Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:52, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть небольшую часть представлений человечества от древности до наших дней о проблеме, которая волновала его всегда – проблеме происхождения человека, его развития, его места в системе мироздания и природы.
Введение.……….……..…………………...…………………………………..3
1. Представления о происхождении человека в древности……………..4
2. Представления о происхождении человека в Европейском средневековье………………………………………………………………...10
3. Современные взгляды на проблему происхождения человека……..12
Заключение....…………………………………………………………………17
Литература……………………………...………………………………..……18
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Теории происхождения человека
Контрольная работа по культурологии
Проверила: доцент О.Н. Малахова
Выполнил: студент 1 курса
Р.Н. Кощеев (специальность «финансы и кредит», гр.2, шифр 1107036)
Ижевск 2012
Содержание:
Введение.……….……..…………………...………
Заключение....…………………………………………
Литература……………………………...………………
Введение
Вопрос о сущности человека, о том, кто были первые люди на Земле, и как они появились, волновал человечество с древности. Ни одна мировая религия или философская школа не обходила своим вниманием эти вопросы. Еще древние греки находили останки ископаемых животных и человека, гигантские зубы, кости, черепа. Для объяснения находок привлекали мифологию. Древние греки считали, что это останки гигантов, которые осмелились сразиться с богами, и были повергнуты. Император Август (14 г. до н.э.) имел в своем дворце палеонтологический музей.
Западные и восточные философы рассматривали проблему происхождения мира в целом и человека в частности под разными углами. Если в работах древних ученых запада уже, как правило, присутствуют материалистические воззрения, то в трудах восточных мудрецов идет преобладание идеалистических, а иногда и откровенно мифологических представлений о природе мира и всего сущего.
Долгое время изучение проблемы происхождения человека оставалось чисто теоретическим, основываясь на открытиях в областях различных естественных наук или собственных гипотезах авторов. Только в XIX в начинает складываться официальная наука, «наука о человеке» - антропология. Именно в это время возникают первые антропологические общества, и антропология занимает достойное место в Академии наук. Поль Брока – один из основателей академической антропологии, создатель первого антропологического общества в Париже в 1862 г. Второй центр антропологии – Лондонское антропологическое общество – был создан в 1863г. В этом же году был организован отдел антропологии и этнографии при Московском обществе любителей естествознания в России. После открытия эволюционной теории Дарвина ведущие биологи задумались о месте человека в системе животного мира. Уже в конце столетия центр тяжести переносится на проблемы эволюционной антропологии, которые остаются актуальными и в наше время.
1. Представления о происхождении человека в древности
Представления о происхождении человека в Древней Индии
Философия в Древней Индии зародилась из мифов примерно в середине I тысячелетия до н.э. Главной задачей всех школ было объяснение происхождения и устройства мира.
Веданта.
Основателем данной ортодоксальной школы считают Бадараяна. Его идеи были изложены и дополнены в произведениях «Шанкары» и «Рамамуджи». В этих произведениях утверждается, что существует единая верховная личность – Пуруша. Все объекты вселенной и люди – части этой личности. В последствие единым первоначалом мира стал рассматриваться Брахман – единая безличная духовная реальность. Из нее все возникает и в нее все возвращается. Множественность мира отрицается и считается видимостью, т.е. реален только Брахман, остальное (в том числе и человек) – иллюзия. После смерти физического тела человек переселяется в другое живое тело. Реинкарнация длится до тех пор, пока за все свои жизни человек не накопит достаточно добродетелей и не освободиться от земных страданий.
Ньяя
Эта школа относится к аналитическому типу философии, поддерживая здравый смысл и знание. Ньяя рассматривает природу как состоящую из вечных, неизменных, не имеющих причин атомов, существующих независимо от нашей мысли. Душа – реальное существо, это не чувства, а то, что управляет ими, синтезирует их данные, приводит в единство все виды ощущений, создавая целостное восприятие. Сознание не может существовать отдельно от души, но сама душа не обязательно несет сознание. Реальность - это комплекс души и природы.
Джайнизм
Одним из оппозиционных учений Древней Индии является Джайнизм. Сейчас это одна из религий Индии. Основателем считается Махавира (великий герой). В основе мира лежат две вечных субстанции – джива и аджива. Джива – признак живого, душа. Аджива – отсутствие жизни, материя, пространство, время. Соединяясь с материей, душа теряет свои идеальные качества и порождает все живые существа на земле, но сама при этом подвергается страданиям. Душа начинает отождествлять себя с телом, в ней возникают материальные страсти и желания, т.е. душа становится зависимой от тела. Но когда душа познает, что такое жизнь, познает мир, она освобождается от тела и от страданий, а тело – умирает.
Буддизм
Большое распространение в 5-6 веке до н.э. получило учение буддизма. Основоположник учения – Будда (осененный знанием) – позиционировал себя как оппозиционера традиционных школ, но вместе с тем признал учение о перевоплощении, карме, использовал имена богов. Физический мир – это мир непрерывных изменений – сансара, в нем нет ничего окончательного и устойчивого. Основой мира являются дхармы – мельчайшие непознаваемые частицы разума, их комбинации – многообразие материальных вещей. Физический мир – это продукт индивидуального человеческого сознания. Сколько людей, столько миров, т.е. все вокруг – иллюзия. Реальны не вещи, не материя, не тела, а духовные частицы.
Представления о происхождении человека в Древнем Китае
В Древнем Китае предпринимались
попытки мифологически
Даосизм.
Основатель учения Лао-Цзы. В центре учения находится Дао – невидимый, всеобщий, естественный закон природы, общества, поведения и мышления человека. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Из Дао все возникает и в него все возвращается. Дао – это определенный путь, который проходят в своем существовании все объекты. Все пути в мире предопределены и свернуть с них нельзя. Однако это не означает, что природа неизменна, наоборот – все находится в постоянном движении и развитии, но только в соответствии с законом Дао. Подчиняясь ему, вещи непременно приходят в свою противоположность.
Дальнейшее развитие даосизм получил в IV-III вв до н.э. Развивалось учение о материальной субстанции ци. Ее делили на два вида – «тончайшую», из которой возникает душа, и «грубую», из которой возникает тело. Главную роль играет «тончайшая» ци, от нее зависит разум человека, мудрость – проявление ци, а не подарок от божественных сил. Древние материалисты читали, что человек умирает, когда его тело покидает «тончайшая» ци.
Кульминацией даосизма стало учение Чжуань-цзы (369-286 гг до н.э.). Чжуань-цзы утверждал, что от мельчайших живых частичек (цзи), находящихся в воде, произошли животные, а от животных – человек. Единым материальным началом ци заполнена вся Поднебесная; рождение – концентрация ци, рассеяние этой субстанции – смерть. Вместе со смертью исчезает душа. В мире нет резких границ между явлениями, все слито друг с другом. Т.Е. все в мире относительно, в том числе жизнь и смерть. Жизнь и смерть – это всего лишь перегруппировка мельчайших семян, из которых состоят все живые существа и неодушевленные предметы. Человеческое мышление Чжуань-цзы называл зеркалом множества вещей, благодаря которому можно научиться управлять перегруппировкой «семян» и достичь долголетия (до 800 лет) и даже бессмертия.
Представления о происхождении человека в Древней Греции.
Философия в Древней Греции зарождается в условиях кризиса традиционного мифологического мировоззрения. Новые сведения о мире, полученные греками от других народов в ходе мореплавания, делали мифологию неадекватной реальному состоянию мира. Социально-политические процессы изменили статус отдельного человека. Человек стал мыслить себя не как составную часть рода, племени, сословия, а как отдельный индивид. Философия возникает как отражение потребности в выработке новой жизненной позиции, которая базируется не на обычае и традиции, а на его собственном разуме. Таким образом, с философией на место мифологического обычая пришло образование, а на место отца – учитель.
Милетская школа.
Родоначальниками
Элейская школа.
Представитель Парменид и Зенон. Элеаты
доказывали, что мир – это вещественный
шар, в котором нет пустоты. В
следствие заполненности
Гераклит.
Гераклита считают основоположником
диалектики. Диалектика не изъясняется
в ясных и упорядоченных
Платон и Аристотель.
В трудах ученика Сократа Платона
философский идеализм выступает
как целостная философская
Ученик Платона Аристотель
выступил как оппонент его учения
об идеях. Идеи Платона – это двойники
или копии вещей, не отличающиеся
от них по содержанию. Т.к. миры вещей
и идей существуют раздельно, то идеи
ничего не могут прибавить к существовани
2. Представления о происхождении человека в Европейском средневековье
Особенностью средневекового мировоззрения была теоцентричность. Реальностью, определяющей все сущее, стала не природа, а Бог. Средневековое мышление содержало в себе идею провиденциализма, согласно которой Бог не только первоначало всего сущего, но и сила, определяющая все изменения. Эти изменения есть результат осуществления божественного плана, намеченного заранее. Средневековые представления о мире сформировались под влиянием трех религий: иудаизма, христианства и ислама.