Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:18, доклад
"Опыт" с этой точки зрения выступает в виде специфического метода, посредством которого мы можем отличить одну теоретическую систему от других. Поэтому можно сказать, что наука характеризуется не только своей логической формой, но, кроме того, и своим специфическим методом. (Этого же взгляда, конечно, придерживаются и индуктивисты, которые пытаются охарактеризовать эмпирическую науку, ссылаясь на использование в ней индуктивного метода.) В соответствии со сказанным теория познания, в задачи которой входит анализ метода или процедур, характерных для эмпирической науки, может быть представлена как теория эмпирического метода — теория того, что обычно называется "опытом".
НАУКА(энциклопедия) – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.
Как вид познания
наука взаимодействует с др. его
видами: обыденным, художественным, религиозно-мифологическим,
философским. Возникает из потребностей
практики и особым способом регулирует
ее. Наука ставит своей целью выявить
сущностные связи (законы), в соответствии
с которыми объекты могут
Предметный и
объективный способ рассмотрения мира,
характерный для науки, отличает
ее от иных способов познания. Напр., в
искусстве освоение действительности
всегда происходит как своеобразная
склейка субъективного и
Отражая мир в
его объективности, наука дает лишь
один из срезов многообразия человеческого
мира. Поэтому она не исчерпывает
собой всей культуры, а составляет
лишь одну из сфер, которая взаимодействует
с др. сферами культурного творчества
– моралью, религией, философией, искусством
и т.д. Признак предметности и
объективности знания является важнейшей
характеристикой науки, но он еще
недостаточен для определения ее
специфики, поскольку отдельные
объективные и предметные знания
может давать и обыденное познание.
Но в отличие от него наука не
ограничивается изучением только тех
объектов, их свойств и отношений,
которые в принципе могут быть
освоены в практике соответствующей
исторической эпохи. Она способна выходить
за рамки каждого исторически
определенного типа практики и открывать
для человечества новые предметные
миры, которые могут стать объектами
массового практического
Постоянное стремление
науки к расширению поля изучаемых
объектов, безотносительно к сегодняшним
возможностям их массового практического
освоения, выступает тем
Наука, в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности. Она не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике. Кроме них, ей необходимы особые средства деятельности – специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы. Именно постоянное развитие этих средств обеспечивают исследование все новых объектов, в т.ч. и тех, которые выходят за рамки возможностей наличной производственной и социальной практики. С этим же связаны потребности науки в постоянной разработке специальных методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их сегодняшнего практического освоения. Такие объекты, как правило, не даны заранее, не фиксируются методами повседневной практики и производственной деятельности, поскольку выходят за их границы. Метод в науке часто служит условием фиксации объекта исследования. Напр., короткоживущие частицы – резонансы были зафиксированы в физике только благодаря методу определения их основных признаков. Резонансы за время их жизни пробегают расстояние, сравнимое с размерами атома, и поэтому не оставляют треков в фотоэмульсиях; но они распадаются на частицы, оставляющие треки, и по характеру этих треков, применяя законы сохранения, вычисляют соответствующий резонанс. После появления этого метода было обнаружено, что следы распада резонансов наблюдались и в некоторых предыдущих экспериментах с элементарными частицами, эти следы наблюдали, но никто их не интерпретировал как существование нового класса частиц. Наряду со знанием об объектах наука систематически развивает знания о методах.
Наконец, существуют
специфические особенности
В развитии научного знания можно выделить стадию преднауки и науки в собственном смысле слова. Преднаука еще не выходит за рамки наличной практики. Она моделирует изменение объектов, включенных в практическую деятельность, предсказывая их возможные состояния. Реальные объекты замещаются в познании идеальными объектами и выступают как абстракции, которыми оперирует мышление. Их связи и отношения, операции с ними также черпаются из практики, выступая как схема практических действий. Такой характер имели, напр., геометрические знания древних египтян. Первые геометрические фигуры были моделями земельных участков. Операции разметки участка с помощью туго натянутой мерной веревки и этой же веревки, но закрепленной на конце с помощью колышка, чтобы проводить окружности и дуги, затем были схематизированы и стали способом построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. Аналогично в древнеегипетских таблицах сложения чисел прослеживается схема реальных практических действий по объединению предметов в совокупности. Реальный предмет замещался идеальным объектом «единица» и обозначался знаком ∣; десять черточек замещалось знаком ⋂ (число десять), для сотен и тысяч вводились особые знаки. Сложение, напр., двадцати одного (⋂⋂∣) и одиннадцати (⋂∣) осуществлялось как добавление к знакам, обозначающим первое число, знаков, обозначающих второе число, получалось новое число ⋂⋂⋂| | (тридцать два).
Переход от преднауки к собственно науке был связан с новым способом формирования идеальных объектов и их связей, моделирующих практику. В развитой науке они черпаются не только непосредственно из практики, но преимущественно создаются в качестве абстракций, на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные из их связей модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области. Так возникает особое движение в сфере развивающегося теоретического знания, которое начинает строить модели изучаемой реальности как бы сверху по отношению к практике с их последующей прямой или косвенной практической проверкой.
Благодаря новому методу
построения знаний наука получает возможность
изучить не только те предметные связи,
которые могут встретиться в
сложившихся стереотипах
Можно выделить три основных этапа формирования науки в собственном смысле слова. Переход от преднауки к собственно науке исторически первой осуществила математика. По мере ее эволюции числа и геометрические фигуры начинают рассматриваться не как прообраз предметов, которыми оперируют в практике, а как относительно самостоятельные математические объекты, свойства которых подлежат систематическому изучению. С этого момента начинается собственно математическое исследование, в ходе которого из ранее изученных чисел и геометрических фигур строятся новые идеальные объекты. Применяя, напр., операцию вычитания к любым парам положительных чисел, можно было получить отрицательные числа (при вычитании из меньшего числа большего). Открыв для себя класс отрицательных чисел, математика делает следующий шаг. Она распространяет на них все те операции, которые были приняты для положительных чисел, и таким путем создает новое знание, характеризующее ранее не исследованные структуры действительности. В дальнейшем происходит новое расширение класса чисел: применение операции извлечения корня к отрицательным числам формирует новую абстракцию – «мнимое число». И на этот класс идеальных объектов опять распространяются все те операции, которые применялись к натуральным числам.
Аналогично, сравнение и преобразование геометрических фигур приводит к выявлению их свойств и отношений, которые превращаются в фундаментальные абстракции геометрии (точка, линия, плоскость, угол и т.п.). Их связи и свойства выражают постулаты, на основе которых была создана первая математическая теория – Евклидова геометрия. Дальнейшее изучение признаков геометрических объектов путем применения к ним различных операций преобразования приводит к построению различных теоретических систем геометрии (неевклидовы геометрии, проективная геометрия, топология и т.п.).
Вслед за математикой способ теоретического познания, основанный на движении мысли в поле теоретических идеальных объектов, утвердился в естествознании. Здесь он известен как метод выдвижения гипотез с их последующим обоснованием опытом. Опытная проверка осуществляется посредством эксперимента, наблюдения и измерения, целенаправляемых теоретическими знаниями. Самостоятельное экспериментальное исследование лишь относительно автономно, оно всегда определено постановкой проблем и задач, возникающих как результат теоретического осмысления предшествующих фактов и формирования теоретического видения исследуемой реальности.
Наконец, в качестве
третьего этапа развития науки в
собственном смысле слова следует
выделить формирование технических
наук как своеобразного
Каждый из этапов
развития науки имел свои социокультурные
предпосылки. Первые относительно развитые
образцы теоретических знаний математики
возникли в контексте культуры античного
полиса, с присущими ей ценностями
публичной дискуссии, демонстрациями
доказательства и обоснования как
условиями получения истины. Полис
принимал социально значимые решения
на основе конкурирующих предложений
и мнений на народном собрании. Преимущество
одного мнения перед другим выявлялось
через доказательство. Идеал обоснованного
знания, отличного от мнения, получил
свое рациональное осмысление и развитие
в античной философии. В ней особое
влияние уделялось методам