Предмет и структура естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Термин «естествознание» происходит от соединения слов «естество», то есть природа, и «знание». Таким образом, дословное толкование термина – знание о природе. Естествознание в современном понимании – наука, представляющая собой комплекс наук о природе, взятых в их взаимосвязи. При этом под природой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм. Как целостная наука о природе и ее развитии, естествознание в процессе своей эволюции выработало такие способы, методы и приемы познания, которые стали своего рода эталоном для науки. Они приобрели общекультурное значение для социальной и гуманитарной областей знания, оказали и оказывают существенное влияние на философию, психологию и искусство.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….. 3 стр.
ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ……………………… 4 стр.
Наука. Функции науки ………………………………………...………….…. 4 стр.
Наука как отрасль культуры ...……………………………………..……. 4 стр.
Наука как способ познания мира ….……………………………….…... 6 стр.
Наука как социальный институт …………………………….......…….. 9 стр.
Естествознание – комплекс наук о природе …...…………..……. 11 стр.
Исторические этапы познания природы …...……………………... 12 стр.
Методы естественнонаучных исследований …...……………….. 19 стр.
Вывод ………………………………………………………………………………… 25 стр.
Список использованной литературы ………………………………. 28 стр.

Файлы: 1 файл

Глава 1 ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

План

Введение …………………………………………………………………………….. 3 стр.

  1. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ……………………… 4 стр.
    1. Наука. Функции науки ………………………………………...………….…. 4 стр.
    2. Наука как отрасль культуры ...……………………………………..……. 4 стр.
    3. Наука как способ познания мира ….……………………………….…... 6 стр.
    4. Наука как социальный институт …………………………….......…….. 9 стр.
    5. Естествознание – комплекс наук о природе …...…………..……. 11 стр.
  2. Исторические этапы познания природы …...……………………... 12 стр.
  3. Методы естественнонаучных исследований …...……………….. 19 стр.
  4. Вывод ………………………………………………………………………………… 25 стр.
  5. Список использованной литературы ………………………………. 28 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «естествознание» происходит от соединения слов «естество», то есть природа, и «знание». Таким  образом, дословное толкование термина – знание о природе.

Естествознание в современном понимании – наука, представляющая собой комплекс наук о природе, взятых в их взаимосвязи. При этом под природой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм.

Как целостная наука  о природе и ее развитии, естествознание в процессе своей эволюции выработало такие способы, методы и приемы познания, которые стали своего рода эталоном для науки. Они приобрели общекультурное значение для социальной и гуманитарной областей знания, оказали и оказывают существенное влияние на философию, психологию и искусство. С этой точки зрения «Концепции современного естествознания» следует рассматривать не просто как совокупность разделов физики, химии, биологии, психологии, экологии и др., а как их синтез, целостное знание о природе. На всем протяжении XX века наблюдалось противостояние двух сфер познания: естественнонаучной и социогуманитарной. Оно имело и позитивные и негативные последствия. Но несомненным результатом этого противостояния явилась созданная естествознанием современная модель физического мира, воплотившая в себя коллективные усилия человеческого разума. Эта модель соответствует реальному бытию, объективному миру и является источником для последующего плодотворного теоретического мышления. Достижения ученых XX века в области фундаментальных и прикладных исследований способствовали формированию единой науки о человеке, обществе, природе и жизни - «Современное естествознание». Уровень культуры не только специалиста-правоведа, но и специалиста любой другой области современного знания определяется, в том числе, наличием у него естественнонаучных знаний. Авторы учебника хотели бы способствовать повышению этого уровня.

 

 

 

 

  1.  ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

1.1. Наука. Функции  науки

Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

Науку рассматривают  как сферу исследовательской  деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и человеке, включающую в себя все условия этого производства: ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы, систему научной информации.

Возникнув в Европе после  философии и религии, в современном  виде наука сформировалась в XVI–XVIII вв. Причина возникновения науки – соединение в своеобразном типе европейской культуры восточной чувственности с греческой рациональностью. Активно развиваясь, к началу XVIII в. наука заняла доминирующее место в культуре человеческой деятельности. С тех пор значение науки неуклонно возрастает. Если в начале XIX в. развитие науки зависело от развития производства, то к концу столетия ситуация изменилась: развитие науки стало предшествовать развитию производства.

В ХХ в. объем научной информации удваивался каждые 10–15 лет. В настоящее время наука охватывает около 15 тыс. дисциплин, которые разделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Изменился и статус ученого. До конца XIX в. научные исследования велись в университетах, где ученый добывал средства к жизни преподавательской работой. В настоящее время ученый – это особая профессия. С разделением науки на фундаментальную и прикладную, произошедшим в ХХ столетии, теоретические исследования стали непосредственно влиять на производство. Наука превратилась в важную производительную силу общества.

Выделяют три основные ипостаси науки: отрасль культуры, способ познания мира, социальный институт.

 

    1. Наука как отрасль культуры

 

Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) вошел в обиходевропейской социальной мысли во второй половине XVIII в. Первоначально понятие «культура» подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Современная трактовка понятия «культура» отражает как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие конкретных исторических форм этой жизнедеятельности.

Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Содержание понятия «культура» и его структура находятся в постоянном развитии и зависят от конкретной исторической эпохи, общественно-экономической формации, национальных особенностей. Культуру подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты – орудия труда, жилище, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу сознания, духовного производства – нравственность, воспитание, этику, эстетику, религию, искусство, науку.

Науку как составляющую общечеловеческой культуры от других отраслей культуры отличает целый ряд признаков. В отличие от техники целью науки является познание мира, а не использование полученных знаний о мире для его преобразования. От искусства наука отличается рациональностью. От философии науку отличает то, что ее выводы требуют эмпирической проверки. В отличие от идеологии научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. От религии наука отличается тем, что опирается не на веру, а на чувственную реальность. Наука решает частные проблемы и дает относительные ответы на частные вопросы, которые подтверждаются опытом. При этом в науке никогда не имеется достаточных оснований для уверенности в том, что достигнута истина.

Как сфера человеческой деятельности наука имеет специфические черты.

Универсальность – сообщает знания, истинные для тех условий, при которых они получены.

Обезличенность  – конечные результаты научного познания не зависят от национальности ученого, от места его проживания или индивидуальных особенностей.

Систематичность – наука имеет определенную взаимосвязанную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Фрагментарность – наука делится на отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры.

Общезначимость – научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий.

Незавершенность – процесс научного познания бесконечен, так как научное знание не может достичь абсолютной истины.

Преемственность – новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями.

Критичность – всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены подсомнение и пересмотрены.

Достоверность – любые научные выводы основаны на результатах, прошедших разностороннюю проверку.

Внеморальность – научные истины нейтральны в морально-этическом плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его использованию.

Рациональность – разработка теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня, на основе законов логики.

Чувственность – научные результаты признаются достоверными только после того, как они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия.

Кроме того, для науки  характерны свои методы исследований, использование приборов и оборудования, особый язык.

Таким образом, специфика  науки как отрасли культуры заключается  в следующем:

♦ наука познает реальность посредством изучения отдельных ее частей;

♦ результаты науки требуют эмпирической проверки.

    1. Наука как способ познания мира

 

Наиболее развитой формой познания в настоящее время является наука. Она познает объективные  законы изучаемых явлений. Благодаря  этому наука обладает предсказательной функцией, позволяет предвидеть ход  событий. Формула науки: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы действовать со знанием дела. Наряду с наукой существует вне научное познание, занимающее важное место в жизни человека. На практике вне научные формы познания часто бывают незаменимы. Среди них наиболее распространено обыденное познание.

Под обыденным познанием понимают неспециализированную познавательную деятельность человека в процессе его жизнедеятельности. Результатом обыденного познания является жизненно-практическое знание. Такое знание не требует для своего усвоения и передачи специальной подготовки. При этом жизненно-практическое знание является ключевым во взаимопонимании людей и образует основу любого другого знания, в том числе и научного. Помимо обыденного, к вне научному относят многочисленные специализированные виды практического познания и знания – например, практическое животноводство, растениеводство, швейное дело и т. д.

Результатом обыденного познания, так же как и научного, может быть объективное знание о  мире. При этом научное и обыденное познание имеют ряд важных отличий:

1. Характер объекта познания. Обыденный опыт имеет дело с целым объектом и всем комплексом его внешних связей. В науке объект познают посредством изучения его частей и нахождения связей между ними, при этом на теоретическом уровне имеют дело не с самими объектами, асихидеализированными моделями.

2. Системность и обоснованность – признак, отличающий научное знание от обыденного. Научные знания выстраиваются в систему посредством логического выведения одних утверждений из других.

3. Проверка достоверности полученных знаний. Достоверность обыденного знания может быть установлена только опытом или в процессе производства. Наука использует специфическое средство проверки знаний – эксперимент.

4. Использование специальной аппаратуры. В отличие от обыденного познания наука нуждается в специальных орудиях и средствах исследования – научной аппаратуре (инструментах, приборах, оборудовании).

5. Используемый язык. В процессе обыденного познания пользуются обычным, разговорным языком. В науке помимо разговорного используется особо разработанный язык специфических терминов, символов, схем, формул.

6. Необходимость особой подготовки. В отличие от обыденного познания занятия наукой требуют особой подготовки – теоретической, практической, методической.

Переход к научному познанию был длительным. К этапу зарождения и начального развития научного познания можно отнести период примерно с VII–VI вв. до н. э., когда в Древней Греции возник интерес к пониманию мира в целом, до XVI–XVIII вв. – времени возникновения науки. Познавательной предпосылкой науки явилось развитие критических функций разума и абстрактного мышления. Еще в древнем мире человек стал выделять себя из мира природы, почувствовал себя активной силой. Возникшее в дальнейшем общественное разделение труда способствовало накоплению рациональных знаний, а значит, и развитию научного способа познания.

Научное познание иначе  называют научным исследованием. Наука  – не только результат научного исследования, но и само исследование. Она имеет определенную структуру. Выделяют два уровня научного исследования – эмпирический и теоретический. 

Эмпирическое  исследование (отгреч. empeiria – опыт) – это опытное познание. 

Теоретическое исследование (от греч. theoria – рассматриваю, исследую) представляет собой систему логических высказываний, включающих в себя математические формулы, схемы, графики и др., образованные для установления законов природных, технических и социальных явлений.

На основе эмпирических исследований могут быть сделаны эмпирические обобщения. На основе эмпирических обобщений формулируется гипотеза(от гр. hypothesis – основание, предположение) – научное предположение. Для формулировки гипотезы, объясняющей эмпирические факты, необходимо все предшествующее знание, касающееся данной проблемы. Научное предположение остается гипотезой до эмпирического подтверждения. После выдвижения определенной гипотезы с целью ее проверки исследование опять возвращается на эмпирический уровень. Для проверки научной гипотезы проводятся новые эксперименты. Если гипотеза выдерживает эмпирическую проверку, то она приобретает статус закона или закономерности, если нет – считается опровергнутой, и поиски иной, более приемлемой, гипотезы продолжаются.

Совокупность нескольких законов, относящихся к одной области знания, называется теорией. В случае, если теория в целом не получает убедительного эмпирического подтверждения, она может быть дополнена новыми гипотезами. Подтвержденная на практике теория считается истинной до тех пор, пока не будет предложена новая теория, лучше объясняющая известные эмпирические факты, а также новые эмпирические факты, которые стали известны уже после принятия первоначальной теории и оказались противоречащими ей. Основной смысл, суть той или иной теории, выражается в концепции. Когда теория еще не выработана, а имеется только главная идея для объяснения определенных событий, то такую идею тоже называют концепцией.

Информация о работе Предмет и структура естествознания