Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Концепция современного естествознания".

Файлы: 1 файл

Ответы к зачету по КСЕ.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

Ответы к зачету по КСЕ.

Вопрос 1. Научный метод познания. Всеобщие методы познания. Уровни научного познания.

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте[1]. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

Методы познания по принципу соотношения общего и частного делятся на всеобщие (общечеловеческие), общенаучные (общелогические) и конкретно-научные методы. Также они классифицируются с точки зрения соотношения эмпирических или теоретических знаний на методы эмпирического исследования, методы общие для эмпирического и теоретического исследования, а также – чисто теоретического исследования.

Всеобщие методы познания делятся на диалектические и метафизические. Их называют общефилософскими

Диалектический сводится к познанию действительности в ее целостности, развитии и свойственных ей противоречиях. Метафизический является противоположностью диалектическому, он рассматривает явления, не учитывая их взаимосвязи и процессов изменения по времени. Примерно с середины XIX века метафизический метод вытесняется диалектическим

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях

 

Вопрос 2. Общенаучные методы эмпирического познания, их виды и особенности.

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

  • наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
  • эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
  • измерение - определение отношения измеряемой величины к
  • эталону (например, метру);
  • сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные  теоретические основания — выбор  объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.

Вопрос 3. Общенаучные методы теоретического познания, их виды и особенности.

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

  • анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
  • синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
  • классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
  • абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
  • формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
  • аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
  • моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
  • идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
  • дедукция - движение от общего к частному;
  • индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

 

Вопрос 4. Общенаучные методы, применяемые, как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях научного познания, их виды и особенности.

Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая  логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все эмпирические о теоритические методы познания— это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).

Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы:

  • метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами;
  • диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

Абсолютизация одного метода как единственно верного  называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой.

Вопрос 5. Естественно научная и гуманитарная культуры. Фундаментальные и прикладные естественные науки.

Культура появилась  одновременно с самим человеком, и первыми культуральными явлениями  стали орудия труда, созданные нашими далекими предками.

Культура это  единое, сложное, комплексное явление  человеческой природы, которое условно (по степени преобладания духовной или материальной составляющих) часто  делят на гуманитарную и естественнонаучную культуры.

Вряд ли сегодня кто-либо сможет описать все разнообразие культурных ценностей, достигнутых и достигаемых человечеством. Можно выделить лишь некоторые наиболее значимые области культуры человека на сегодняшний день. Подобное деление условно, спорно и во многом зависит от взглядов конкретного человека. Например, музыка для композитора – гуманитарная деятельность, а для Страдивари или Гварнери – технологическая (естественнонаучная).

Наличие в единой человеческой культуре двух разнородных типов  культуры (естественнонаучной и гуманитарной) стало предметом философского анализа еще в XIX веке, в пору формирования большинства наук о проявлениях человеческого духа (религиоведения, эстетики, теории государства и права). Впервые проблема различения "наук о природе" и "наук о духе" была поставлена во второй половине XIX века такими философскими направлениями, как неокантианство (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) и "философия жизни" (Вильгельм Дильтей).

Взаимоотношения этих двух культур достаточно сложны. А. Койре  был одним из первых ученых, обративших в начале XX века внимание на то, что  после некоторого этапа развития общества возникли два мира - "мир  науки" (мир количества, воплощенного в геометрии) и "мир качества" (в котором мы живем). В мае 1959 г. в Кембриджском университете (Англия) известный английский писатель и ученый Чарлз Перси Сноу прочитал лекцию "Две культуры и научная революция", которая вызвала продолжительную и острую научную дискуссию, охватившую многие страны и всколыхнувшую самые разные слои интеллигенции. Он говорил, что в мире существует две культуры - естественников и гуманитариев (вспомним деление на "физиков" и "лириков" в 60-70-х годах XX века). Между ними образовалась пропасть, которая все время углубляется и расширяется, так как духовное и физическое необъединимы. Главная мысль лекции сводилась к утверждению о том, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой, так называемой "научной культурой", производной от научно-технического прогресса XX века растет с каждым годом катастрофический разрыв. В результате ширящегося взаимонепонимания между учеными и "литературными интеллектуалами", переживающими трагедию отчуждения в современном мире, все более возрастает их прямая враждебность. Поэтому, заявил Сноу, все мы одиноки. "Любовь, сильные привязанности, творческие порывы иногда позволяют нам забыть об одиночестве, но эти триумфы – лишь светлые оазисы, созданные нашими собственными руками, конец же пути всегда обрывается во мраке: каждый встречает смерть один на один". Более того, вражда так называемых "двух культур", по мнению Сноу, может вообще привести к гибели человеческой культуры, если не принять радикальных мер для реорганизации образовательной системы, в частности, мер, дающих возможность сблизиться уже теперь страдающим от излишнего практицизма физикам и проникнутым антиобщественными настроениями индивидуалистам-интеллектуалам. Так в чем различаются эти две ветви общечеловеческой культуры?

Гуманитарная  культура

Гуманитарная культура в  современном понимании – мировоззрение  Человека, воплощенное практически  и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир  можно вообразить в сознании. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный исключительно субъективным (личностным) сознанием человека и общества. Это мораль, религия, искусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное.

Естественнонаучная культура

Естественнонаучная культура в современном понимании –  мировоззрение Человека, воплощенное  практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир существует вне нашего сознания. По-другому, это универсальный  комплекс материальных и духовных ценностей, созданный человеком на основе объективно (хотим мы этого или нет) существующих явлений Природы. Это наука (методы, теории, гипотезы, законы и т.д.), промышленность (заводы, транспорт, связь и т.д.), архитектура, сельское хозяйство, медицина, быт и т.п., что входит в понятие материальное.

Сходство и  различие гуманитарной и естественнонаучной культур

Сходство и различие этих оттенков общечеловеческой культуры с  одной стороны очевидны, с другой – совершенно неявны. Действительно гуманитарная культура человеческого общества всегда опирается на материальные возможности (например, краски – техническое средство). Естественнонаучная культура вряд ли возможна без гуманитарного начала, хотя бы морали. Например, уничтожение части человечества (неизлечимо больных и т.п.) может быть полезно с точки зрения выживания человечества, но аморально по гуманитарным соображениям.

Существующих различий достаточно много, но можно выделить следующие  основные принципы-антиподы:

1. Мнение – реальность (у гуманитариев мнение (хорошо или плохо), у естественников есть реальность, а ее оценка вторична);

2. Процесс – наблюдение (гуманитарий вносит в любой  процесс элемент искусственности,  естественник лишь наблюдает  (описывает) реальность);

3. Образы – термины и числа (гуманитарная культура опирается на язык образов, естественнонаучная – на язык терминов и чисел);

4. Объяснение – понимание  (у гуманитариев явления личностны  (Я так понимаю), у естественников  безличностны (Есть, так как есть));

5. Генерализация – индивидуализация (естественники выделяют общее в вещах, гуманитарии ищут в них неповторимость, уникальность);

6. Отношение к ценностям  (у естественников ценность истинна  как объективная повторяемость  (диктатура фактов), у гуманитариев  преобладает аргументация под заранее сделанный выбор (так должно быть);

7. Антропоцентризм (у естественников  человек – часть природы, у  гуманитариев человек – центр  Вселенной);

8. Идеологическая  нейтральность – нагруженность  (естественник ищет истину, гуманитарий нагружен идеологией, а поэтому стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес);

9. Субъектно-объектное  отношение (в области естествознания  субъект (человек) и объект  познания (природа) строго разделены,  в сфере гуманитарной субъект  (человек) и объект познания (общество) частично совпадают);

10. Количество  – качество (естествознание опирается  на экспериментально-математические  методы, гуманитарные науки в  большей степени оперируют качественными  показателями, тем более с учетом  моральных запретов);

11. Устойчивость - подвижность объекта (по сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны (атом всегда атом), социальное постоянство исторически кратковременно);

Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"