Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 03:14, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика основ организации и деятельности государственной власти……………………………………………………………………………..5
Классификация органов государственной власти………………..8
Контрольно-надзорные органы…………………………………..11
Глава 2. Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства………………………………………………………………………13
2.1. Законодательная власть и её органы………………………………13
2.2. Исполнительная власть и её органы……………………………….18
2.3. Судебная власть и её органы……………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnye_osnovy_organizatsii_gos_vlasti.docx

— 62.03 Кб (Скачать файл)

Действуют также межведомственные комиссии, решения которых обязательны для органов, делегирующих в ее состав своих представителей. Такова, например, комиссия по предотвращению поступлений на внутренний рынок недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров.

Правительство Российской Федерации – орган коллегиальный. Его заседания проводятся систематически, каждую неделю, и исключительно на них принимаются решения по важнейшим вопросам экономического развития страны.

 

2. 3. Судебная власть  и ее органы

 

В любой стране существуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и т.п. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти – судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают.

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов. Оно имеет ряд специфических признаков: осуществляется от имени государства, специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в конституции Российской Федерации (гл.7)  и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации».

Основные конституционные принципы правосудия

Важнейший из них – осуществление правосудия только судом. Это – гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит свое отражение в установлении Конституцией рамок судебной власти и судебной системы Российской Федерации.

Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Арбитражные суды субъектов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону16.

Независимость судей – важнейшее условие самостоятельности и авторитетности   судебной власти, позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие.

Принцип подчинения судей только Конституции и федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст.120 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

В соответствии с Конституцией  судьи несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, предусмотренным в федеральном законе.

Судьи неприкосновенны. Это – одна из наиболее существенных гарантий их независимости.

Разбирательство дел во всех судах является открытым, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Конституция устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренным федеральным законом. В случаях, предусмотренным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

В соответствии с Конституцией (ст.124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом17.

Правосудие – главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, толкования правовых норм (Конституционным Судом – норм Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда).

Конституционный Суд Российской Федерации

Это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия его определены Конституцией  и федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации».

Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории страны он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральным законам, нормативным актам субъектов федерации; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и ее субъектов;  проверяет конституционность примененного закона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции Российской Федерации, осуществляет другие полномочия, предоставленными ему Конституцией18.

Вместе с тем судебную власть как одну из ветвей государственной власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть — неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался. Но что не менее значимо, судебная власть — это еще и гарантия нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия исполнительной власти. Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью.

Закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.) предоставляет гражданам возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав. Суду подконтрольны любые действия (решения) любых структур и должностных лиц, если возникает опасность ущемления ими законных интересов личности.

Деятельность Конституционного Суда призвана служить укреплению основ конституционного строя Российской Федерации, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда провозглашены независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Независимость Конституционного Суда обеспечивается тем, что судьи несменяемы, неприкосновенны подчиняются только Конституции и федеральному закону, лишь в соответствии с которым могут быть прекращены их полномочия. Судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий, движений и организаций, должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Важно, что судьи разрешают дела и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воз действие на свободу их волеизъявления. Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции.

Решение Конституционного Суда по спору о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены  или изменения нормативных актов, определяющих компетенцию этих органов. Толкование Конституции, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц граждан и их объединений.

Согласно действующей Конституции РФ, Конституционный Суд действует лишь по запросам и жалобам, он лишен права начинать дела по собственной инициативе. Поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, каждой из палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Жалобы граждан рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле.

Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных преступлениях, суд исследует не только действия подсудимого как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способствовавшие возникновению дела. За совершенное преступление виновный привлекается к ответственности, о чем выносится приговор. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, которые способствовали тем или иным нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение. В нем обращается внимание соответствующего органа исполнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие предупредительных мер.

Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.) суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности и применяет одну из возможных мер воздействия.

Содержанием контроля, осуществляемого арбитражными судами, является проверка при разрешении перечисленных дел соответствия актов и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц требованиям законности и принятие мер по устранению выявленных правонарушений. Суд принимает решение на основании действующего законодательства после всестороннего изучения всех доказательств по делу. Судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории страны19.

Таким образом, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды в пределах своей компетенции решают задачи по обеспечению законности в сфере исполнительной власти.

В своей деятельности Конституционный Суд Российской Федерации руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

 

Заключение

 

Итак, в своей работе я рассмотрел систему государственных органов Российской Федерации, в которую, согласно Конституции РФ, входят как органы государственной власти Федерации, так и органы государственной власти ее субъектов, а также ряд других государственных органов. Главой государства является Президент Российской Федерации, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти. Федеральное собрание, которое является парламентом РФ и состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборам, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В организации государственной деятельности лежит разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данное разделение  закреплено в Конституции Российской Федерации, так же в Конституции Российской Федерации закреплены основные положения организации деятельности этих государственных органов.

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов РФ входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, определяемые органами государственной власти, при которых обычно состоят эти государственные органы.

         В число этих органов входят, например, Администрация Президента  РФ, обеспечивающая деятельность  Президента России; Совет Безопасности  РФ, обеспечивающий условия для  реализации Президентом РФ конституционных  полномочий по защите прав  человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.    

         Все это дает основание, что  государственные органы играют  огромную роль в управлении  государством и от их деятельности зависит будущее политическое, социально-экономическое положение страны и, соответственно, и положение граждан этой страны.

Информация о работе Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства