Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:07, реферат
Несмотря  на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне  и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек  – это только одно из наиболее поздних  звеньев в бесконечной цепи единого  бытия. Для природы «быть» вовсе  не значит быть воспринимаемой человеком.
Однако  множество вещей произведены  людьми. Это «вторая природа», которая  соединяет в себе материал «первой  природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая  реальность – комплексная, культурно-цивилизационная.
Анализируя  «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как  одного из множеств других природных  тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие  его тела вместе с духовным существом  человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.
Введение …………………………………………………………………….…… 2
Основные формы бытия ……………………………………...………….. 3
Бытие и материя. Эволюция материи. Современная наука о
строении материи …….……………………………………….…….....…. 4
Пространственно-временная организация бытия …………………..….. 6
Специфика социального пространства и времени………………….…... 7
Список литературы …………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Основы современного естествознания»
ТЕМА: «Пространство и время - формы бытия материи.»
Исполнитель: Харланович А. Г.
группа: 14
Руководитель:
МИНСК 2013
Содержание
Введение …………………………………………………………………….…… 2
строении материи …….……………………………………….…….....…. 4
Список литературы ……………………………………..……………………...... 9
 
Бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные формы бытия:
Таблица 1
Основные формы бытия  | 
  Структурное деление  | 
1. Бытие вещей (тел) и процессов  | 
  1.1 Бытие природы как целого (бытие «первой природы») 1.2 Бытие вещей и процессов, 
  произведенных человеком («  | 
2. Бытие человека  | 
  2.1 Бытие человека в мире вещей 2.2 Специфически человеческое бытие  | 
3. Бытие духовного (идеального)  | 
  3.1 Индивидуализированное  3.2 Объективированное духовное бытие (внеиндивидуальное)  | 
4. Бытие социального  | 
  4.1 Индивидуальное бытие (бытие  4.2 Бытие общества  | 
Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.
Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность – комплексная, культурно-цивилизационная.
Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.
Индивидуализированное духовное бытие – это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).
Бытие социального, или общественное бытие – это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.
Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также – это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия – одна из самых главных в философии.
Понятие «материя» появилось как конкретизация понятия субстанция. Прежде всего, материя противопоставляется сознанию. Это очень важно, потому что материя – это только физическая реальность (вещество), она может выступать в форме энергии и физически не ощущаться (например, рентгеновские лучи, радиоактивность). Однако все формы материи противоположны сознанию, находятся вне его и независимы от него, то есть материя – это объективная реальность, которая многообразна в качественном отношении.
Понимание 
материи как вещи характерно для 
всей эпохи античности, хотя у разных 
философов имелись свои особенности. 
Так, в атомистических концепциях материя 
представляется в виде дифференцированного 
субстрата – множества 
  В 
Новое время эволюция 
Под влиянием естествознания новоевропейская философия в отличие от античных мыслителей начинает рассматривать материю преимущественно не как вещь, а как свойство.
Вместе с тем, рассматривая материю как совокупность атрибутивных свойств, философия материализма Нового времени полностью не сводила первое ко второму. Свойства полагали наличие своего носителя – материального субстрата. Причем взятый сам по себе субстрат никакими свойствами не обладает, поэтому невозможно что-либо знать о нем, кроме того, что он существует и на нем «держатся» свойства.
Однако выдающееся достижения науки на рубеже ХIX–XX веков (открытие делимости атома, явления радиоактивности, непостоянства массы и т.д.) показали несостоятельность господствующих к этому времени представлений о материи. Такие ее свойства, как неизменность, непроницаемость, неделимость и т.п. утратили свое универсальное значение. В этой связи в рамках марксистской философии укрепляется понимание материи как объективной реальности, т.е. всего того, что существует вне и независимо от человеческого сознания и отображаемого им в виде образов. В современной науке содержание материи понимается как единство вещей, поля, плазмы, порождаемых флуктуациями вакуума.
Движение как взаимодействие и изменение всех материальных систем развертывается в формах пространства и времени. Через посредство пространственно-временной структуры мир разделяется, дифференцируется на составные части, элементы, без которых было бы нечему взаимодействовать и негде изменяться, ввиду отсутствия среды взаимодействия.
Пространство 
– это форма бытия, которая 
выражает протяженность, структурность, 
взаиморасположенность 
Время – 
это форма бытия, характеризующая 
длительность существования и смену 
состояний материальных объектов. Длительность 
есть продолжительность 
В истории 
философии и естествознания различные 
представления о пространстве и 
времени в своем основании 
сводятся главным образом к двум 
взаимоисключающим 
Начиная с ХVIII и до конца ХIХ веков концепция абсолютного пространства и времени занимает ведущее положении в философии и естествознании.
Привычные нашему здравому смыслу представления о пространстве, где все точки и направления одинаковы, возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории.
Чтобы понять особую природу 
социального пространства как объективно 
существующего, важно выработать представление 
о целостной системе 
Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.
Социальное время является 
мерой изменчивости общественных процессов, 
исторически возникающих 
Социальное время, как 
и социальное пространство, имеет 
сложную структуру. Оно возникает 
как наложение друг на друга различных 
временных структур. В рамках исторического 
времени, в котором происходят события, 
характеризующие историю 
 
Список используемой литературы:
Информация о работе Пространство и время - формы бытия материи