Билеты по обществознанию
МБОУ Дорогобужская
СОШ №2
9 класс
2012-2013уч.г.
Билет № 1
1. Религия,
её роль в жизни современного
общества.
2. В России
в процессе перехода к рыночной
экономике разрыв между теми,
кто разбогател, и теми, кто обеднел,
резко увеличился. В результате 10%
самых богатых в 1993 г. получили
около 40% общего дохода населения
страны. Каковы причины этого?
Какие экономические меры социальной
поддержки населения с низкими
доходами использует государство?
Билет № 2
1. Власть. Роль
политики в жизни общества.
2. Люди, жившие
в первой половине ХХ века,
не знали ни телевизора, ни
мобильного телефона, ни стиральных
машин. А для их детей и
внуков все это, как и сверхзвуковые
самолёты, кондиционеры, персональные
компьютеры, стало частью обычной
жизни. Какие выводы о развитии
науки и образования можно
сделать из этих фактов?
Билет
№ 3
1. Право,
его роль в жизни государства
и общества.
2. Испанский
социолог М. Кастельс вывел следующую
формулу постиндустриального общества:
«Я думаю, следовательно, я произвожу».
Какую черту этого общества постарался
выразить учёный? Чем ещё характеризуется
данное общество?
Билет № 4
1. Наука в
жизни современного общества.
2. Для приобретения
компьютера несовершеннолетний
гражданин П. решил продать
в антикварный магазин дорогую
старинную вазу, доставшуюся ему
по наследству. При совершении
сделки владелец магазина попросил
предъявить завещание и паспорт,
после чего выдал подростку
деньги за приобретенную у
него вещь. Узнав о совершенной
сделке, родители подростка подали
в суд на владельца магазина.
Какое решение должен вынести
суд по данному делу? На
статьи какого кодекса будет
опираться суд при вынесении
решения?
Билет № 5
1. Политический
режим. Демократия.
2. «Каждому
человеку должно быть предоставлено
равное право преследовать свою
выгоду, и от этого выигрывает
всё общество» - так сформулировал
основной принцип рыночной экономики
учёный А. Смит. Раскройте смысл
этого утверждения и аргументируйте
его.
Билет № 6
1. Правоохранительные
органы в Российской Федерации.
2. Русский
философ И.А. Ильин считал, что
необходимо «научить народ самостоятельно
думать о государственной жизни,
понимать её задачи и самостоятельно
действовать во имя её целей».
Нужно ли это делать в наше
время? Если такую задачу не
решать, то каковы будут последствия
этого? Объясните ваш ответ.
Билет № 7
1.Конституция
Российской Федерации о правах
и свободах человека и гражданина.
Конституционные обязанности граждан.
2. Государство
или правительство должно гарантировать
осуществление прав и свобод
человека? Объясните свой выбор
ответа.
Билет № 8
1. Экономика
и её роль в жизни общества.
2. Прочитай
отрывок из работы современного
социолога. «Родители и дети
не могут и не должны быть
равноправны в материальном плане.
У родителей должна быть власть
над детьми – это во всеобщих
интересах. И всё же их отношения
должны в принципе носить характер
равноправия. В демократической
семье власть родителей основывается
на неписанном соглашении». Как ты понимаешь
слова автора о том, что власть родителей
над детьми отвечает всеобщим интересам?
Чьи интересы, кроме интересов детей и
родителей, здесь подразумеваются? Каким,
на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое
автором «неписаное соглашение» между
родителями и детьми?
Билет № 9
1. Экономические
системы и собственность. Право
собственности.
2. Французский
писатель Антуан де Сент-Экзюпери
однажды написал: «Глина, из которой
ты слеплен, высохла и затвердела,
и уже никто на свете не
сумеет пробудить в тебе уснувшего
музыканта, или поэта, или астронома,
который, быть может, жил в
тебе когда-то». Установи связь
между мнением писателя и тем,
что ты изучил в курсе обществознания
о развитии способностей человека.
Что необходимо человеку сказать,
чтобы стать музыкантом, поэтом,
художником, учёным?
Билет № 10
1. Понятия
«гражданское общество» и «правовое
государство».
2. «Общество существует ради
сильного государства» или «сильное
государство надежно служит обществу»?
Какое утверждение из двух
представленных в вопросе вы
считаете верным и почему?
Билет № 11
1. Социальные
конфликты, пути их решения.
2. Для
удовлетворения жизненных потребностей
человека необходимы деньги. Джек
Лондон однажды написал: «Больше
денег – больше жизни». Предположите,
какие аргументы и какие контраргументы
могли бы выставить защитники и противники
этой точки зрения.
Билет № 12
1. Органы
государственной власти Российской
Федерации.
2. Для приобретения компьютера
несовершеннолетний гражданин П.
решил продать в антикварный
магазин дорогую старинную вазу,
доставшуюся ему по наследству.
При совершении сделки владелец
магазина попросил предъявить
завещание и паспорт, после
чего выдал подростку деньги
за приобретенную у него вещь.
Узнав о совершенной сделке, родители
подростка подали в суд на
владельца магазина. Какое решение
должен вынести суд по данному
делу? На статьи какого кодекса
будет опираться суд при
вынесении решения?
Билет № 13
1. Семья как
малая группа.
2. Сравните
две позиции, два приоритета
в экономической политике государства:
1) максимально полное вытеснение
из сферы регулирования экономических
отношений, уменьшение числа его
функций, полная свобода рынка
и цен; 2) возрастание роли государства
в регулировании экономических и
социальных процессов. Какую позицию вы
бы поддержали? Можно ли учесть обе позиции
и добиться компромисса? Аргументируйте
ваш ответ.
Билет № 14
1. Социальные
ценности и нормы. Мораль.
2. Учёные сделали попытку изучить
воздействие различных факторов
повышения производительности труда
на рост объёмов производства.
Согласно их оценкам около
30% этого роста происходит за
счет технического прогресса.
Назовите другие факторы, которые
обеспечивают повышение производительности
труда.
Билет № 15
1. Социальная
структура общества.
2. Среди ответов
учащихся 9-го и 11-го классов
на вопрос о том, что такое
гуманность, были. Например, такие: «Гуманность
– это когда человек болеет
за всё»; «Когда человек не
перекладывает все на других»;
«Гуманность – это когда человек
себя уважает и других, верит
в силы добра»; «Это лучшее
из человеческих качеств, когда
в любой ситуации этот человек
– в лучшем смысле человек».
Раскрывает ли каждое из этих
высказываний смысл понятия «гуманизм»?
Объясните ваши выводы. Изложите
ваше понимание гуманизма.
Билет № 16
1. Межличностные
конфликты, их конструктивное
разрешение.
2. Гражданка
М. приобрела в магазине красивые
и дорогие осенние сапоги. Во
время покупки товара хозяин
небольшого бутика уверял, что
сапоги сделаны из натуральной
кожи. Однако через два месяца
носки у гражданки М. началась
аллергия. Обратившись к специалистам,
она узнала, что причиной аллергии
были сапоги, сделанные из синтетических
материалов. Приведите признаки, доказывающие,
что продавец – хозяин магазина
совершил правонарушение. Назовите
вид правонарушения и объясните,
почему это нарушение относится
именно к данному виду.
Билет № 17
1. Понятия
«правовая норма» и «нормативно-правовой
акт». Отличия правовой нормы
от норм морали.
2. Слово «школа»
по-гречески буквально «досуг»,
и у древних греков школой
считались свободные от обязанностей
занятия, развлечения, игры. Разнообразие
таких занятий считалось основой
развития личности. Как вы думаете,
почему древние греки уделяли
такое внимание игре? Как влияет
игра на развитие человека? В
чём её особенности как формы
деятельности?
Билет № 18
1. Экономические
цели и функции государства.
2. Гражданка
К. оплатила обучение на курсах
иностранного языка, но из-за
болезни педагога занятий было
проведено меньше, чем это было
предусмотрено по учебному плану,
и программа курса не была
пройдена. Гражданка К. решила
вернуть свои деньги и подала
заявление в суд. Нормы какой отрасли
станут основанием при рассмотрении дела
в суде? Приведите два аргумента, подтверждающие
ваш ответ.
Билет № 19
1. Налоги, уплачиваемые
гражданами.
2. Председатель
Конституционного суда Российской
Федерации В.Д. Зорькин считает: «Любая
демократическая конституция создаётся
для граждан и для властей, но по-разному.
Конституция призвана гарантировать права
и свободы граждан. Что касается любой
из властей, она должна ограничить их свободу
действовать «по усмотрению по отношению,
как к гражданам, так и к другим властям.
Конституция в отличие от других законов
нуждается в гарантиях повышенной стабильности,
в защите от частых (и не всегда оправданных)
изменений, зачастую диктуемых политическими
устремлениями».
Сформулируйте
главные идеи текста. Опираясь на знания
курса, объясните, почему конституция
нуждается в гарантиях повышенной
стабильности.
Билет № 20
1. Личность.
Межличностные отношения.
2. Определите,
о каком виде юридической ответственности
идёт речь в перечисленных
случаях: а) ответственность наступает
только за совершение преступления.
Реализуется ответственность в
наиболее жёсткой форме государственного
принуждения – лишения свободы;
б) ответственность выражается
в таких мерах, как выговор,
строгий выговор, увольнение и
др.; в) ответственность выражается
в возложении на виновного
обязанности возместить причинённый
им имущественный вред. Приведите
примеры правонарушений, за которые
последует соответствующий вид
юридической ответственности.