Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:38, реферат
Творческие интересы В.И.Вернадского были очень широки. Он был не только геологом, но и занимался биологией, изучением почв, природных вод, метеоритов, проблем радиоактивности. Из 416 опубликованных трудов 100 посвящено минералогии, 70-биогеохимии, 50-геохимии, 43-истории наук, 37-организационным вопросам, 29-кристаллографии, 21–радиогеологии, 14–почвоведению, остальные - разным проблемам науки. Общей характерной чертой исследований ученого является фундаментальность. Поэтому его труды и идеи не потеряли актуальности и практического значения и в наши дни.
1. Введение …………………………………………………………………
2. Основная часть ………………………………………………………….
3.Выводы ………………………………………………………………
Поскольку эволюция
и возникновение новых видов
предполагают существование
Над этими вопросами
на протяжении столетий
Предположения относительно
абиогенного, или
В дальнейшем, по мере
проникновения физико-
Несмотря на некоторые
противоречия, учение Вернадского
о биосфере представляет собой
новый крупный шаг в понимании
не только живой природы, но
и ее неразрывной связи с
исторической деятельностью
Ноосфера.
Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум»
и σφαῖρα — «шар») — сфера
взаимодействия общества и природы,
в границах которой разумная человеческая
деятельность становится определяющим
фактором развития (эта сфера обозначается
также терминами «антропосфера»
Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».
Возникновение и развитие ноосферы
В ноосферном учении человек
предстаёт укоренённым в
Ноосферу можно
1.ноосфера в стадии
становления, развивающаяся
2.ноосфера развитая, сознательно
формируемая совместными
История представлений
Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).
Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.
В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270 о эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой ум , заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.
Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.
Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l'élan vital).
Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l'élan) и длительности (durée).
Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.
«Суть обновленного взгляда на ноосферу , который мы намерены здесь защищать и который, как кажется, более адекватно отвечает ситуации, такова: это учение с самого начала несло в себе элементы утопии; в нем переплелись аксиологические и онтологические подходы без какого-либо их разграничения… Ноосфера как гармония —- сциентистский аналог социально-политических утопий типа коммунизма и прочих, более ранних мечтаний о рае»[5].
А. В. Поздняков из Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН пишет:
В научной среде России
«ноосферогенез»
На основе учения о ноосфере
появилось религиозное движение
«ноосферизма». Д.ю.н. профессор М. Н.
Кузнецов и к.ю.н. И. В. Понкин дали заключение
«по содержанию религиозно-политической
идеологии ноосферизма», в котором
отмечен широчайший размах этой «квазирелигиозной
идеологии», указано на тесные связи
«ноосферизма» с оккультно-
Известный российский историк и социолог Н. А. Митрохин называет ноосферологию «сциентистской интеллектуальной традицией, обожествляющей личность покойного академика В. Вернадского» и потенциально «самой влиятельной из гражданских религий современной России».
Основы концепции ноосферы В. И. Вернадского
В 1923 году Вернадский в своих лекциях по геохимии, прочитанных в Париже, впервые указал на явление дисимметрии нашей планеты на примере "подвижной части земной коры" — астеносферы в районе Тихого океана: " Существование дисимметрии (не сплошных оболочек) указывает, что их происхождение тесно связано с геологическими явлениями в истории нашей планеты, имеющих планетарный характер. Оно отражается коренным образом на всех явлениях, имеющих место на Земле, и на всех исканиях, с Землей связанных" (В.И. Вернадский). Вернадский впервые получил количественный показатель , подтверждающий дисимметрию планеты и указал на возможность нахождения "дисимметричных явлений" даже в Космосе.
Он так же отмечал, что
особую роль в биосфере играют биологические
круговороты, где важнейшим процессом
является фотосинтез, осуществляемый
растительностью планеты, которая
оказывает влияние на все компоненты
природного комплекса биосферы —
атмосферу, гидросферу, почву, животный
мир. Велика роль растений в жизни
человеческого общества. Они создают
необходимую среду
К своеобразной разновидности
круговоротов в биосфере относятся
ее ритмические изменения. Ритмикой
называется повторяемость во времени
комплекса процессов, которые каждый
раз развиваются в одном
Ритмичность — это форма своеобразной пульсации биосферы как целостной системы, причем ритмы как и круговороты веществ, замкнуты в себе. Знание и учет ритмических явлений необходимы при рациональном природопользовании и охране естественных ресурсов нашей планеты.
Развивая учение о биосфере, Вернадский пришел к следующим выводам: "Биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению". Вовлекая неорганическое вещество в "вихрь жизни", в биологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность.
Информация о работе Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере