Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:38, реферат

Описание работы

Творческие интересы В.И.Вернадского были очень широки. Он был не только геологом, но и занимался биологией, изучением почв, природных вод, метеоритов, проблем радиоактивности. Из 416 опубликованных трудов 100 посвящено минералогии, 70-биогеохимии, 50-геохимии, 43-истории наук, 37-организационным вопросам, 29-кристаллографии, 21–радиогеологии, 14–почвоведению, остальные - разным проблемам науки. Общей характерной чертой исследований ученого является фундаментальность. Поэтому его труды и идеи не потеряли актуальности и практического значения и в наши дни.

Содержание работы

1. Введение …………………………………………………………………

2. Основная часть ………………………………………………………….

3.Выводы ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Ministerstvo_obrazovania_i_nauki_Rossyskoy_Fed.docx

— 51.12 Кб (Скачать файл)

 Поскольку эволюция  и возникновение новых видов  предполагают существование своего  начала, постольку закономерно возникает  вопрос: а есть ли такое начало  у жизни? Если есть, то где  его искать – на Земле или  в Космосе? Может ли возникнуть живое из неживого ?

 

 Над этими вопросами  на протяжении столетий задумывались  многие религиозные деятели, представители  искусства, философы и ученые. В.И.Вернадский подробно рассматривает  наиболее интересные точки зрения, которые выдвигались выдающимися мыслителями разных эпох, и приходит к выводу, что никакого убедительного ответа на эти вопросы пока не существует. Сам он как ученый вначале придерживался эмпирического подхода к решению указанных вопросов, когда утверждал, что многочисленные попытки обнаружить в древних геологических слоях Земли следы присутствия каких-либо переходных форм жизни не увенчались успехом. Во всяком случае некоторые останки жизни были обнаружены даже в докембрийских слоях, насчитывающих 600 миллионов лет. Эти отрицательные результаты, по мнению В.И.Вернадского, дают возможность высказать предположение, что жизнь как материя и энергия существует во Вселенной вечно и поэтому не имеет своего начала. Но такое предположение есть не больше, чем эмпирическое обобщение, основанное на том, что следы живого вещества до сих пор не обнаружены в земных слоях. Чтобы стать научной гипотезой, оно должно быть согласовано с другими результатами научного познания, в том числе и с более широкими концепциями естествознания и философии. Во всяком случае нельзя не считаться со взглядами тех натуралистов и философов, которые защищали тезис о возникновении живой материи из неживой, а в настоящее время даже выдвигают достаточно обоснованные гипотезы и модели происхождения жизни.

 Предположения относительно  абиогенного, или неорганического,  происхождении жизни делались  неоднократно еще в античную  эпоху, например, Аристотелем, который  допускал возможность возникновения  мелких организмов из неорганического  вещества. С возникновением экспериментального  естествознания и появлением  таких наук, как геология, палеонтология  и биология, такая точка зрения  подверглась критике как не  обоснованная эмпирическими фактами.  Еще во второй половине XVII в.  широкое распространение получил  принцип, провозглашенный известным  флорентийским врачом и натуралистом  Ф.Реди, что все живое возникает  из живого. Утверждению этого  принципа содействовали исследования  знаменитого английского физиолога  Уильяма Гарвея (1578 – 1657), который  считал, что всякое животное происходит  из яйца, хотя он и допускал  возможность возникновения жизни  абиогенным путем.

 В дальнейшем, по мере  проникновения физико-химических  методов в биологические исследования  снова и все настойчивее стали  выдвигаться гипотезы об абиогенном  происхождении жизни. Выше мы  уже говорили о химической эволюции как предпосылке возникновения предбиотической, или предбиологической, стадии возникновения жизни. С указанными результатами не мог не считаться В.И. Вернадский, и поэтому его взгляды по этим вопросам не оставались неизменными, но, опираясь на почву точно установленных фактов, он не допускал ни божественного вмешательства, ни земного происхождения жизни. Он перенес возникновение жизни за пределы Земли, а также допускал возможность ее появлении в биосфере при определенных условиях. Он писал: “Принцип Реди не указывает на невозможность абиогенеза вне биосферы или при установлении наличия в биосфере (теперь или раньше) физико-химических явлений, не принятых при научном определении этой формы организованности земной оболочки.”

 Несмотря на некоторые  противоречия, учение Вернадского  о биосфере представляет собой  новый крупный шаг в понимании  не только живой природы, но  и ее неразрывной связи с  исторической деятельностью человечества.

 

 

Ноосфера.

Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум»  и σφαῖρα — «шар») — сфера  взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»).

Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано  с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные  процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное  действие которой обычно не принимается  во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как  существа общественного».

Возникновение и развитие ноосферы

В ноосферном учении человек  предстаёт укоренённым в природу, а «искусственное» рассматривается  как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного». Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней  то как о реальности будущего, то как о действительности наших  дней, что неудивительно, поскольку  он мыслил масштабами геологического времени. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В. И. Вернадский. — Это  переживаем мы и сейчас , за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

1.ноосфера в стадии  становления, развивающаяся стихийно  с момента появления человека;

2.ноосфера развитая, сознательно  формируемая совместными усилиями  людей в интересах всестороннего  развития всего человечества  и каждого отдельного человека.

История представлений

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал  ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся  человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно  со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и  католическим философом Пьером Тейяром  де Шарденом. При этом Леруа и  Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал  в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления  материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет  слияние с Богом. Развитие ноосферного  учения связано в первую очередь  с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа  лежат представления Плотина (205—270 о эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой ум , заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа  и Тейяра де Шардена повторяет  основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние  Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l'élan vital).

Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько  раз обращается к бергсоновским  категориям порыва (l'élan) и длительности (durée).

Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.

 «Суть обновленного взгляда на ноосферу , который мы намерены здесь защищать и который, как кажется, более адекватно отвечает ситуации, такова: это учение с самого начала несло в себе элементы утопии; в нем переплелись аксиологические и онтологические подходы без какого-либо их разграничения… Ноосфера как гармония —- сциентистский аналог социально-политических утопий типа коммунизма и прочих, более ранних мечтаний о рае»[5].

А. В. Поздняков из Института  мониторинга климатических и  экологических систем СО РАН пишет:

В научной среде России «ноосферогенез» рассматривается  как учение. Однако если под учением  понимать теорию достижения цели, единственно  необходимую последовательность практических действий, то это, скорее, не учение, а  недостаточно обоснованные утопические  положения о всемогуществе Человека. В основе этого «учения» — обыкновенное человеческое тщеславие, выливающееся в эго- и антропоцентризм.

На основе учения о ноосфере появилось религиозное движение «ноосферизма». Д.ю.н. профессор М. Н. Кузнецов и к.ю.н. И. В. Понкин дали заключение «по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма», в котором  отмечен широчайший размах этой «квазирелигиозной  идеологии», указано на тесные связи  «ноосферизма» с оккультно-религиозным  учением «русского космизма»  и с оккультно-религиозными объединениями  последователей Рерихов. В то же время, по утверждению авторов заключения, оно не относится напрямую к наследию В. И. Вернадского, поскольку «ноосферизм» является манипуляцией идеями В. И. Вернадского  и его именем.

Известный российский историк  и социолог Н. А. Митрохин называет ноосферологию  «сциентистской интеллектуальной традицией, обожествляющей личность покойного  академика В. Вернадского» и потенциально «самой влиятельной из гражданских  религий современной России».

Основы концепции  ноосферы В. И. Вернадского

В 1923 году Вернадский в своих  лекциях по геохимии, прочитанных  в Париже, впервые указал на явление  дисимметрии нашей планеты на примере "подвижной части земной коры" — астеносферы в районе Тихого океана: " Существование дисимметрии (не сплошных оболочек) указывает, что их происхождение тесно связано с геологическими явлениями в истории нашей планеты, имеющих планетарный характер. Оно отражается коренным образом на всех явлениях, имеющих место на Земле, и на всех исканиях, с Землей связанных" (В.И. Вернадский). Вернадский впервые получил количественный показатель , подтверждающий дисимметрию планеты и указал на возможность нахождения "дисимметричных явлений" даже в Космосе.

Он так же отмечал, что  особую роль в биосфере играют биологические  круговороты, где важнейшим процессом  является фотосинтез, осуществляемый растительностью планеты, которая  оказывает влияние на все компоненты природного комплекса биосферы —  атмосферу, гидросферу, почву, животный мир. Велика роль растений в жизни  человеческого общества. Они создают  необходимую среду существования  и снабжают ее различными веществами. Перенос вещества и энергии осуществляется затем посредством пищевых цепей.

 

К своеобразной разновидности  круговоротов в биосфере относятся  ее ритмические изменения. Ритмикой называется повторяемость во времени  комплекса процессов, которые каждый раз развиваются в одном направлении. При этом различают две ее формы: периодическую — это ритмы  одинаковой длительности (время оборота  Земли вокруг оси) и циклическую  — ритмы переменной длительности. Периодичность в биосфере проявляется  во многих процессах: тектонических, осадконакоплении, климатических, биологических и  многих других. Ритмы бывают разной продолжительности: геологические, вековые, внутривековые, годовые, суточные и  т.д.

Ритмичность — это форма  своеобразной пульсации биосферы как  целостной системы, причем ритмы  как и круговороты веществ, замкнуты в себе. Знание и учет ритмических  явлений необходимы при рациональном природопользовании и охране естественных ресурсов нашей планеты.

Развивая учение о биосфере, Вернадский пришел к следующим выводам: "Биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится  к максимальному своему проявлению". Вовлекая неорганическое вещество в "вихрь  жизни", в биологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность.

Информация о работе Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере