Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 23:50, контрольная работа
Цель работы рассмотреть принципы эволюции, воспроизводства и развития живого. В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:
1. Дарвиновская триада – три уровня организации материального мира
2. Эволюция и становление интеллекта
[2] 1. Дарвиновская триада – три уровня организации материального мира [3] 2. Эволюция и становление интеллекта
[4] 3. Искусственный интеллект и эволюционное моделирование
[5] Заключение
[6] Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИВАНОВСКИЙ государственный университет»
Шуйский филиал ИвГУ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по «Концепции современного естествознания»
ТЕМА: Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.
Работу выполнила: студентка 2 курса
факультета педагогики и психологии
направления подготовки050400.62
Психолого-педагогическое образование профиль «Психология и
социальная педагогика»
заочной формы бучения
Лебедева Елена Владимировна
Шуя, 2015
1.Дарвиновская триада ‒ три уровня организации материального мира.
2.Эволюция и становление
3.Искусственный интеллект и эволюционное моделирование.
Содержание
[1] Содержание
[2] 1. Дарвиновская
триада – три уровня
[4] 3. Искусственный
интеллект и эволюционное
[5] Заключение
[6] Список литературы
Введение
ВВЕДЕНИЕ Эволюция — это развитие изучаемого процесса. Любой процесс может быть описан в терминах состояний. Описание процесса изменения состояний и есть эволюция. Механизм — довольно часто употребляемый термин не только в технике, где он возник, но и в биологии (например, генетический механизм), экономике (рыночный механизм, механизм ценообразования), социальных и политических сферах. Механизм — это некоторая совокупность логических связей, процедур, определяющих возникновение изменений в той или иной развивающейся, т.е. эволюционирующей среде. За последние годы удалось многое узнать и понять из того, что называется механизмами эволюции (или развития), как происходит изменение организации (или структуры) материи, как и почему возникает новое качество, что является двигателем любого процесса самоорганизации. Становится понятным, что единый процесс мирового развития — это не игра случая. Он имеет определенную направленность, т.е. происходит непрерывное усложнение организации, охватывающей неживую природу, живое вещество и общество. Эти три уровня организации материального мира — звенья одной цепи. Поэтому естественна попытка описывать процесс развития в рамках единой схемы, с использованием общей терминологии. Такое связанное описание процессов развития резко упрощает системный анализ всех биосферных процессов, процессов взаимодействия природы и общества. Для описания общих свойств основных механизмов развития неживых материальных структур, живого вещества и организации общественной жизни используется дарвиновская триада.
Дарвинизм - теория
эволюции органического мира
посредством естественного
Цель работы рассмотреть принципы эволюции, воспроизводства и развития живого. В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:
1. Дарвиновская триада
– три уровня организации
2. Эволюция и становление интеллекта
3. Искусственный
интеллект и эволюционное
1. Дарвиновская триада – три уровня организации материального мира
Во времена Дарвина практически не была разработана генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Причины возникновения неопределенной наследственной изменчивости для Чарльза Дарвина и его современников оставались неясными. Дарвин под конец жизни допускал неверное "ламаркистское" положение о наследственности признаков, приобретенных при жизни в результате упражнения или прямого влияния внешней среды. Неясности в учении Дарвина преодолены в современном эволюционном учении, которое является результатом синтеза дарвинизма и генетики, а в последние годы и молекулярной биологии. Следует особо подчеркнуть, что современное эволюционное учение не вытеснило дарвинизм, а развилось из него. Дарвиновский принцип естественного отбора случайных, неопределенных наследственных изменений до сих пор служит единственно научным объяснением законов эволюции. Единый процесс развития охватывает неживую, живую природу и общество. Все это – звенья единой цепи, и поэтому естественно попытаться описать весь процесс развития на одном языке, в рамках единой схемы, с использованием общей терминологии. В качестве ключевых понятий взята дарвиновская триада: изменчивость, наследственность, отбор. Изменчивостью называются любые проявления стохастичности и неопределенности. Они составляют естественное содержание всех процессов микромира, но имеют место и на макроуровне. Неопределенность и стохастичность лежат в основе функционирования всех механизмов нашего мира и порождают многочисленные проблемы философского и социально-научного характера. Их далеко не всегда можно объяснить – далеко не всегда ясны причины возникновения стохастичности и неопределенности. Но изменчивость является фактом – одним из основных «эмпирических обобщений», с которыми исследователям непрерывно приходится сталкиваться. Вместе с тем изменчивость – случайность и неопределенность – проявляется не сама по себе, а в контексте необходимости, т. е. законов, управляющих движением материи и развитием ее организационных форм. По существу, все развитие нашего мира можно представить моделью некоего турбулентнообразного движения материи – как непрерывное образование новых форм организации, их неизбежное разрушение, последовательность переходов от одних состояний к другим. Различие будет заключаться лишь во временных масштабах, в степени детализации анализа и характере интерпретации результата. Таким образом, все наблюдаемое нами – это единство случайного и необходимого, стохастического и детерминированного. Случайность и неопределенность – это понятия не тождественны – пронизывают все уровни организации материи. Процессы, протекающие в неживой природе (броуновское движение и т. д.), процессы биологические (мутагенез и др.), социальные процессы (конфликты и др.) – все они подвержены действию случайностей, которые мы далеко не всегда можем проследить так, чтобы понять их источник, а тем более правильно учесть, делая анализ или прогнозируя события. Второй важнейший фактор, определяющий процессы развития, – наследственность. Этим термином обозначается не только способность материи сохранять свои особенности, но и ее способность изменяться от прошлого к будущему, способность будущего зависеть от прошлого. Таким образом, наследственность – это термин, отражающий влияние прошлого на будущее. Третий фактор – отбор. Внутривидовой отбор отбирает те признаки, те особенности, которые, возникнув в результате действия случайных факторов, затем передаются в будущее за счет действия механизмов наследственности.1
2. Эволюция и становление интеллекта
Теория эволюции
занимает особое место в
3. Искусственный
интеллект и эволюционное
Эволюция тем и хороша, что она дает время для самоопределения субъектов и занятие ими своих ниш в социальном организме. Позволяет воспитывать (социализировать) именно те кадры которые необходимы для этой ниши т.е. выполнения своих специфических для общества задач. Но эволюция плоха тем, что благодаря своим достоинствам консервирует процесс обновления, которое возможно только путем активного взаимодействия с внешней средой. В этом плане хороши именно революции. Но все хорошо в меру и эволюция и революция. Истина относительна, поэтому, чтобы вы не сказали может быть правдой. Если искусственный интеллект рассматривать как равный человеческому, то он никогда не сможет подчинить его себе. То что похоже остается только похожим или равным. Другое дело сможет ли искусственный интеллект стать выше человеческого разума и тем самым вытеснить его из сферы существования. Искусственный интеллект можно рассматривать как разновидность форм выражения материи, своеобразная мутация. Скорей всего таких мутаций в истории человечества было не мало. Так сохранившиеся и не сохранившиеся нации и расы, виды и народности есть тупиковые или сохранившиеся до лучших времен мутации рода человеческого. Поскольку всякая мутация есть производное от основного состояния, точнее доминирующего в данный момент. То любая мутация воспринимается как форма отклонения и не более того. А .это означает, что переход от человека к искусственному интеллекту будет проходить плавно и незаметно для каждого отдельного поколения. Пока не образуется новый вид, род и пр. Собственно именно по этому пути и развивается человечество как вид материи.5 Развитие технологий предполагает все более масштабное и проникающее управление естественными процессами, обеспечиваемое инструментальным опосредованием. Эта историческая тенденция согласуется с прогнозами об усиливающемся контроле над биосферой и вторжении в самые интимные основы человеческого бытия, а также о переносе интеллектуальных процессов на искусственные носители. Но, признав, что все это составляет необходимое условие сохранения цивилизации в XXI веке, мы теперь уже можем аргументированно возразить мрачным пессимистам и, я бы сказал, болезненным оптимистам, предрекающим вытеснение или истребление людей сверхразумными роботами. Совершенствование механизмов контроля над агрессивными импульсами было обусловлено прагматикой антиэнтропийной активности (закон техногуманитарного баланса) в нелинейном сопряжении с ростом инструментального потенциала и масштаба отражаемых причинных связей и, пройдя стадию жестокого отбора, оказывалось во многом необратимым. Изучая эволюционные метаморфозы, мы убеждаемся, что назвать интеллект человека "естественным" можно лишь с очень существенными оговорками. Его материальную основу составляет белково-углеводный субстрат (мозг), и он частично ориентирован на удовлетворение физиологических (хотя культурно преобразованных) потребностей - этими двумя обстоятельствами исчерпывается принципиальное сходство между интеллектом человека и интеллектом дикой обезьяны или дельфина. Вместе с тем, согласно экспериментальным данным и наблюдениям, "опосредованный характер носят не только сложные, но и традиционно считавшиеся элементарными психические процессы", т.е. по содержанию и механизмам все психические акты у человека насквозь опосредованы интериоризованными социальными связями и, таким образом, являются продуктами и событиями культуры. Проще говоря, мышление, память, восприятия, ощущения современного человека суть давно уже явления искусственные. Может ли психика, изменяя материальный субстрат, утерять эволюционный опыт и забыть свою историю? Что заставляет думать, будто высокоразвитый "искусственный" интеллект с грандиозными инструментальными возможностями, когнитивной сложностью и способностью предвосхищать отдаленные последствия поведет себя, как примитивный агрессор, ориентированный на сиюминутную выгоду? Вероятно, в этих опасениях проявляется атавистический страх перед двойником, сохранившийся у нас от палеолита, причем проявляется и в прямой, и в инверсивной формах. Инверсивная форма - хорошо известная психологам защитная самоидентификация с и-точником страха. Подобно тому, как многие узники фашистских концлагерей начинали влюбляться в эсэсовцев и подражать им, футуролог бессознательно замещает образ Ужасного Робота-убийцы образом Прекрасного Робота-могильщика. Эти человеческие страхи, агрессивные настроения и их клинически превращенные формы могут представить гораздо большую опасность для цивилизации, чем мифическая антропофобия электронного интеллекта. Г. Моравек и Б. Джой - программисты высочайшего класса - уверены в невозможности имплантировать в интеллектуальную программу "азимовские" алгоритмы морали, но, видимо, полагают само собой разумеющимся, что подобные ограничители могут быть вписаны только извне. Между тем итоги нашего исследования показывают, что интеллект способен вырабатывать механизмы самоконтроля. И позволяют считать сократовскую формулу "Мудрому не нужен закон - у него есть разум" безотносительной к материальной форме субъекта, и тем более актуальной, чем выше уровень интеллектуального развития. Если в общественном сознании, со своей стороны, не возобладают луддитские настроения, то правдоподобным представляется сценарий сохраняющего симбиоза, без которого не может обойтись биологически слабеющее человечество, по вектору дальнейшей "денатурализации" социоприродных систем.6 Это, с одной стороны, решающий этап превращения биоты в подсистему планетарной цивилизации, а с другой - искусственное самоконструирование носителя интеллекта. Исполь-зуя термин, предложенный Л.В. Лесковым, можно сказать, что развитие генной инженерии, искусственных механизмов репродукции человека и симбиотических процессов обусловит превраще-ние вида Homo sapiens в качественно новый надбиологический вид Homo sapiens Autocreator - Человек разумный Самосозидающий. Огорчение нормальной реакцией нашего современника на такой прогноз, а истерию и тем более восторги по поводу "грядущего киборга" или превращения природы в "окружающую среду" - признаками душевного неблагополучия. Но прогнозирование в такой переломной эпохе требует отвлечения от эмоциональных оценок и следования максиме Гераклита: "Не мне, но Логосу внимая". Перспектива усиления искусственного начала настолько соответствует общеэволюционной тенденции и, главное, так явственно подсказывается обостряющимися экзистенциальными проблемами (накопление генетического груза и т.д.), что альтернативу ей, судя по всему, мог бы составить только окончательный крах планетарной цивилизации.7 Моделирование опережающее - предвосхищение будущих событий по их начальным признакам на основе родового или индивидуального опыта. Характерно для живого вещества. Моделирование предметное - качественно усовершенствованный механизм моделирования сигнального. Определяется способностью синтезировать информацию раз-личных модальностей (зрительную, слуховую, осязательную и т.д.) в цельные образы, выделять отдельные предметы в стимульном поле. Характерно в основ-ном для высших позвоночных: млекопитающих и птиц. Образование М.П. сопровождается появлением сновидений и возможных галлюцинаций, а также перестройкой структуры потребностей (что выражается мотивационными конфликтами). Экспериментальная демонстрация указанных феноменов служит воспроизводимым признаком наличия психики, исходный элемент которой составляет М.П.8 Моделирование рефлексивное - высшая форма моделирования предметного, ядром которого оказывается образ собственного места в мире. Соответственно преобразуется структура потребностей: ведущими становятся потребности, связанные с самооценкой субъекта, и тем самым умножаются варианты мотивационного конфликта. М.Р. свойственно исключительно носителю культуры. Ср.: Личность; Рефлексия. Моделирование сигнальное - усовершенствованный механизм моделирования опережающего, основанный на превращении нейтральных раздражителей в значимые под влиянием индивидуального опыта (условный рефлекс). М.С. характерно для животных организмов, в отличие от растительных (см.: Животные; Растения); служит эволюционной предпосылкой моделирования предметного. Моделирование синхронное - моделирование мира в структуре внутренней и структуре внешней, происходящее одновременно с физическим воздействием. Преобладает во взаимодействиях доорганической природы. Модель - функциональное подобие объекта (в т.ч. мира в целом), обеспечивающее более или менее эффективное ориентацию и управление. Заключение Единый процесс развития охватывает неживую, живую природу и общество. Все это – звенья единой цепи, и поэтому естественно попытаться описать весь процесс развития на одном языке, в рамках единой схемы, с использованием общей терминологии. В качестве ключевых понятий взята дарвиновская триада: изменчивость, наследственность, отбор. Интеллект - это жизнь, смотрящая во вне, становящаяся внешней относительно самой себя, перенимающая в принципе, приемы неорганизованной природы, чтобы наделе управлять ими. Отсюда изумление интеллекта, когда он обращается к живому и оказывается лицом к лицу с организацией. Как бы он тогда ни принимался за дело, он всегда превращает организованное в неорганизованное, ибо, не нарушая своего естественного направления, не обращаясь против самого себя, он не может мыслить истинную непрерывность, реальную подвижность, взаимопроникновение - словом, творческую эволюцию, которая и есть жизнь. Развитие технологий предполагает все более масштабное и проникающее управление естественными процессами, обеспечиваемое инструментальным опосредованием. Эта историческая тенденция согласуется с прогнозами об усиливающемся контроле над биосферой и вторжении в самые интимные основы человеческого бытия, а также о переносе интеллектуальных процессов на искусственные носители. Но, признав, что все это составляет необходимое условие сохранения цивилизации в XXI веке, мы теперь уже можем аргументированно возразить мрачным пессимистам и, я бы сказал, болезненным оптимистам, предрекающим вытеснение или истребление людей сверхразумными роботами.
Список литературы
Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2001.-537с.
Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. - М.: Аспект Пресс, 2003.-644с.
Кокин А.В. Концепции современного естествознания. - М.: «ПРИОР», 2003.-623с.
Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-558с.
Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975. – 347с. Мотылева Л.С. и др. Концепции современного естествознания. - Спб.: Союз, 2001.-642с. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-568с.
1 Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-236с.
2 Данилова B.C., Кожевников
Н.Н. Основные концепции
3 Кун Т. Структура научных революций. – М: Наука, 1975. – с. 178.
4 Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – с. 74.
5 Мотылева Л.С. и
др. Концепции современного
6 Кокин А.В. Концепции современного естествознания. - М.: «ПРИОР», 2003.-341с.
7 Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2001.-315с
8 Солопов Е.Ф. Концепции
современного естествознания. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003.-248с.
Источник: http://freeref.ru/
Во времена Дарвина
Информация о работе Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем