Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:07, реферат
Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.
Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность – комплексная, культурно-цивилизационная.
Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.
Введение …………………………………………………………………….…… 2
Основные формы бытия ……………………………………...………….. 3
Бытие и материя. Эволюция материи. Современная наука о
строении материи …….……………………………………….…….....…. 4
Пространственно-временная организация бытия …………………..….. 6
Специфика социального пространства и времени………………….…... 7
Список литературы …………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Основы современного естествознания»
ТЕМА: «Пространство и время - формы бытия материи.»
Исполнитель: Харланович А. Г.
группа: 14
Руководитель:
МИНСК 2013
Содержание
Введение …………………………………………………………………….…… 2
строении материи …….……………………………………….…….....…. 4
Список литературы ……………………………………..……………………...... 9
Бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные формы бытия:
Таблица 1
Основные формы бытия |
Структурное деление |
1. Бытие вещей (тел) и процессов |
1.1 Бытие природы как целого (бытие «первой природы») 1.2 Бытие вещей и процессов,
произведенных человеком (« |
2. Бытие человека |
2.1 Бытие человека в мире вещей 2.2 Специфически человеческое бытие |
3. Бытие духовного (идеального) |
3.1 Индивидуализированное 3.2 Объективированное духовное бытие (внеиндивидуальное) |
4. Бытие социального |
4.1 Индивидуальное бытие (бытие 4.2 Бытие общества |
Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.
Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность – комплексная, культурно-цивилизационная.
Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.
Индивидуализированное духовное бытие – это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).
Бытие социального, или общественное бытие – это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.
Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также – это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия – одна из самых главных в философии.
Понятие «материя» появилось как конкретизация понятия субстанция. Прежде всего, материя противопоставляется сознанию. Это очень важно, потому что материя – это только физическая реальность (вещество), она может выступать в форме энергии и физически не ощущаться (например, рентгеновские лучи, радиоактивность). Однако все формы материи противоположны сознанию, находятся вне его и независимы от него, то есть материя – это объективная реальность, которая многообразна в качественном отношении.
Понимание
материи как вещи характерно для
всей эпохи античности, хотя у разных
философов имелись свои особенности.
Так, в атомистических концепциях материя
представляется в виде дифференцированного
субстрата – множества
В
Новое время эволюция
Под влиянием естествознания новоевропейская философия в отличие от античных мыслителей начинает рассматривать материю преимущественно не как вещь, а как свойство.
Вместе с тем, рассматривая материю как совокупность атрибутивных свойств, философия материализма Нового времени полностью не сводила первое ко второму. Свойства полагали наличие своего носителя – материального субстрата. Причем взятый сам по себе субстрат никакими свойствами не обладает, поэтому невозможно что-либо знать о нем, кроме того, что он существует и на нем «держатся» свойства.
Однако выдающееся достижения науки на рубеже ХIX–XX веков (открытие делимости атома, явления радиоактивности, непостоянства массы и т.д.) показали несостоятельность господствующих к этому времени представлений о материи. Такие ее свойства, как неизменность, непроницаемость, неделимость и т.п. утратили свое универсальное значение. В этой связи в рамках марксистской философии укрепляется понимание материи как объективной реальности, т.е. всего того, что существует вне и независимо от человеческого сознания и отображаемого им в виде образов. В современной науке содержание материи понимается как единство вещей, поля, плазмы, порождаемых флуктуациями вакуума.
Движение как взаимодействие и изменение всех материальных систем развертывается в формах пространства и времени. Через посредство пространственно-временной структуры мир разделяется, дифференцируется на составные части, элементы, без которых было бы нечему взаимодействовать и негде изменяться, ввиду отсутствия среды взаимодействия.
Пространство
– это форма бытия, которая
выражает протяженность, структурность,
взаиморасположенность
Время –
это форма бытия, характеризующая
длительность существования и смену
состояний материальных объектов. Длительность
есть продолжительность
В истории
философии и естествознания различные
представления о пространстве и
времени в своем основании
сводятся главным образом к двум
взаимоисключающим
Начиная с ХVIII и до конца ХIХ веков концепция абсолютного пространства и времени занимает ведущее положении в философии и естествознании.
Привычные нашему здравому смыслу представления о пространстве, где все точки и направления одинаковы, возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории.
Чтобы понять особую природу
социального пространства как объективно
существующего, важно выработать представление
о целостной системе
Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.
Социальное время является
мерой изменчивости общественных процессов,
исторически возникающих
Социальное время, как
и социальное пространство, имеет
сложную структуру. Оно возникает
как наложение друг на друга различных
временных структур. В рамках исторического
времени, в котором происходят события,
характеризующие историю
Список используемой литературы:
Информация о работе Пространство и время - формы бытия материи