Свойства пространства и времени с точки зрения современной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:15, контрольная работа

Описание работы

Открытия современной физики привели к необходимости серьезного пересмотра таких понятий, как пространство, время, материя, объект и т.д.; а поскольку эти понятия являются основополагающими для мировоззрения, то необходимы были и кардинальные перемены. Благодаря этим переменам возник и совершенно новый взгляд на мир, формирование которого продолжается под воздействием современных научных разработок.
Моя главная задача – проследить взаимосвязь между понятиями современной физики (пространство и время), показать различные представления о сущности данных понятий, выявить их основные характеристики и показать значение этих понятий для современных наук.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3 стр.

I. Сущностные характеристики пространства и времени с позиции современного научного познания ..………………………………………. 4 стр.

II. Межнаучный характер пространственно – временных представлений в современной науке ……………….………………………………………... 8 стр.

III. Значение понятий пространства и времени для гуманитарных наук.11 стр.

Заключение ……………………………………………………………….. 13 стр.

Список используемой литературы ……………………………………… 15 стр.

Файлы: 1 файл

КСЕ.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

        Понятия современной физики нередко обнаруживают изумительное сходство с представлениями той или иной религиозной философией Дальнего Востока. Все развитие восточного мистицизма обнаруживает удивительное единство в вопросе о неразделимом пространственно-временном характере действительности, вновь и вновь подчеркивая факт, что пространство и время неразрывно связаны. Наиболее ясное выражение интуитивные представления о пространстве и времени получили в буддизме, в частности в школе Аватамсака буддизма махаяны. «Аватамсака-сутра», на которой основано учение школы, содержит яркое описание мировоззрения в момент просветления. В этой сутре неоднократно упоминается об осознании «взаимопроникновения пространства и времени». Как пишет Дайсэцу Тайторо Судзуки:

        «Можно осознать значение «Аватамсаки» и ее философию только в том случае, если мы однажды достигнем состояния, в котором наше «я» полностью растворяется и исчезают разграничения между телом и сознанием, субъектом и объектом…каждая вещь связана с остальными…не только в пространственном, но и во временном отношении…Мы невооруженным глазом видим, что не существует пространства без времени и времени без пространства – они пронизывают друг друга»2.

        Мировоззрение современной физики  и восточного мистицизма характеризуется  большим динамизмом, и его основополагающими  компонентами являются понятия  времени и пространства, их изменчивости, так как и физики, и мистики утверждают, что пространство и время пронизывают друг друга.

        Тесная связь между пространством  и временем была обнаружена  в астрономии задолго до создания  теории относительности. Астрономы  и астрофизики имеют дело с  очень большими расстояниями, и поэтому для них особенно немаловажно понятие время. Все зависит от того, что свету необходимо определенное время, чтобы переместиться от наблюдаемого объекта к наблюдателю.  Поэтому астрономы хорошо знают о важном значении связи пространства и времени.

        Черные дыры принадлежат к  числу наиболее загадочных и  необычных объектов, исследуемых  современной астрофизикой, и служат  яркой фактической иллюстрацией  теории относительности. Сильная искривленность пространства-времени в районе черной дыры не только не позволяет лучам света достичь наших телескопов, но и оказывает значительное влияние на время. Поток времени замедляется по мере продвижения и прохождения какого-либо объекта внутрь некоторой черной дыры замедляется, а затем останавливается. Но с самим объектом в момент достижения им событийного горизонта ничего не происходит, течение времени остается тем же.

        Естественные (точные) науки достигли высочайшего уровня миропонимания и эмпирического исследования, превратились в доминирующий способ человеческого мышления и социального действия.

 

 

III. Значение понятий пространства и времени для гуманитарных наук

    

       Гуманитарное  познание отличается от естественнонаучного  познания мира критериями, интерес  гуманитарного познания состоит не в точности познания, а в глубине проникновения.

        Был недавний период, когда гуманитарное  значение трактовали как неточное, расплывчатое, несовершенное и все  его фундаментальные особенности  – субъективность, историчность, образность, эмоциональность, интуитивность и метафоричность рассматривали как негативные характеристики в сопоставлении с чертами «настоящей», «нормальной» науки.

        Пространство и время интересовали  человека всегда, о чем известно  из философской и художественной  литературы. Специфика познания пространства и времени в науках об обществе и человеке заключается в том, что обсуждение времени на гуманитарном уровне не рассматривает время в обязательном единстве с пространством. В отличие от естественнонаучной сферы, на гуманитарном уровне учитываются особенности существования времени в контексте человеческих поступков, его деятельности, истории.

        В современной науке используют  понятия биологического, психологического  и социального пространства и  времени. Метрические (количественные) и топологические (качественные) свойства пространства и времени в таких объектах могут существенно отличаться.

        Биологическое пространство и время характеризуют особенности пространственно-временных параметров органической материи: биологическая жизнь человеческого индивида, смена видов растительного и животного мира, их жизнь и смерть. Одним из выдающихся ученых в этой области был В.И. Вернадский, который специфику биологического пространства связывал с отличительным признаком живого – наличием ассиметричности пространственной структуры органических молекул.

Биологическое время  имеет ряд особенностей: если физическое время характеризуется как необратимое  и однонаправленное, то биологическое  время может быть обратимым и разнонаправленным (в состоянии литургии, при использовании специальных веществ наблюдается индивидуальная обратимость времени и разнонаправленность, например восстановление стройности фигуры или исчезновение морщин); остановка или торможение внутреннего биологического времени жизни (замедление внутреннего времени человека в состоянии летаргии, остановка внутреннего времени у организмов при определенных условиях, например анабиоз или спячка).

        Психологическое пространство и время. Психическая регуляция движений и предметных действий индивида происходит не только на уровне внешнего физического пространства, но и на основе собственного пространства. Психологическое время – это восприятие времени у человека, которое связано с биологическим процессами, происходящими в организме, и с социальными явлениями.

        В наибольшей степени особенности  психологического пространства  и времени проявляются в сновидениях  на бессознательном уровне. Обоснование  сновидений как структуры психологического  пространства предпринял основоположник психоанализа З. Фрейд, который выявил неоднородность психологического пространства сновидений, его символизм, смещение, а также указал на особенность психологического времени – пропуск, модификация, перегруппировка материала сновидений, которые и создают эффект обратимости времени.

        Социальное пространство и время включает в себя рассмотрение взаимодействия пространства и времени как форм социальной жизни индивидов, исследование форм и отношений пространственно-временных связей внутри общества.

        Анализируя понятия социальное  пространство и время немецкий  философ Карл Яспер вводит и объясняет понятия «осевого времени» и «осевая эпоха». «Осевая эпоха» представляет собой социальное пространство, включающее образование нескольких духовных центров человечества, при одновременном сближении этих духовных центров.  «Осевое время» представляет собой временные рамки в период развития человечества между 800 и 200 годами до новой эры.

        Социальное пространство включает  пространственную организацию социальных объектов общества, свойствами которого являются протяженность, упорядоченность, интенсивность, плотность, определенная координация социальных процессов и явлений.

        Социальное время представляет  собой определенный период, которым  располагает любой социальный объект и общество, т.е. совокупное время существования и деятельности всех объектов общества. Социальное время обладает цикличностью, линейностью, обратимостью, направленностью изменений и развития общественных явлений.   

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        Пытаясь постичь тайну жизни, люди пробовали много различных подходов: пути физиков, мистиков, философов, пути поэтов, клоунов  и т.д. Для этих путей характерны различные способы описания мира, каждый из которых сосредоточен на определенном аспекте. Однако никто не в состоянии нарисовать такую картину мира, которая точно и полно отражала бы действительность.

        Механистическое мировоззрение  классической физики полезно  при описании тех разновидностей  физических явлений, которые окружают нас в повседневной жизни, оно вполне оправдало себя при решении практических задач и оказалось прекрасной базой в качестве теоретической основы нашей технологии. Механистическому мировоззрению противопоставляется мировоззрение мистиков, которые опираются на органический характер и рассматривают Вселенную, как неразделимую часть единого гармонического мира.

        Наука в своем историческом  развитии все конкретнее показывает независимость физических соотношений, отражающих объективные закономерности природы, от того или другого способа измерения физических величин.

        Ориентация на выявление причинно-следственных  связей и зависимостей, законов  и механизмов, выражающих однозначный  образ изучаемых процессов и  явлений, была распространена и на гуманитарные науки. Исследования показали изменение взглядов на проблему пространства и времени, появившихся после открытия свойств данных понятий на базе современных взглядов теории относительности.

        В заключение хотелось бы сказать,  что

Измерить океан  глубокий,

Сочесть пески, лучи планет,

Хотя и мог  бы ум высокий – 

Тебе числа  и меры нет!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

 

  1. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студентов вузов / Н.И. Иконникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

 

 

  1. Теория относительности для миллионов: пер. с англ. / Гарднер Мартин.- 4-е изд. – М.: Издательство ЛКИ, 2008.

 

  1. Смысл и назначение истории: Истоки истории и ее цель. – Аудиокнига. – М.: Студия АРДИС, 2008.

 

 

  1. Вселенная, жизнь, разум. / Шкловский Иосиф Самуилович. – М.: АНО «Журнал «Экология и жизнь», 2006.

 

  1. Дао физики: Общие корни современной физики и восточного мистицизма. / Капра Фритьоф. – М.: ООО Издательство «София», 2008.

 

 

  1. Десять великих идей науки. Как устроен наш мир / Питер Эткинз. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

 

  1. Мир как пространство и время / Фридман А.А. – 4-е изд., испр. – М.: Издательство ЛКИ, 2007.

 

    

    

       

1 Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. – М.:  Прогресс, 1985.

2 Судзуки Д.Т. Вступление к Б.Л. Судзуки. Махаяна Буддизм. – Лондон: Alien&Unwin, 1959.




Информация о работе Свойства пространства и времени с точки зрения современной науки