Теории Вернадского о ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 07:44, реферат

Описание работы

В этих условиях отчетлива видна необходимость обращения к учению выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере – эволюции биосферы под воздействием человеческого разума. Его убеждение о важной роли роста человеческой личности в прогрессе человеческого общества, о преобладании духовности над материализмом должно быть разделено всеми учеными, правителями, педагогами, то есть всеми, чье мнение и решения влияют на многие судьбы.

Содержание работы

Введение
1. Вернадский – становление личности ученого. Путь к идее ноосферы
2. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

неосфера.docx

— 40.86 Кб (Скачать файл)

Далее представлены некоторые  понятия, остро обсуждающиеся в  последнее время в обществе: социальное здоровье, рост личности, стабильность в обществе.

Целью мирового содружества  в настоящее время провозглашено  устойчивое развитие. По существу –  это управляемое развитие, согласованное  с законами эволюции природы и  общества. Предтечей концепции устойчивого  развития можно с полным правом считать  Вернадского. Он констатировал, что эпоха стихийного развития человечества заканчивается, а начинается новая эпоха – управляемого развития. Биосфера переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу. Управляемое развитие может основываться только на объективных законах природы при общественном согласии на такое управление [7].

Человек не одинок. Над ним  находится еще что-то более значимое, чем он сам. Многие и до Вернадского  выражали это ощущение, называя высшие силы Божеством. Очень хорошо и образно  выразил это чувство русский  философ Николай Федорович Федоров. Он сказал, что человеческое положение  в мире похоже на положение управляющего имением. Должность – промежуточная  между хозяином и рабочим. Человек  должен понимать, что проект мира составлен  не им, не он его автор, но он в состоянии  его понять, освоить, сделать своим. Он обязан работать не как раб –  бездумно, а осмысленно организовать осуществление этого плана [8].

Понятие социального здоровья связано не только с сопутствующими понятиями социального благополучия, комфорта, безопасности, устойчивости социального статуса, но и с наследием  В.И. Вернадского о единстве биосферы, ноосферы и существования человека. Система статусных характеристик  отдельно взятого индивида, социальной группы, всего населения планеты, охватывает параметры эколого-экономического, этнического, профессионального, образовательного, семейного, интеллектуального, культурного  и психологического укоренения человека в социум и природу.

Лишь устойчивое положение  всех статусных характеристик дает интегрирующую, социализирующую функцию  человека, в результате которой можно  говорить о социальной норме, социальном здоровье и благополучии, устойчивости развития. Неукорененность, неустойчивость одной из статусных характеристик нарушает всю статусную систему.

Сфокусированность мировой социальной науки и практики на человеке и ноосфере оказалась в общем культурно-историческом хронотопе начала глобальной экологической катастрофы всей мировой системы.

Мировая система с ее нынешними  способами производства, с темпами  роста населения, экономики, неуправляема, обречена на ресурсную катастрофу через 25 лет. Имеются две количественные теории, которые показывают допустимую антропогенную нагрузку на Землю. Это  Медоузы установили предел народонаселения примерно в 7-8 млрд. человек, а Горшков рассматривает биосферную модель с пределом перегрузки в 1 млрд. человек. Сейчас же на планете проживает 5,6 млрд. человек.

Мировая система может  быть описана тремя параметрами: индекс антропогенной нагрузки на биосферу странами мира, индекс устойчивости развития и рента, которую должна платить  страна за пользование биосферой. То есть биосфера стабилизирует климат, а каждая страна представляет в биосферу свою территорию. Эти три параметра  взаимосвязывают страны, человечество и биосферу в количественном, формульном виде [9].

Можно выделить, по Валлерстайну [10], шесть так называемых реальностей эволюции исторически сложившейся мировой системы и их культурные последствия, которые я позволю себе здесь прокомментировать в приложении к теме этого исследования:

1. Беспрецедентное усложненное  разделение труда, интеграция  географически обширного набора  процессов производства. Это организация  социальной жизни, где преобладание  экономического давления имеет  международный характер, а преобладающие  формы политического давления  – национальный.

Отмеченное противоречие на мой взгляд может быть с большим эффектом использовано для организации локальных инициатив по восстановлению и стабилизации биосферы на национальном уровне (Франция, Швеция, Россия и многие другие страны)

2. Мировая экономика функционирует  посредством модели циклических  ритмов (процесс расширения и  сжатия мировой экономики в  целом).

В связи с этим необходимо долгосрочное планирование для использования  в интересах биосферной стабильности периода расцвета мировой экономики  и установление на этом этапе более  жестких международных экологических  норм и средств контроля их выполнения.

3. Для данной системы  характерно «бесконечное накопление  капитала», следовательно, эта  система, требующая максимального  присвоения прибавочной стоимости.  Эта реальность должна вынуждать  общество требовать от владельцев  всех видов производства отчисления  все большей доли их доходов  на нужды экологической безопасности  биосферы.

4. Постоянная эволюция  организации производства (экономические  инновации, подъем и упадок  наций), что выдвигает на первый  план социальные инновации и  необходимость их внедрения. Эта  реальность должна учитывать  локальные и глобальные инновационные  программы в интересах биосферы, понимание неизбежности которых  в обществе должно постоянно  увеличиваться воспитательными  (пропагандистскими), законодательными  и организационными средствами.

5. Полярность существующей  системы, как в смысле модели, так и в степени вознаграждения: повышение благосостояния может  осуществить лишь часть населения  земного шара. Налицо противоречие  между повышением благосостояния  и реальным обнищанием большинства.

Реальность этого противоречия накладывает необходимость менее  развитых экономически стран и слоев  населения эффективного требования повышения доли более состоятельных  стран и слоев населения в  расходах на стабилизацию биосферы.

6. Мировая экономика представляет  собой историческую систему и,  соответственно, имеет жизненный  цикл. В какой-то момент она  должна прекратить свой функционирование  в результате накопления противоречий.

С фатальностью картины этой «реальности», разумеется, можно согласиться  только в применении к современным  формам мировой экономики. И необходимо экстраполировать такой ход развития в переходный период от одной формы экономики к другой, который обеспечивал бы твердую гарантию от экологической катастрофы в биосфере.

В связи с этим крайне важным представляется значение научного завещания В.И. Вернадского для  широкого использования его идей о биосфере и ноосфере в воспитании новых поколений человечества для  жизни в ноосфере.

 

Заключение

Проведенное исследование дает возможность автору и читателям  взглянуть на творческий и научный  потенциал В.И. Вернадского, по достоинству  оценить вклад ученого в мировую  науку. Явно прослеживается педагогический характер трудов Вернадского, его глубокая заинтересованность судьбами будущих поколений людей на Земле, желание изменить к лучшему мир вокруг себя без ущерба здоровым условиям обитания человека на планете, научить и вдохновить людей к движению к разуму в согласии с бережным пониманием ценности жизни самой планеты Земля со всеми ее живыми и неживыми обитателями.

Справедливо и то, что  современное положение дел показывает, насколько мы еще далеки от идеала, к которому призывает нас ученый. В мире капитализма, конкурентных отношений, быстрого обогащения любой ценой  и эгоизма разумная часть человечества необходимо вынуждена решительно выступать  за цивилизацию (доступными в рамках права средствами) власть имущих в  отношении биосферных проблем, угрожающих их собственному существованию. Срочно необходимы педагогические и просветительские программы воспитания и убеждения  людей, воспринимающих и приводящих в жизнь идеи ноосферы.

Автор принимает, что начиная  с взросления собственной личности, каждый человек может к лучшему  изменять доступный его влиянию  мир вокруг себя, сам сделать шаг  к Разуму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Вернадский В.И. Из  дневников 1884 г. - Природа, 1967, № 10. - С. 100.

2. Мочалов И.И. Владимир  Иванович Вернадский. 1863-1945 гг. - М.: Наука, 1982. - С. 29-30.

3. Вернадский В.И. Избр. соч. - М.: АН СССР, 1960, Т V. - С. 5-102.

4. Яншин А.Л. Учение  В.И. Вернадского о биосфере  и переходе ее в ноосферу // В. И. Вернадский. Философские  мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. - С. 495.

5. Вернадский В.И. Несколько  слов о ноосфере // Философские  мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - С. 504.

6. Вернадский В.И. Научная  мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - 271 с.

7. Голубев В.С. Социоэволюционная концепция устойчивого развития – стратегия выживания для России // Вернадский – Экология - Ноосфера. Материалы научн. сессии, посвящ. 130-летию со дня рождения В.И. Вернадского. - М.: Луч,1994. – С. 89.

8. Аксенов Г.П. «Личность есть драгоценнейшая, величайшая ценность.» (В.И. Вернадский. Ноосфера, творчество, нравственность). – М.: Знание, 1990. – С. 38.

9. Ярская В.Н. Социальное здоровье в процессах глобализации // Проблемы изучения биосферы : Тезисы докл. Всеросс. научн. конф. – Саратов: Сарат. ун-т, 1996, - С. 28


Информация о работе Теории Вернадского о ноосфере