс подчеркивал, что естествознание включит в себя науку о человеке в той же мере, в какой естествознание включит в себя естествознание.

 В современном представлении  биология – наука о живой  природе – об огромном многообразии  вымерших и ныне населяемых  Землю живых существ, их строении  и функциях, происхождении, распространении  и развитии, связях друг с другом  и с неживой природой. Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость, подвижность и др.).

 В процессе поступательного  развития и по мере обогащения  новыми фактами биология преобразовалась  в комплекс наук, исследующих  закономерности, свойственные живым  существам, с разных сторон. Она включает в себя примерно 300 конкретных наук.

 Структуру биологии можно  рассматривать с разных точек  зрения.

- По объектам исследования биология  подразделяется на вирусологию,  бактериологию, ботанику, зоологию, антропологию.

- По свойствам, проявлениям  живого в биологии выделяются: морфология – наука о строении  живых организмов; физиология –  наука о функционировании организмов; молекулярная биология, изучающая  микроструктуру живых тканей  и клеток; экология, рассматривающая образ жизни растений и животных и их взаимосвязи с окружающей средой; генетика, исследующая законы наследственности и изменчивости.

- По уровню организации исследуемых  живых объектов выделяются: анатомия, изучающая макроскопическое строение  животных: гистология, изучающая строение  тканей; цитология, исследующая строение  живых клеток.

 Эта многоплановость комплекса  биологических наук обусловлена  чрезвычайным многообразием живого  мира. К настоящему времени биологами  обнаружено и описано более  1млн видов животных, около полумиллиона  растений, несколько сот тысяч  видов грибов, более 3 тыс. видов  бактерий. Причем мир живой природы  исследован далеко не полностью.  Число неописанных видов оценивается, по меньшей мере в 1 млн.

 

 

2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ БИОЛОГИИ.

 

Современная биологическая наука  – результат длительного процесса развития. Интерес к познанию живого у человека возник очень давно, он был связан с его важнейшими потребностями  – в пище, в лекарствах, одежде, жилье.

 Но только в первых древних  цивилизованных обществах люди  стали изучать живые организмы  более тщательно, составлять перечни  животных и растений, населяющих  разные регионы, классифицировать  их. Одним из первых биологов  древности был Аристотель.

 В развитии биологии выделяют  три основных этапа: 

1) систематики (К. Линней),

2) эволюционный (Ч. Дарвин),

3) биологии микромира (Г. Мендель).

 На первом этапе развития  биология носила описательный  характер. Объект изучения ее  – живая природа в ее естественном  состоянии и целостности. К  первым и наиболее значительным  достижениям относятся классификации  многообразного растительного и  животного мира. Многие принципы  классификации были заложены еще в средние века и актуальны по сей день.

 Значительный вклад внес  шведский естествоиспытатель Карл  Линней (1707-1778).[2,415] В своем труде  «Система природы» он описал  большое количество растений  и животных, ввел около 1000 ботанических  терминов. Каждому виду животных  и растений было присвоено  двойное обозначение (существительное  – название рода и прилагательное  – наименование вида; например: кошка  домашняя).

 Линней впервые обосновал  вид как универсальную единицу  и основную форму существования  живого. Линней разработал основные  принципы систематики растений  и животных: объединил сходные  виды в роды, которые сгруппировал  в отряды, а отряды – в классы. Единые названия растений и животных значительно упростили терминологию и способствовали взаимопониманию ученых.

 Линней предложил первую  классификацию растений и животных. Например, на основе особенностей  кровеносной и дыхательной систем  он разделил животный мир на  шесть классов: млекопитающие,  птицы, гады (земноводные и пресмыкающиеся), рыбы, насекомые и черви. В классе млекопитающих ученый выделил 17 отрядов и к высшему отряду приматов отнес человекообразных обезьян и человека.

 Созданная Линнеем классификация  носила искусственный характер, так как основывалась не на  главных свойствах организмов, а  на чисто внешних признаках.  Он понимал искусственность своей  систематики и указывал на  необходимость создания естественной  системы с учетом совокупности  признаков организмов. Линней придерживался  метафизических, религиозных представлений.  Каждый вид с его точки зрения  представлял потомство одной  пары животных или растений, сотворенных  Богом и с тех пор постоянных  и неизменяемых. Несмотря на это,  проделанная ученым работа по  систематике растений и животных  сыграла значительную роль в  изучении живой природы.

 Развитие естествознания в  конце XVIII – начале XIX в. ознаменовалось  углублением материалистических  представлений. Некоторые ученые  высказывали мнение о естественном  возникновении мира и его постепенном  развитии и обновлении. Первую  теорию эволюции органического  мира разработал и опубликовал  в труде «Философия зоологии»  (1809) французский естествоиспытатель  Ж. Б. Ламарк (1744-1829).

 Изучая животный и растительный  мир, Ламарк обратил внимание  на существование в природе  переходных форм между видами  и на этом основании сделал  вывод об изменяемости видов.  Он предположил, что все многообразие  животных и растений является  результатом эволюции, т. е. исторического  развития живой природы.

 Ламарк выделил две основные  причины эволюции:

1) внутреннее стремление организмов  к усовершенствованию;

        2) способность организмов целесообразно реагировать на изменения условий существования.

Согласно его представлениям, признаки, приобретенные организмом в течении индивидуально жизни при последовательном воздействие окружающей среды на многие поколения, передаются по наследству. Этим явлением он объяснял приспособленность организмов к среде обитания.

 Таким образом, Ламарк объединил  идею об изменяемости видов  с идеей прогрессивной эволюции, однако не смог вскрыть механизмы  эволюционного процесса. Его гипотеза  о наследовании приобретенных  признаков оказалась несостоятельной,  а утверждение о внутреннем  стремлении организмов к усовершенствованию  – ненаучным.

 Великий английский ученый  Ч. Дарвин (1809-1882) обосновал научную  теорию эволюции живой природы  путем естественного отбора на  основе синтеза огромного количества  фактов из различных областей  науки и сельскохозяйственной  практики. Возникновение эволюционной  теории Дарвина имело социально-экономические  и научные предпосылки. К первым  следует отнести интенсивное  развитие капитализма в Англии, ставшей великой промышленной  и колониальной державой. Шел  интенсивный рост городов, требовавший  быстрого повышения продуктивности  сельского хозяйства, в результате  чего развернулась большая селекционная  работа, проводились многочисленные  научные экспедиции. Научными предпосылками  создания эволюционной теории  послужили успехи систематики  растений и животных, биогеографии, сравнительной анатомии, эмбриологии,  палеонтологии, создание клеточной  теории и эволюционного учения  Ламарка.

 В 1859 г. Дарвин опубликовал  свою основную работу «Происхождение  видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствующих  пород в борьбе за жизнь», в  которой впервые в истории  биологии с материалистических  позиций объяснил происхождение  видов животных и растений.

 Основными положениями эволюционной  теории Дарвина являются учения  о наследственности, изменчивости  и естественном отборе.

 Дарвин установил, что различные  породы животных и сорта культурных  растений созданы человеком в  результате искусственного отбора. Из поколения в поколение человек  отбирал и оставлял на племя  особей с нужными ему наследственными  свойствами и отстранял от  размножения всех других. Следовательно,  движущими силами выведения пород  и сортов являются наследственная  изменчивость и производимый  человеком отбор.

 Задумавшись над причинами  эволюции в естественных условиях, Дарвин установил, что интенсивность  размножения организмов идет  в геометрической прогрессии, однако  численность взрослых особей  каждого вида длительно сохраняется  на одном уровне. Следовательно,  большинство появляющихся на  свет особей гибнет в борьбе  за существование, под которой  он понимал сложные и многообразные  отношения организмов между собой  и с условиями неживой природы.  Следствием борьбы за существование  является естественный отбор  – «сохранение благоприятных  индивидуальных различий и изменений  и уничтожение вредных». Борьба  за существование и естественный  отбор на основе наследственной  изменчивости являются основными  движущими силами эволюции органического  мира.

Информация о работе Предмет биологии: сущность живого, происхождение жизни