Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:46, контрольная работа
Согласно учениям Дарвина и его последователей, с доисторических времен и по сей день длится процесс эволюции живого вещества - совокупности всех живых существ. Рассматривая развитие живого мира нашей планеты мы зачастую сознательно или бессознательно делим этот огромный исторический период на два неравных по длительности, но коренным образом отличающихся друг от друга этапа: древний доисторический мир и период существования homo sapiens - человека разумного, единственного живого вида на нашей планете, обладающего разумом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Ноосфера, как высшая стадия биосферы……………………5
ГЛАВА 2. УЧЕНИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО О НООСФЕРЕ……………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..14
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Выполнил:
Студент 1 курса
2 семестр
Понедельник Марина
Евгеньевна
п.Пангоды, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Ноосфера, как высшая стадия биосферы……………………5
ГЛАВА 2. УЧЕНИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО О НООСФЕРЕ……………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..14
ВВЕДЕНИЕ
Согласно учениям Дарвина и его последователей, с доисторических времен и по сей день длится процесс эволюции живого вещества - совокупности всех живых существ. Рассматривая развитие живого мира нашей планеты мы зачастую сознательно или бессознательно делим этот огромный исторический период на два неравных по длительности, но коренным образом отличающихся друг от друга этапа: древний доисторический мир и период существования homo sapiens - человека разумного, единственного живого вида на нашей планете, обладающего разумом.
Сравнивая эти периоды между собой можно заметить, что биосфера оболочка жизни на нашей планете, с момента появления человека изменяется не только по природным законам эволюции, но и благодаря влиянию на нее деятельности человека. Вносимые человеком коррективы в развитие биосферы со временем становятся давно ощутимыми и являются уже определяющими факторами в процессе изменения и преобразования живого вещества и облика нашей планеты.
Принято считать, что с этого момента эволюция биосферы порождает новую сферу - ноосферу, в которой главную роль и движущую силу эволюции выполняет человеческий разум. Изучение вопроса возникновения и развития ноосферы является настоятельной необходимостью, поскольку последствия стремительного, неуправляемого, а главное не изученного процесса могут быть очень трагическими как для отдельных представителей биосферы и человечества в том числе, так и для жизни на Земле в целом.
В данной работе доказано увеличение силы воздействия на окружающую среду в зависимости от степени развитости живого организма. Показана решающая роль человека – наиболее развитого существа обладающего разумом, который позволил человеку не только выжить в агрессивных условиях, но и резко выделить себя из группы животных. Благодаря наличию разума человек может учиться, получать и передавать опыт, что приведет к увеличению его знаний о мире, умений и навыков, что в свою очередь влияет на увеличение силы воздействия человека на окружающую среду посредством совершенствования трудовой деятельности и орудий труда.
Изучением проблемы возникновения и развития ноосферы занимался кроме всех прочих вопросов до середины нашего столетия русский ученый Владимир Иванович Вернадский. Занимаясь вопросами биогеохимии, он неотвратимо пришел к необходимости определения понятия “ноосфера” и изучения данного явления. По его словам развитие биосферы закономерно привело к возникновению ноосферы. Иначе говоря, ноосфера есть высшая стадия развития биосферы.
Кроме этого ученым было
рассмотрено вероятное
Новые открытия, по его словам, должны использоваться с чрезвычайной осторожностью. Неизученные до конца процессы и явления не следует внедрять в производственную деятельность человека по причине потенциальной опасности для биосферы и человечества.
Изучение тенденции изменения ноосферы в наши дни, на мой взгляд, будет являться не только продолжением дела великого ученого, но и разумной необходимостью для дальнейшего развития человечества.
Глава 1. Ноосфера, как высшая стадия биосферы
Термин “ноосфера был введен в науку в конце 20-х годов нашего века. С какими событиями было связано появление понятия? Иными словами: почему появление этого термина не произошло ранее, например в ХIX веке? На мой взгляд введение термина “ноосфера” практически приурочено к возникновению нового явления на нашей планете, а точнее новой сферы разума.
Чтобы понять и дать определение данному термину, нужно сначала рассмотреть сферу жизни нашей планеты или, иначе говоря, биосферу и ее изменение со времен зарождения жизни и до наших дней.
Развитие жизни на нашей планете эволюционно. Согласно закону естественного отбора выживает сильнейший, более приспособленный к условиям Среды обитания. Однако, так как закону естественного отбора подвержены абсолютно все организмы, то эволюционирует и усложняется сама Среда обитания - различные биоценозы и биосфера в целом. Развитие биосферы происходит по пути усложнения форм жизни, каждая из которых борется за свое существование со своими природными врагами.
Данный процесс борьбы, как нам известно, привел к возникновению покрытосемянных и млекопитающих, высших представителей растительного и животного мира. При этом процесс естественного отбора не останавливается ни на минуту, а наоборот набирает все более быстрый темп.
По мнению Дарвина, эволюция живого мира на этом не останавливается. Появление человека – вот венец развития животного мира. В условиях естественного отбора появляются предки человека. Но что мог противопоставить человек грозному животному миру – различным хищникам? Неужели у человека имелись острые клыки и когти, позволявшие ему не только выжить в условиях естественного отбора, но и увеличить численность и занять главенствующее положение на планете.
Нет. Человеку был дан разум – одно из удивительнейших явлений всех времен. Чтобы выжить, человеку пришлось использовать подручные средства, заменяющие ему и когти, и клыки, и быстрые ноги, и теплый мех и много другое. На мой взгляд, закон естественного отбора применим и к человеку, хотя многие последователи высоких нравственных идей его отвергают. Человек мог бы и поныне бегать с палкой-копалкой в поисках съестных корней и с каменным топором за дикими животными. Однако разум дал человеку способность учиться, изобретать и усовершенствовать орудия труда, предметы обихода. В условиях соприкосновения ареалов обитания племен, между людьми, вероятно, возникали стычки. Причинами споров могли быть пища, территория. Как правило, победу могло одержать то племя, у которого были лучше орудия труда, в данном случае - оружие.
В дальнейшем, с момента возникновения простейших цивилизаций и до наших дней, люди неотступно были вынуждены совершенствовать свои знания о мире и орудия труда.
Здесь, на мой взгляд, необходимо
остановиться и оценить силу
воздействия человека на
Из рассмотренного примера видно, что с течением времени сила воздействия человека на окружающий мир неукоснительно возрастает. Под влиянием этой силы окружающий мир преображается и изменяется. В принципе любой организм, сосуществуя в этом мире, вместе с другими влияет на окружающий мир и изменяет его. Так, например, сине-зеленые водоросли несколько миллионов лет назад образовали первичную атмосферу планеты, а множество поколений растений произрастающих на одном участке земли преобразовали первичную материнскую породу земли в чернозем. Конечно, здесь также уместно влияние воды, ветра, температуры. Итак, мы видим, что эволюция живого мира приводит и к изменению неживой природы, облика нашей планеты.
В целом, ареал распространения живых организмов принято называть биосферой, в которую включаются и неотъемлемые элементы живой природы: воздух, вода, земля, свет и т.д.
Эволюция биосферы очень сложное явление. Появляющиеся новые жизни меняют окружающий мир, которые в свою очередь создает предпосылки для зарождения новых видов и их победы в борьбе с неприспособленными старыми, более простыми, видами. Однако развитие биосферы в данном случае не выходит за пределы ее определения. Усложняющееся разнообразие форм и видов жизни подчинено строгим законам эволюции.
Однако как в таком случае объяснить появление озонных дыр в стратосфере? Или глобальное повышение температур? А образование водохранилищ, смена растительности (освоение целинных земель), разработка месторождений и многое другое? Как объяснить данные явления, которые также являются изменениями окружающей среды, зачастую изменениями биосферы с точки зрения эволюции?
В данном случае основной и единственной силой, влияющей на биосферу, является человек, а если говорить точнее, то человеческий разум, так как физиологически человек мало изменился с поры доисторического времени. Но благодаря приобретенным знаниям, развитию разума, человек стал использовать такие технические средства, которые приводят к интенсивному изменению окружающего мира.
Практически здесь можно и закончить описание развития биосферы и начать описание развития ноосферы. Таким образом, ноосфера - сфера разума, включает в себя биосферу, видоизмененную под действием человека. Однако это очень грубое определение границ ноосферы и оно действенно только на начальном этапе развития ноосферы.
Темп развития науки и техники позволил современному человеку многое, о чем еще сто лет назад никто бы не подумал. В настоящее время компьютеризация и развитие робототехники только набирает темп и можно лишь догадываться об их возможностях через 3-5 лет. Современный человек очень сильно расширил свои знания о мире. В этом столетии ему удалось выйти в космос, “приручить” атом, узнать секреты генетики. Расширились рамки ноосферы. По мнению некоторых ученых границами ноосферы нужно считать пространство, где человек, используя необходимые предметы, орудия, может побывать без какого-либо риска для жизни. По мнению Вернадского, рамки биосферы расширяются вместе с расширением ноосферы. Ученый уже тогда предполагал, что человек сможет выйти в космос, и уже тогда задал вероятное развитие ноосферы.
Здесь необходимо остановиться, чтобы прокомментировать яркое, на мой взгляд, сравнение двух сфер. Человек - живое существо и в принципе относится к “живому веществу” нашей планеты. По определению Вернадского живое вещество - это вся растительность, животный мир, то есть все органическое, вся живая природа. Поэтому человек также относится к живому веществу, а, следовательно, является одним из представителей оболочки жизни на нашей планете - биосферы. Таким образом, где бы ни находился человек, там по определению должна быть и биосфера.
Однако выход человека в космос или покорение полярных льдов открывают дополнительное пространство, которое затруднительно напрямую причислить к территории биосферы, хотя представитель жизни - человек - в этих условиях уже может существовать. В данном случае происходит увеличение, расширение границ ноосферы, сферы, где существование жизни возможно лишь благодаря приспособлениям, которые получены лишь благодаря деятельности человека и его разуму. Вот почему, описывая границы ноосферы нужно знать и определение ноосферы. От греческого noos - разум. Поэтому “ноосфера ” означает сфера разума, буквально “мыслящая оболочка”.
Таким образом, зарождение жизни на нашей планете привело к возникновению и развитию биосферы. В условиях эволюции жизни, усложнения и изменения биосферы появляется человек - разумное, мыслящее существо. Благодаря разуму ему становится подвластно интенсивное изменение окружающего мира. И благодаря разуму человека эволюция биосферы перетекает в зарождение ноосферы - высшей стадии биосферы.
ГЛАВА 2. УЧЕНИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО О НООСФЕРЕ
Вся долгая творческая жизнь
Владимира Ивановича
Необыкновенная прозорливость ученого предугадала ту необычайную огромную силу, которая скрывается в атомной энергии. В книге “Очерки и речи”, опубликованной в 1922 г Вернадский писал: “Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. Это может случиться в ближайшие годы, может случиться через столетия. Но ясно, что это должно быть. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука? Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного процесса. Они должны чувствовать себя ответственными за последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества”.
Информация о работе Учение о ноосфере. Работы В.И.Вернадского