Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:58, доклад
Научная картина мира - это целостная система представлений об общих
свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения
основных естественнонаучных понятий и принципов.
Современная научная картина мира возникла в рамках естествознания,
и поэтому называется естественнонаучной. Она является результатом синтеза
Становление современной естественнонаучной картины мира
Научная картина мира - это целостная система представлений об общих
свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения
основных естественнонаучных понятий и принципов.
Современная научная картина мира возникла в рамках естествознания,
и поэтому называется естественнонаучной. Она является результатом синтеза
систем мира древности, античности, гео- и гелиоцентризма,
механистической, электромагнитной картин мира и опирается на научные
достижения современного естествознания.
Хотя естественнонаучная картина мира формируется из достижений и
результатов познания наук о природе – естествознания, но картина мира в
целом дополняется важнейшими концепциями и принципами общественных
наук.
Современная научная картина мира сложилась практически целиком на
основании достижений науки ХХ в. и включает в себя: знания об истории и
устройстве Вселенной, о пространстве и времени, физическом вакууме,
элементарных частицах, взаимодействиях, микромире, понятие живого,
устройстве живых организмов, генах и ДНК, эволюции живых организмов,
уровнях организации жизни, о человеке. Так, теория относительности
радикально изменила наше понимание пространственно-временных
отношений.
Имеются все основания для того, чтобы сказать, что не в одном из прошлых
столетий наше понимание мира не претерпело столь значительных
изменений в результате развития науки. Сейчас все осознают огромное
значение науки не только для практической деятельности, но и для духовной
жизни, для формирования современного мировоззрения.
Наиболее характерной чертой современной естественнонаучной
картины мира является ее эволюционность. Эволюция происходит во всех
областях материального мира в неживой природе, живой природе и
социальном обществе. Во многих областях нашей жизни прогрессивное
развитие налицо.
В настоящее время мы должны признать большую зависимость
человека от многих технических средств, в том числе от компьютера.
А обретение зависимости в результате научно-технического прогресса
заставляет усомниться в его безусловности. Сегодня пессимистических
прогнозов будущего, которое ожидает человеческое общество, становится
все больше. Однако, несмотря на гигантские успехи распространения
образования и развития науки, человечество не избавилось от проблем и их
даже не стало меньше. Широкое применение науки и техники раскрыло не
только их огромные созидательные возможности, но и продемонстрировало
всем, что они могут быть использованы и против человека.
Современную науку традиционно принято подразделять на три
взаимосвязанных блока – естественнонаучный, изучающий законы природы,
технический, создающий приборы, инструменты и машины для познания
природных явлений и облегчения человеческого бытия, и гуманитарный,
изучающий законы развития человеческого общества. Дифференциация
(разделение) наук сложилась исторически и была обусловлена трудностью
одновременного познания всего окружающего мира и огромным потоком
информации, захлестнувшим человечество в течение последних двух веков.
До недавнего времени было принято противопоставлять естественнонаучную
и гуманитарную культуру, их считали антиподами, находили
принципиальные различия.
Но природа едина, человек принадлежит и природе, и обществу,
поэтому в ХХ веке все очевиднее становилась надуманность такого
противопоставления, и к концу ушедшего столетия наметилась
противоположная тенденция, направленная на интеграцию (объединение)
наук.
Мир коренным образом изменился. Нет практически ни одной важной
для человеческой цивилизации проблемы, которая имеет решение в
национальном масштабе. Глобальные проблемы – это комплекс острейших
социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом. Сегодня, под
действием идей саморазвития, глобализации и информатизации общества
складываются тенденции, направленные на формирование новой научной
картины мира.
В настоящее время весьма актуальным является то, что научная
картина мира взаимосвязана с картиной жизни и картиной человека,
отражающими системное отношение личности к миру. И это подтверждает ее
непосредственную взаимосвязь и с наукой, и с бытием современного
человека.
В XX в. стало
очевидным заблуждение философии и науки Нового времени, по которому
человек является неким независимым, самодостаточным объектом,
находящимся вне природы, никак с ней не связанным и поэтому могущим
делать все, что угодно по отношению к ней. Теперь совершенно понятно, что,
будучи одним целым с природой, человек, вредя ей, наносит вред и самому
себе, истребляя природу, он идет к самоуничтожению.
Обратная сторона прогресса заключается не только в ослаблении и
деградации человеческой природы. Она выражается также в крайне
отрицательном воздействии технических достижений цивилизации на
окружающую среду, которое имеет планетарный масштаб. Что представляют
собой все созданные человеком технические приспособления? Вернее, из
чего сделано все то, что повседневно нас окружает? Города и машины,
дороги и мосты, сложные приборы и космические корабли, а также многое
другое сделано из природного (естественного) материала (сырья). Все,
созданное человеком, - это преобразованная им природа. Это древесина,
металлы, уголь, нефть, газ и другие природные богатства, которые в
результате человеческой деятельности стали жилищами, заводами, станками,
кораблями, паровозами и всеми прочими объектами цивилизации.
Как известно, старая техника со временем изнашивается и заменяется
новой. Поэтому человек вынужден постоянно создавать новые технические
приспособления. Но ведь для этого требуются новые материалы и источники
сырья. Получается, что мы постоянно берем их у природы, ничего не отдавая
ей взамен.
Осмысление данных проблем дает возможность определить способы и
средства их решения, поскольку нерешенность глобальных проблем может
привести в будущем к серьезным, возможно, необратимым последствиям для
человека.
Справедливости ради, следует отметить, что в настоящее время в
обществе отмечается неизменное повышение интереса к названным
проблемам. Озабоченность вызывается исчерпанием невозобновимых
ресурсов, загрязнением окружающей среды отходами промышленности и
быта, изменение природных ландшафтов. Но наряду с этим человечество
постепенно приходит и к осмыслению единства и структурной сложности
мироздания, отказывается от противопоставления природы и общества.
Информация о работе Современная естественнонаучная картина мира