Современная картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 21:46, реферат

Описание работы

В древности природа исследовалась силой ума, а опыты игнорировались. Научные обобщения строились на начальных обобщениях, и в красочных картинах мира мирно уживались реальность и вымысел, который сейчас кажется несовместимым с мудростью древних. Однако многое в представлениях древних мистиков было верным и современные люди так или иначе порой возвращаются к тому, что казалось смешным и нелепым еще десятилетия назад.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………….…………………………2
2. Представления древних
2.1.Фалес………………………………………………………………………....…3
2.2. Анаксимандр………………………………………………………...…….3
2.3. Анаксимен………………………………………….…………………...…..5
3. Современная картина мира………………….……………………………7
4. Заключение………………………………………………………………………..13
5. Список литературы…………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

REFERAT_PO_KSE.docx

— 32.84 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1.  Введение………………………………………………….…………………………2

2.  Представления древних

2.1.Фалес………………………………………………………………………....…3

2.2. Анаксимандр………………………………………………………...…….3

2.3. Анаксимен………………………………………….…………………...…..5

3.  Современная картина мира………………….……………………………7

4.  Заключение………………………………………………………………………..13

5.  Список литературы…………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

              В каждый период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает мир с той истинностью, которая доступна человеку. Кроме этого картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой не доказано, но есть некоторые представления и гипотезы, которые в будущем могут быть доказаны, а может быть и нет.

В древности природа исследовалась силой ума, а опыты игнорировались. Научные обобщения строились на начальных обобщениях, и  в красочных картинах мира мирно уживались реальность и вымысел, который сейчас кажется несовместимым с мудростью древних. Однако многое в представлениях древних мистиков было верным и современные люди так или иначе порой возвращаются к тому, что казалось смешным и нелепым еще десятилетия назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Представления древних.

Древние мыслители часто оказывались мистиками и по-своему искали единое в многообразии окружающего мира.

2.1.Фалес Милетский.

 Фалес  отожествлял с “душами” действующие  в мире силы. Фалес полагал, что  душа  разлита  во  всем  сущем. Фалес  рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Пример и доказательство всеобщей  одушевлённости  Фалес  видел  в  свойствах магнита и янтаря;  так  как  магнит  и  янтарь  способны  приводить  тела  в движение, то, следовательно, они имеют душу. Фалес  учил, что все знания надо сводить к единой основе - душе.

Земля, с точки зрения философа, держится на воде и окружена со  всех  сторон океаном.  Она  пребывает  на  воде,  как  диск  или  доска,   плавающая   на поверхности водоёма.

Фалесу  принадлежит  попытка  разобраться  и  в  строении  окружающей  Землю вселенной, определить, в каком порядке  расположены  по  отношению  к  Земле небесные светила: Луна, Солнце, звёзды. И в этом вопросе Фалес  опирался  на результаты вавилонской науки. Но ему представлялся порядок  светил  обратный тому, что существует в действительности:  он  полагал,  что  ближе  всего  к  Земле находится так называемое небо неподвижных  звёзд,  а  дальше  всего  – Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями.

2.2.Анаксимандр

Другой мыслитель древности  Анаксимандр - ученик и последователь Фалеса. Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия "архэ", то есть   до первоначала, субстанции, того, что лежит в основании всего сущего. 

Анаксимандр первоначалом всего сущего считал “апейрон” - некое бесконечное и неопределенное начало. Все состоит из алейрона и из него возникает, апейрон все из себя производит сам. Находясь во вращательном движении, апейроны выделяет противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Затем в центре собирается как самое тяжелое земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами. Происходит взаимодействие между водой и огнем, воздухом и огнем. Под действием небесного огня часть воды испаряется, и земля выступает частично из мирового океана. Так образуется суша. Небесная сфера разрывается на три кольца, окруженных воздухом. Это, говорил Анаксимандр, как бы три обода колеса колесницы , полые внутри и наполненные огнем. Эти кольца невидимы с земли. В нижнем ободе множество отверстий, сквозь которые просматривается заключенный в нем огонь. Это звезды. В среднем ободе одно отверстие. Это Луна. В верхнем также одно. Это Солнце. Отверстия способны полностью или частично закрываться. Так происходят солнечные и лунные затмения. Сами ободы вращаются вокруг Земли. С ними движутся и отверстия. Так Анаксимандр объяснял видимые движения звезд, Луны, Солнца. Он искал даже числовые отношения между диаметрами трех космических ободов или колец. Эта картина мира неверна. Но поражает в ней полное отсутствие богов, божественных сил, смелость попытки объяснить происхождение и устройство мира из внутренних причин и из одного материально-вещественного начала. Во-вторых, здесь важен разрыв с чувственной картиной мира. То, как мир нам является и то, что он есть, не одно и то же. Мы видим звезды, Солнце, Луну, но не видим ободов, отверстиями которых звезды, Луна и Солнце являются. Мир чувств должен быть исследован, он лишь проявление действительного мира. Наука должна пойти дальше непосредственного созерцания.

Анаксимандру принадлежит также первая глубокая догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на сушу и сбросили с себя чешую, став сухопутными животными. От животных произошел человек. В общем все это верно. Правда, у Анаксимандра человек произошел не от сухопутного животного, а от морского. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри морской громадной рыбы. Родившись взрослым , человек вышел на сушу.

2.3.Анаксимен.

Анаксимен - ученик и последователь Анаксимандра.

 Апейрон как воздух. Не удержавшись на высоте абстрактного мышления Анаксимандра, Анаксимен нашел первоначало всего сущего в самой бескачественной из четырех стихий - в воздухе. Анаксимен называет воздух беспредельным, т. е. апейрос. Так апейрон превратился из субстанции в ее свойство. Апейрон - свойство воздуха.

Анаксимен сводил все формы природы к воздуху. Все возникает из воздуха через его разрежение и сгущение. Разрежаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь,- ветром, облаками, водой, землей и камнем. Анаксимен подошел здесь к диалектической идее превращения количественных изменений в качественные. Разрежение он связывал с нагреванием, а сгущение - с охлаждением. Это, конечно, неверно. Поскольку дыхание теплое, ему казалось, что воздух при выдыхании разрежается и оттого теплеет.

Анаксимен думал, что Солнце - это земля, которая раскалилась от своего быстрого движения.

Земля и небесные светила парят в воздухе. Земля при этом  неподвижна, а другие светила движутся воздушными вихрями.

Первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, насколько нам известно, мало говорили о душе, о сознании. Фалес связывал душу со способностью к самодвижению. Магнит, говорил он, имеет душу, потому что он притягивает железо. Тем более ценно то немногое, что мы находим по этому вопросу у Анаксимена. Завершая построение единой картины мира, Анаксимен видел в беспредельном воздухе начало и тела, и души. Душа воздушна.

Анаксимен исправил ошибку Анаксимандра и поместил звезды далее Луны и Солнца. Состояние погоды он связывал с активностью Солнца.

Даже Аристотель, создавший довольно верную материалистическую картину мира, создавал нечто, что создало этот мир. Бог у Аристотеля безличен, но он не смог обойтись без него, так как невозможно было объяснить движение звезд, планет, Луны и Солнца. Согласно Аристотелю, все небесные тела прикреплены к сферам, и движутся не сами тела, а эти эфирные сферы. Первую сферу движет Бог, на ней находятся звезды, а ее движение передается другим сферам все ниже и ниже, вплоть до Земли, где вследствие несовершенства подлунных элементов совершенное круговое движение распадается на множество несовершенных.

 

Более этого, древние люди воспринимали процесс жизни в виде нагромождения событий, а действительность управлялась некими силами. Мифы создавали картины мира исходя из фантастических идей, абстрагированных понятий о космосе, пространстве и времени. Четыре стороны света и три слоя мироздания - небо, земля и преисподняя давали в сумме священную семерку. Космос представлялся возникшим из хаоса, боги, помещенные на небо, инициировали обряды. Рациональные знания древних, включавшие в себя календарно-астрономические и математические представления, биологические, медицинские, географические, исторические сведения  причудливо переплетались с вымыслами. Из тех далеких времен пришла идея о том, что звезды управляют судьбами людей и названия знаков зодиака вместе с названиями созвездий, оттуда идет идея философского камня и эликсира жизни ( начиная с олимпийского нектара), оттуда идеи о множестве жизней и жизни после смерти. Нельзя сказать, что абсолютно все отрицается сегодня.

 

3.Современная картина мира.

Картина мира, которую начали создавать Галилей и Ньютон, а завершили Фарадей, Максвелл и Эйнштейн, отражает воззрения, которые идут еще из древности. Так, доказано, что атом состоит из атомного ядра и электронов, а открытие квантовой теории и дискретности, механистическая картина мира потерпела сокрушительный удар. Эксперименты в области физики высоких энергий изменили представление о мире. Следует отметить, что сейчас уже невозможно подразделить науки на физику, биологию, химию и так далее. Связи их очевидны и на макро и на микро уровне. Синтез картины мира создал выдающийся ученый В. И. Вернадский. Биосфера - философское обобщение естественных наук, впитало в себя новейшие достижения научной мысли и стало фундаментом для новых исследований. В этом учении нашли отражение идеи Дарвина об эволюции видов, идеи Эйнштейна о единстве пространства, времени и материи, связь периодического закона с закономерностью биологической миграции атомов, идеи квантовой механики об отличии движения макрообъектов и микрообъектов. В современном мире наука и научное представление о мире являются как бы основой всего того, на что опирается современный человек. Поэтому очень важно понять, какое место в современной картине мира занимают ненаучные знания. Иногда их толкуют как нашествие антинауки , хотя эти понятия приходят к людям из древности. Но человеческий дух мечется в поисках истины и не только заблуждается, но и “блуждает”. Разум многообразен, и поэтому не следует высокомерно отбрасывать эти линии поиска, которые не сочетаются с научными представлениями о мире, так как они имеют многотысячелетнюю традицию  и добавляют яркие краски в современную картину мира. Построение Каббалы, тексты Библии и Корана, вера и астрология - выполнены и сохранены в веках. Это не наука, но иные формы освоения мира, отворачиваться от которых было бы неразумно.

И в наши дни мы сталкиваемся с ситуациями, о которых говорил сверхрационалист Л. Витгенштейн, утверждавший, что склонность к мистическому следует из того, что наука оставляет наши желания невыполненными.

Мир целостен, но не монотонен. Он не представляет собой сплошную, безликую и однородную пустыню формул, теорем, аксиом и доказанности всего. Мир целостен и обладает богатой внутренней организацией, динамичной и вечно меняющейся.

 

Понятие научной картины мира.

Научная картина мира это – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.

Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, то есть учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила серия открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения )

В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.

Информация о работе Современная картина мира