Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:03, реферат
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Концепции современного естествознания".
Вопрос 11. Биохимическая эволюция. теория Опарина.
В 1923 году советским биохимиком Алексеем Опариным была разработана теория биохимической эволюции.
Основу этой теории составляла
идея о том, что миллиарды лет
назад при формировании планеты
первыми органическими
Соединения углеводорода
с другими химическими
Органические вещества, постепенно накапливаясь в океане, создавали прочные молекулярные связи, которые были устойчивы к разрушающему действию ультрафиолетового излучения.
Позднее теория биохимической
эволюции получила развитие в трудах
английского учёного Джона
Белковые соединения в
«первичном бульоне» притягивали и
связывали молекулы жиров и воды,
что позволяло жирам
В дальнейшем поглощая из окружавшей среды белковые вещества, структура коацерватов усложнялась, и они стали похожи на примитивные, но уже живые клетки, а химические соединения внутреннего состава позволяли им расти, видоизменяться, осуществлять обмен веществ и размножаться.
Теория биохимической эволюции, важным этапом которой явилось формирование мембранной структуры, предполагала, что с появлением мембраны ускорился процесс упорядочения и усовершенствования метаболизма, а дальнейшее усложнение обмена веществ происходило с помощью катализаторов.
Вопрос 12. Белки и нуклеиновые кислоты.
Нуклеиновая кислота — высокомолекулярное органическое соединение, образованное остатками нуклеотидов. Нуклеиновые кислоты ДНК и РНК присутствуют в клетках всех живых организмов и выполняют важнейшие функции по хранению, передаче и реализации наследственной информации. Нуклеиновые кислоты состоят из остатков фосфорной кислоты, сахаров и азотистых оснований.
Нуклеиновые кислоты хорошо
растворимы в воде, практически не
растворимы в органических растворителях.
Очень чувствительны к действию
температуры и критическим
Полимерные формы нуклеиновых кислот называют полинуклеотидами. Цепочки из нуклеотидов соединяются через остаток фосфорной кислоты (фосфодиэфирная связь). Поскольку в нуклеотидах существует только два типа гетероциклических молекул, рибоза и дезоксирибоза, то и имеется лишь два вида нуклеиновых кислот — дезоксирибонуклеиновая (ДНК) и рибонуклеиновая (РНК).
Белки́ (протеины, полипептиды) — высокомолекулярные органические вещества, состоящие из соединённых в цепочку пептидной связью альфа-аминокислот.
Функции белков:
Вопрос 13. Строение и роль ДНК в передаче генетической информации.
Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) — макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов. Основная роль ДНК в клетках — долговременное хранение информации о структуре РНК и белков.
Полимер ДНК обладает довольно сложной структурой. Нуклеотиды соединены между собой ковалентно в длинные полинуклеотидные цепи. Эти цепи в подавляющем большинстве случаев попарно объединяются при помощи водородных связей во вторичную структуру, получившую название двойной спирали. Остов каждой из цепей состоит из чередующихся фосфатов и сахаров.
Каждое основание на одной из цепей связывается с одним определённым основанием на второй цепи. Такое специфическое связывание называется комплементарным. Пурины комплементарны пиримидинам: аденин образует связи только с тимином, а цитозин — с гуанином.
Вопрос 16. Уровни организации живых систем.
Молекулярный уровень. Молекуля
Клеточный уровень. Клетка является основной самостоятельно функционирующей элементарной биологической единицей, характерной для всех живых организмов. У всех организмов только на клеточном уровне возможны биосинтез и реализация наследственной информации. Клеточный уровень у одноклеточных организмов совпадает с организменным.
Тканевый уровень. Совокупность клеток с одинаковым типом организации составляет ткань. Тканевый уровень возник вместе с появлением многоклеточных животных и растений, имеющих различающиеся между собой ткани. Большое сходство между всеми организмами сохраняется на тканевом уровне.
Органный уровень. Совместно функционирующие клетки, относящиеся к разным тканям, составляют органы. Всего лишь шесть основных тканей входят в состав органов всех животных и шесть основных тканей образуют органы у растений.
Организменный уровень. На организменном уровне обнаруживается чрезвычайно большое многообразие форм. Разнообразие организмов, относящихся к разным видам, а также в пределах одного вида, объясняется не разнообразием дискретных единиц низшего порядка - клеток, тканей, органов, а усложнением их комбинаций, обеспечивающих качественные особенности организмов.
Популяционно-видовой уровень.
Биоценотический уровень. Биогеоценозы – исторически сложившиеся устойчивые сообщества популяций различных видов, связанных между собой и окружающей средой обменом веществ, энергии и информации.
Биосферный уровень. Биогеоцено
Вопрос 17. Концепция Вернадского о биосфере. Учение о живом и неживом веществе.
Живое вещество определяется как совокупность живых организмов. Кроме животных и растений В.И. Вернадский включил сюда и человечество.
В частности, создание новых видов культурных растений и домашних животных. Без человека эти новые виды либо угасают, либо погибают.
Вернадский В.И. считал важными и неоцененными ранее два фактора, которые характеризуют живые тела.
1) Открытие Пастера, которое заключается в следующем:
аминокислоты, содержащиеся в живом организме (животных, растениях, вирусах), являются левовращающими плоскость поляризации (оптически активными), хотя в природе встречаются и правого вращения. Обе формы почти одинаковы и отличаются пространственной конфигурацией. Одна является зеркальным отражением другой.
2) Влияние живых организмов на
энергетику биосферы и на
Живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны.
Вернадский искал ответ на вопрос о существовании начала жизни. Если есть, то где его искать – на Земле или в Космосе. Может ли возникнуть живое из неживого?
Вернадский рассматривал наиболее интересные точки зрения и пришел к заключению, что убедительного ответа на эти вопросы пока нет.
Несмотря на некоторые противоречия, учение Вернадского о биосфере представляет собой новый крупный шаг в понимании не только живой природы, но и ее связи с исторической деятельностью человечества.
Вопрос 18. Переход от биосферы к ноосфере.
Французский математик и философ П. Леруа ввел понятие ноосферы, или сферы, как облекающей земной шар идеальной «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания. Вернадский внес в термин материалистическое содержание: Hоосфера – новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, становится крупнейшей силой и начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли.
Концепция Вернадского впервые привела все известные эмпирические факты в систему, которая объясняет, какие факторы способствовали переходу от биосферы к ноосфере. Признается решающая роль труда, человеческой деятельности и мысли в эволюции биосферы и в изменении всей земли.
Влияние человека на биосферу приводит к возникновению новых видов растений и животных, постоянно увеличивается количество земного живого вещества в биосфере за счет расширения посевных площадей и интенсификации земледелия.
Вопрос 19. Эволюционная теория Ламарка.
Эволюционная теория возникла в результате неоднократных попыток ученых объяснить целесообразность в живой природе. Смысл этого понятия заключается в том, что органы и части тела всех живых существ на земле, мельчайшие детали их структур как бы созданы для выполнения определенной цели. Порой совершенство этих структур наводит на мысль о некоем создавшем их разумном начале.
Первым по времени было теологическое объяснение приспособленности. Все виды животных и растений созданы богом в первую неделю существования Вселенной.
Второе объяснение органической целесообразности называется телеологическим. Оно ведет начало от Аристотеля. Согласно Аристотелю, форма какого-либо органа – конечная цель и вместе с тем сила, осуществляющая эту цель. Учение Аристотеля – смесь идеалистических и материалистических взглядов.
Все последующие попытки объяснить процессы развития в природе были телеологичны и сводились к возникновению целесообразности у организмов путем прямого, направленного влияния внешней среды.
Вопрос 20. основные принципы эволюционной теории Дарвина. Изменчивость, наследственность и естественный отбор.
Дарвин и его последователи к основным факторам эволюции относили изменчивость, наследственность и естественный отбор, связанный с борьбой за существование.
1. Изменчивость
Дарвин установил, что изменчивость является неотъемлемым свойством всего живого. Он определил изменчивость, которая может передаваться по наследству как «неопределенную», т.е. ненаправленную.
Однако имеет место и другая изменчивость – «определенная», приспособительного характера (изменения такого типа называются «модификациями»).
Мендель установил, что признаки организмов можно разделить на две группы – доминантные и рецессивные. Проявлялись они при скрещении. Например, желтый цвет горошин подавляет зеленый цвет. Во втором поколении зеленый цвет возникает в 25 % случаев. Гениальность Менделя заключалась в том, что он истолковал полученный факт абсолютно правильно. Один признак организм получал от отца, другой – от матери. Наследственные факторы организмов распределяются в потомстве случайно.
3. Естественный отбор
Отбор является направленным процессом. Он осуществляет обратную связь между условиями обитания и генофондом популяции, накладывает печать полезности на происходящие в популяции изменения.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Концепции современного естествознания"