Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:50, реферат
В непростое время переходного периода, когда исчезли многие старые цели, задачи, идеологические схемы, когда идет мучительный поиск новых идеологических концепций, могущих стать точкой опоры для движения общества вперед, необходимо не забывать пословицу "новое - хорошо забытое старое". Таким хорошо забытым старым является, на наш взгляд философия русского космизма, тема, которая, к сожалению, мало или совсем не освещалась в программах по философии в советский период истории
Введение
1. Русский космизм - предыстория и общая характеристика
2. Н.Ф. Федоров - основатель русского космизма. Его краткая биография и мировоззренческо-философская система
2.1 Развитие идей русского космизма в науке. Представители русского космизма - Циолковский, Чижевский, Вернадский и их творчество
2.2 Русский космизм и педагогическая мысль - Педагогические идеи русских космистов Н. Федорова и Д. Андреева и их продолжение в современной педагогике
Заключение
Литература
Что характеризует его эстетический облик?
Развитие неотъемлемой потребности художественных впечатлений; высокоразвитый вкус; знание и понимание искусств прошлого и их памятников; органическая потребность в художественном творчестве, хотя бы и малого диапазона; свободное и счастливое чувство восхищения перед явлениями Прекрасного.
Что характеризует его облик нравственный?
Деятельная доброта к окружающим; способность горячего сострадания и сорадования; чувство единства общечеловеческого; чувство единства космического; свободное и счастливое чувство благоговения перед явлениями Высокого.
Чем же, наконец, может характеризоваться внешний, телесный облик такого человека?
Мне кажется, его телосложение будет стройным, движения пластичными, походка лёгкой, мускулатура гармоничной, а лицо - открытым, высоко интеллигентным, исполненным приветливости и как бы светящимся изнутри. Современную педагогическую интерпретацию идей космизма дал А.В. Хуторской. Обобщая идеи Д. Андреева и Н, Федорова, он выдвигает следующие тезисы:
Образование - это не столько "заказ" социума, сколько миссия человека во Вселенной. Человек равновелик миру, следовательно, его предназначение - вселение в свой мир.
Вселение происходит через собственную продуктивную деятельность образовывающегося человека.
Смысл творчества заключается в самой природе существования человека. Осуществляемое каждым индивидуально, творчество имеет общечеловеческий, космический характер.
Образование - это поиск нового, свободное открытие мира. Образование является открытым, направленным на освоение неизвестного, а не только на изучение известного. Образование - суть творение, а не присвоение.
Образование человека имеет смысл связи времен, создавая будущее, он "воскрешает" прошлое, изучая прошлое - создает будущее. Через личную деятельность в историческом времени человек становится участником культурно-исторических процессов человечества.
Содержание образования заложено в реальной действительности.
Образование начинается с "малой родины", постепенно расширяемой вовне.
Пути и методы познания отыскиваются в самой познаваемой реальности, намечаются из объектов бытия.
Познание объекта происходит с помощью всего комплекса качеств человека - от физических органов чувств до духовных и душевных.
Подытоживая свои тезисы, он указывает, что "Образование, построенное на отечественных идеях и традициях, всегда будет отвечать задачам национального развития. Поэтому философские предпосылки проектирования российского образования следует искать в отечественной философии". (А.В. Хуторской).
Остается только добавить, что все это поможет нам воспитать человека - гражданина и патриота, готового трудиться на благо своей страны.
Заключение
Тема русского космизма слишком объемная и многогранная, чтобы можно было её рассмотреть в рамках реферата. На эту тему пишутся статьи и диссертации, монографии, проводятся федоровские чтения и семинары по проблемам, охватываемым космизмом. Нет вопроса, который не затронули бы в своих работах представители русского космизма: это и история и просвещение и естествознание и космонавтика, музейное, библиотечное дело. Учение Н. Федорова, несшее в себе некоторые элементы фантастичности и утопии, несло, однако и много зерен рациональности. На наш взгляд это следующие моменты:
Человек неразрывно связан с космосом (отсюда и название "космизм"). Он не только может, но и должен использовать энергию космоса, энергию солнца для решения своих насущных проблем.
Идея "воскрешения отцов". На первый взгляд кажется совершеннейшей утопией вместе с идеей преодоления смерти. Однако, развивая эту идею творчески можно, рассматривая её в том числе в педагогической плоскости можно сделать следующие выводы: молодое поколение должно воспитывать в духе уважения к старшему поколению, необходимо сохранять преемственность поколений, творчески изучать опыт предков, применяя его к нашему сложному и меняющемуся миру, воспитывать молодежь в духе любви к земле своих отцов - родине, начиная с родины малой. Разве не этого нам так не хватает на данном этапе развития? Что же касается бессмертия, то наука уже научилась значительно продлять жизнь человека и последнее слово ею еще не сказано.
Идея единения человечества. Осуществляется на данный момент в форме образования разных союзов, международных организаций, нацеленных на решение тех или иных проблем.
Использование вооруженных сил и военных технологий в мирных целях. Примеров тому множество, наиболее яркими являются мирная атомная энергетика, мирный космос, а само явление перехода промышленности с военных на мирные рельсы получило название "конверсия".
Все эти идеи получили развитие в трудах ученых представителей космизма и до сих пор работают на благо всего человечества.
Но наиболее ценным, на наш взгляд, является тот факт, что русский космизм, нацеливая своих последователей и всех людей на решение планетарных и вселенских проблем, остается славным детищем русской культуры, плодом творчества не только космистов, но и всего русского народа.
Литература:
1. Г.В. Железняк Галина Васильевна
Философия космизма: от древности до наших
дней, 2006, интернет ресурс http://planetarium-kharkov.
2. Электронная энциклопедия Википедия, http://ru. wikipedia.org/
3. Мифы народов мира - Энциклопедия под редакцией С.А. Токарева, Советская Энциклопедия, 1992
4. О.В. Шубаро "Космизм русский", Новейший философский словарь под редакцией А.А. Грицанова, 1998, интернет - ресурс, http://terme.ru/dictionary
5. К.Э. Циолковский "Космическая философия", интернет - проект "взлет мысли" - http://www.mai.ru/
6. К.Э. Циолковский "Монизм вселенной", интернет –ресурс, http://alt-future.narod.ru/
7. А.Л. Чижевский "Земля в объятиях солнца", интернет -ресурс http://www.chizhevski.ru/zemla
8. В.И. Вернадский "Несколько
слов о ноосфере" интернет-ресурс http://www.trypillya.kiev.ua/
9. Хуторской А.В. "Философия русского космизма как аксиологический базис отечественного образования" // Труды научного семинара "Философия - образование - общество" / Под ред. В.А. Лекторского. - М.: НТА "АПФН", 2005. (Сер. Профессионал). - Т. II. - С.142-152.
10. В. Н.Демин, В. П. Селезнев "К звездам быстрее света. Русский космизм вчера, сегодня, завтра", , Либроком, 2011 г.,с.113-127