Сходства и отличия человека от животного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:27, доклад

Описание работы

Сходство человека и животного определяется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Человек имеет все признаки класса млекопитающих: внутриутробное развитие, диафрагму, млечные железы, зубы трех родов (коренные, клыки, резцы), три слуховые косточки в среднем ухе и ушные раковины, все системы органов человека сходны с системами органов млекопитающих. В скелете и внутренних органах человекообразных обезьян и человека наблюдается поразительное сходство. Строение уха, глаз, кожи человека очень сходно со строением этих органов у человекообразных обезьян.

Файлы: 1 файл

реферат 2. сходства и отличия человека от животного.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

 
 

Факультет экономики и менеджмента 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  по КСЕ

на тему

     «Сходства и отличия человека и животного»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Курс: I

                                                                     Группа: 782

                                                                     Студентка:

                                                                     Ахмедова А. И.

                                                                     Преподаватель:

                                                                     Скобочкин В.Е.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт - Петербург

2009

 

 

     

     Сходства  и отличия человека и животного.

 

     Сходство  человека и животного определяется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Человек имеет все признаки класса млекопитающих: внутриутробное развитие, диафрагму, млечные железы, зубы трех родов (коренные, клыки, резцы), три слуховые косточки в среднем ухе и ушные раковины, все системы органов человека сходны с системами органов млекопитающих. В скелете и внутренних органах человекообразных обезьян и человека наблюдается поразительное сходство. Строение уха, глаз, кожи человека очень сходно со строением этих органов у человекообразных обезьян. Красные кровяные клетки этих обезьян не разрушаются в человеческой крови, как это происходит с кровью низших обезьян; 4 группы крови, характерные для человека, найдены и у шимпанзе, гориллы и орангутанга; есть общие паразиты (например, головная вошь), общие болезни (грипп, оспа, холера, брюшной тиф и др.); у человекообразных обезьян на пальцах - ногти, а не когти, имеется 12—13 пар ребер, 5—6 крестцовых позвонков, резцов, клыков и коренных зубов столько же, сколько у человека, также обнаружено поразительное сходство хромосомного аппарата. Все это доказывает несомненное родство человека и человекообразных обезьян

     Во-вторых, существует сходство в развитии зародышей человека и животных. Человеческий зародыш, как и животные, начинает свое развитие с оплодотворенного яйца. Оно дробится, образуются ткани и дают начало органам. По многим признакам человеческий зародыш похож на зародыши других позвоночных. У него закладываются жаберные щели, как у зародыша рыб, сердце представляет собой трубку с пульсирующими стенками; есть клоака, как у яйцекладущих. В возрасте 1,5—3 месяцев у человеческого зародыша заметно развит хвостовой отдел позвоночника. Мозг месячного человеческого зародыша состоит из пяти мозговых пузырей, напоминая мозг рыбы. Постепенно большие полушария надвигаются на другие отделы.  На  коре больших  полушарий  появляются извилины мозга, и он, наконец, приобретает присущие человеку формы.

     И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные  органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились  у человека, хотя не нужны ему (например, аппендикс).   У человека имеются  рудиментарные органы ( лат. остаток), которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему. Копчик в скелете человека – рудимент: он состоит из четырех (реже пяти) недоразвитых, сросшихся между собой позвоночников. Потерял свое первоначальное значение червеобразный отросток слепой кишки человека – аппендикс, который у многих млекопитающих принимает участие в переваривании пищи. Во внутреннем углу глаза сохранился рудимент третьего века, хорошо развитого у птиц, пресмыкающихся. Всего у человека насчитывают свыше 90 рудиментов.

     Бывают  случаи рождения людей с атавизмами (лат. – отдаленный предок): с хвостом, густым волосяным покровом тела, дополнительными  сосками. Все эти факты можно  объяснить только происхождением человека от животных.

     По  строению и физиологическим особенностям к человеку ближе других животных стоят человекообразные обезьяны: шимпанзе, гориллы, орангутанг и близкие к ним гиббоны. Человекообразные обезьяны во многом напоминают человека. Они выражают чувства радости, гнева, печали, нежно ласкают детенышей, заботятся о них, наказывают за непослушание. У них хорошая память, высокоразвитая высшая нервная деятельность.

     Однако  и отличия человека от животных фундаментальны. К ним прежде

     всего относится разум. Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того, на что раньше, считалось, способны были только люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и с ними можно вести таким образом диалог. Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Животные обладают только конкретным мышлением: воспринимают внешний мир через раздражения, действующие непосредственно на органы чувств. Обобщать, мыслить отвлеченно от самих предметов, т. е. понятиями о них, обезьяны почти не способны.  мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным.

     Чем выше способность к понятийному  мышлению, тем выше интеллект человека. Этология получает все больше данных о том, что в поведении человека и животного много схожего. Животные испытывают и выражают чувство радости, горя,  гнева, тоски, вины; у них есть любопытство, внимание, память, воображение; они нежно ласкают детенышей, заботятся о них, наказывают за непослушание.

     Тем не менее, остается справедливым, что  хотя животные имеют очень сложные формы поведения и создают изумительные произведения (например, паутина, которую ткет паук), человек отличается от всех животных тем, что до начала работы имеет план, проект, модель постройки. Благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и понимает мир.

     Вторым  главным отличием является то, что  человек обладает речью.

     Опять–таки, у животных может быть развита  система общения с помощью  сигналов (что, кстати, позволило говорить о «цивилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой – у животных) – общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных. В естествознании же, пытающемся выяснить естественные причины человеческих способностей, известна гипотеза происхождения речи из звуков, произнесенных при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Сначала появились корни глаголов, соответствующие определенным видам деятельности, затем другие части слова и речи. Такова суть гипотезы немецкого антрополога М. Мюллера. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум.

     Способность к труду – еще одно фундаментальное  отличие человека от животных. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки в виде орудий для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные

     приспосабливаются к окружающей среде, а человек  преобразует ее, и что в конечном счете труд создал человека.

     Со  способностью к труду соотносятся  еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней (т.е. противопоставление большого пальца кисти остальным). Наконец, еще два характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры – использование огня и захоронение трупов.

     С точки зрения физиологических особенностей отличиями человека от млекопитающих являются: развитие головного мозга (по массе в среднем превышает мозг шимпанзе и гориллы в 3—4 раза), прогрессивное развитие областей мозга, связанных с появлением членораздельной речи, усложнение строения аппарата голосообразования, относительное увеличение мозгового отдела черепа и уменьшение лицевого, редукция волосяного покрова, S-образная форма позвоночника с четырьмя изгибами, расширенная форма таза, сводчатая стопа с расширенным большим пальцем, , развитие специфического для каждого человека узора на пальцах рук.

     Таким образом, чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком.

 
 

Список  используемой литературы:

1) http://www.volnet.ru/

2) http://www.natural-history.ru/

Информация о работе Сходства и отличия человека от животного