Роль науки в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 15:58, реферат

Описание работы

Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, его образование должно воспитывать в нем способность, как к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанного другими. По прямому смыслу слова, наука - это то, чему можно научить или научиться, т. е. передать (и получить) знание и умение или же добыть это знание и умение самому. Образовательный процесс—это процесс передачи и получения знания и умения, подкрепленный добычей оного. А добыча знания, создание нового знания и умения - это процесс фундаментального исследования, причем безотносительно к тому - прикладного или абстрактного.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Наука 4
2.Роль науки в современном мире 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8

Файлы: 1 файл

роль науки в совеременном мире.docx

— 23.12 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Наука 4

2.Роль науки в современном мире 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, его образование должно воспитывать в нем способность, как к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанного другими. По прямому смыслу слова, наука - это то, чему можно научить или научиться, т. е. передать (и получить) знание и умение или же добыть это знание и умение самому. Образовательный процесс—это процесс передачи и получения знания и умения, подкрепленный добычей оного. А добыча знания, создание нового знания и умения - это процесс фундаментального исследования, причем безотносительно к тому - прикладного или абстрактного.

 

 

 

  1. Наука

 

      Что же такое наука? Какова роль науки в формировании картины мира? И какова её роль в современном обществе? Обсуждение всех этих философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки, и было необходимой формой осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. Рассмотрим пример, связанный с информационными технологиями. На сегодняшний день современное общество вступает в информационную стадию развития. Всем уже понятно, что информационную революцию уже не  остановить. Наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует всё больше и больше. Таким образом,  и возникает современная наука. 

 

 

2.Роль науки в современном мире

 

20 век стал веком победившей научной революции. НТП                                      ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все                         большее повышение наукоемкости продукции. Технологии                                  меняли способы производства. К середине 20 века фабричный                           способ производства стал доминирующим. Во второй половине                                    20 века большое распространение получила автоматизация.                                          К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился                            переход к информационной экономике. Все это произошло                             благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько                               следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам.                                    От них стали требоваться большие знания, а также понимание                           новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась                                   доля работников умственного труда, научных работников, то                                   есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний.                          В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение                          многих насущных проблем общества породили веру широких                               масс в способность науки решать проблемы человечества                                             и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое                                отражение во многих областях культуры и общественной                                  мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание                           атомной энергетики, первые успехи в области робототехники                        породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких                                         проблем   как   голод,   болезни  и  т. д.                                    

  И на сегодняшний день  мы можем сказать, что наука  в современном обществе играет  важную роль во многих отраслях  и сферах жизни людей.        Несомненно, уровень развитости  науки может служить одним  из основных показателей развития  общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития  государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты,  загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

    3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий,   форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

    4) культурная, образовательная функция заключается главным  образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс,  на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, сама имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Безусловно, наука - одна из важнейших форм культуры общества, а ее развитие - важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решать проблемы, встающие перед человечеством. Но наука – это только одна из сфер культуры человека cо свой спецификой и задачами, и сама по себе не может считаться высшей

ценностью человеческой цивилизации. Наука – только средство

в решении различных проблем человеческого существования.

И в нормальном гармоничном обществе должно находиться место для всех аспектов человеческой деятельности: и для науки, и для философии, и для религии, и для всех частей человеческой культуры.

 

 


Информация о работе Роль науки в современном мире