Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:06, реферат
Структура научного познания состоит из главных элементов научного знания, уровней познания и оснований науки. Элементами научного познания выступают разнообразные формы организации научной информации. Таким образом, научное познание проявляется в исследовательской деятельности, которая включает в себя методы научного познания, позволяющие изучать объект (эмпирический и теоретический). Структура научного познания является сложно организованной системой, объединяющей формы научного познания, позволяющие организовывать и систематизировать научную информацию (гипотезы, принципы, проблемы, научные программы, концепции, научные понятия, законы и научные факты).
Структура научного познания
состоит из главных элементов
научного знания, уровней познания
и оснований науки. Элементами научного
познания выступают разнообразные
формы организации научной
В зависимости от необходимости
более тщательного изучения возникающих
процессов и явлений выделяются
два уровня – эмпирический уровень
познания и теоретический уровень
познания. Первый начинается с анализа
информации, полученной в ходе проведения
наблюдения и постановки эксперимента.
Данный уровень позволяет составить
представление об объекте (как предмете,
так и действии). После обработки
полученных сведений, информация получает
статус научного факта. В этот момент
на теоретическом уровне познания происходит
исследование всего процесса, начиная
с отдельных суждений и заканчивая
построением теоретических
Основание науки является третьим немаловажным элементом структуры научного познания. В роли основания могут выступать:
Идеальные нормы или принципы
исследования объекта или происходящего
процесс – представляют собой
требования, предъявляемые к научной
рациональности, выраженной в научных
положениях и объяснениях и организации
знания. Важнейшей нормой данного
основания принято считать
Научная картина всего мира является целостной системой представлений закономерностей и свойств природы и общества, которая возникает в результате объединения главных достижений и принципов науки. Данное основание науки позволяет выполнять прогностическую и эвристическую функции, что помогает более успешно решать проблемы между дисциплинами, выполняя роль исследовательской программы;
Философские идеи и принципы – имеют очень важное значение, поскольку философия всегда ставила перед наукой мировоззренческие ориентиры и осмысливала ее гносеологические и методологические проблемы, тем самым позволяя развиваться самой науке.
Основные методы научного познания.
Методы научного познания
рассматриваются как
Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:
По степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;
По уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания;
По точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические;
По функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е. пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов;
По области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические;
Специальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества.
В XX веке стали распространяться методы структурно-функциональных и системных исследований. К ним относятся: Методы эмпирического исследования:
Наблюдение – целенаправленное исследование предметов или процессов, опирающихся на такие органы чувств как восприятие, ощущение и представление. Наблюдение осуществляет как-бы контроль за исследуемыми явлениями;
Эксперимент – активное
вмешательство в процесс
Объяснение – операция,
которая осуществляет свою деятельность
с целью раскрытия сущности конкретного
объекта или явления, представляя
собой сложную поисковую
Общенаучные методы научного познания:
Абстрагирование – это переход от реальных свойств исследуемого предмета к идеальным;
Формация;
Гипотетико-дедуктивный метод;
Системный метод теоретического исследования;
Структурно-функциональный.
Формы научного познания.
Новый метод формирования знаний позволяет не только изучать, но и анализировать объекты и явления. Теория. Формы научного познания классифицируются на:
Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки;
Проблемы;
Теория – это конкретное знание определенной области действительности, представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.
Теория не только характеризует, но и поясняет функциональность явлений и процессов.
Информация о работе Структура,методы и принципы научного познания