Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:34, реферат
Понятие метода и методологии. Большую роль в научном познании играет научный метод. Чтобы понять, что такое научный метод, рассмотрим сначала, что такое метод вообще. В широком смысле метод — это способ организации средств (инструментов, приемов, операций и др.) теоретической и практической деятельности. Любое разумное действие подчиняется определенным регулятивным принципам, от выбора которых существенно зависит результат деятельности.
В.5. Структура естественно-научного познания
Понятие метода
и методологии. Большую роль в
научном познании играет научный
метод. Чтобы понять, что такое
научный метод, рассмотрим сначала,
что такое метод вообще. В широком
смысле метод — это способ организации
средств (инструментов, приемов, операций
и др.) теоретической и практической
деятельности. Любое разумное действие
подчиняется определенным регулятивным
принципам, от выбора которых существенно
зависит результат
Научное познание — это особая форма человеческой деятельности. Как каждая деятельность, познание также опирается на определенный набор средств деятельности, средств познания. Научный метод — это способ организации средств познания (приборов, инструментов, приемов, предметных и теоретических операций и др.) для достижения научной истины, система регулятивных принципов познавательной деятельности. Научный метод рационализирует и оптимизирует научное познание. По словам одного из основоположников методологии естествознания Ф. Бэкона, научный метод подобен фонарю, освещающему дорогу бредущему в темноте путнику. Объясняя значение научного метода, Бэкон любил приводить еще один афоризм: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Только верный метод может привести к получению истинного знания, подлинной картины познаваемого предмета.
27
Научный метод
выступает и как форма
В естествознании
исторически сложилось и в
настоящее время применяется
много научных методов
Уровни и формы научного познания. В структуре естественнонаучного познания четко выделяются два уровня познавательной деятельности — эмпирический и теоретический, каждый из которых характеризуется особенными формами организации научного знания и его методами.
К эмпирическому
уровню относятся приемы, методы и
формы познания, связанные с непосредственным
отражением объекта, материально-чувственным
взаимодействием с ним
К эмпирическому
уровню относят такие методы, как
наблюдение, различные формы
28
Если на эмпирическом уровне познания законы объекта выделяются и констатируются, то на теоретическом уровне они объясняются. Мало сформулировать законы объекта, надо показать, что именно эти, а не какие-либо другие законы должны характеризовать данный объект. Такая задача и решается на теоретическом уровне познания.
К теоретическому уровню относятся все те формы, методы и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории (логически организованного знания о законах, необходимых связях и отношениях предметной области данной науки). Сюда относятся теория и такие ее элементы и составные части, как научные абстракции, идеализации и мысленные модели; научная идея и гипотеза; различные методы оперирования с научными абстракциями и построения теорий, логические средства организации знания и т.д.
Теория — это высшая форма познания. Естественно-научные теории нацелены на описание некой целостной предметной области, объяснение и систематизацию эмпирически выявленных ее закономерностей и предсказание новых закономерностей. Теория обладает особым достоинством — возможностью получать знание об объекте, не вступая с ним в непосредственный чувственный контакт.
В структуру научной теории входят идеальные объекты, исходные понятия, принципы и законы, правила логического вывода. Существуют разные типы научных теорий: фундаментальные, прикладные, частные, феноменологические и др.
В становлении
теории большую роль играет выдвижение
научной идеи, в которой высказывается
предварительное и абстрактное
представление о возможном
29
Являясь результатом
многократного обобщения знания
и абстрагирования
Методологические
установки познания. Важным компонентом
научной деятельности являются методологические
установки познания. Наиболее общие
методологические принципы в каждой
науке называются методологическими
установками данной науки. Они выполняют
функцию регулятивной основы познавательной
деятельности, направляют, ориентируют
и контролируют построение эмпирических
обобщений и теоретических
По своему
содержанию методологические установки
— это система представлений
об общих свойствах объекта
Методологические
установки соединяют
Методологические
установки являются составной частью
ядра, основания конкретно-
2.3. Структура научного познания
Проследим теперь в обобщенном виде стандартную модель построения научного знания, имея в виду, что при структурировании, расчленении на этапы столь сложного процесса не обойтись без элементов абстрагирования его частных особенностей.
Процесс познания начинается с установления посредством наблюдения определенной совокупности фактов. Если в ходе систематизации накопленных фактов обнаруживается некоторая регулярность или устойчивая, повторяющаяся зависимость, то можно считать, что получено первичное эмпирическое обобщение, или найден эмпирический закон.
Как правило, наряду с фактами, укладывающимися в рамки эмпирического закона, обнаруживаются и такие факты, которые не вписываются в обнаруженную регулярность, противоречат ей. На этом этапе неизбежно возникает необходимость выдвижения теоретической гипотезы, которая позволила бы чисто умозрительно, мысленно видоизменить известную (принятую) реальность так, чтобы противоречащие закономерности факты вписались в некую общую схему (модель), которая должна удовлетворять требованию непротиворечивости.
В условиях развитой
современной науки, как правило,
накопление совокупности фактов, потенциально
нуждающихся в новом
Теоретическая гипотеза, как пробное решение по устранению имеющегося противоречия, всесторонне анализируется на предмет ее подтверждения имеющимися эмпирическими данными и теоретическими знаниями.
Далее, при условии такого подтверждения, из гипотезы согласно правилам логики выводятся следствия, допускающие эмпирическую проверку. Эти следствия выводятся как умозрительным путем, так и на основе применения адекватного математического аппарата.
Если тщательная эмпирическая проверка на основе проведения серии специально спланированных экспериментов не подтверждает следствий из гипотезы, то можно считать, что эта гипотеза логически опровергнута. В случае подтверждения следствий из гипотезы в принципе можно говорить о рождении новой теории.
Итак, стандартная
модель построения научного знания «вытягивается»
в такую цепочку: установление и
накопление эмпирических фактов –
первичное эмпирическое обобщение
– обнаружение новых, отклоняющихся
от правила, фактов – выдвижение проблемы
(гипотезы, дающей адекватное объяснение)
– логический (дедуктивный) вывод
из гипотезы эмпирически проверяемых
следствий – опытная проверка
наличия предсказываемых
Надежное подтверждение гипотезы сообщает ей статус теоретического закона. Заметим, что такая модель носит название гипотетико-дедуктивной и принято считать, что именно по такой схеме построена основная часть здания современной науки. Казалось бы, всё очень просто – достаточно действовать согласно приведенной схеме, и научный закон будет открыт, ведь каждый новый элемент знания логически выводим из предыдущих. Однако вот мнение по этому поводу выдающегося ученого-физика Альберта Эйнштейна: «Нет ясного логического пути к научной истине, ее нужно угадать неким интуитивным скачком мышления». Действительно, феномен научного творчества в том и состоит, что на определенном этапе процесса познания дальнейшее продвижение возможно только неординарным образом – ученый, выдвигая удачную гипотезу, предугадывает истину, если угодно, обнаруживает ее мысленным взором и лишь затем строит к ней логический мост в виде доказательства.
Вернемся к последнему
этапу гипотетико-дедуктивной
По сути, здесь
в полной мере проявляется философский
принцип, провозглашающий относительный
характер положений, законов и теорий
всех без исключения наук, изучающих
природу и общество. Мы можем говорить
лишь о той или иной степени
достоверности теоретической
15. Научное знание как система. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
В своих развитых формах наука предстает как дисциплинарно организованное знание, в котором отдельные отрасли - научные дисциплины - выступают в качестве относительно автономных подсистем, взаимодействующих между собой.