Игры животных и игры детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 11:59, реферат

Описание работы

Как и у человека, игра у животных включает широкий круг видов деятельности: от двигательной активности до сложных, иногда неповторимых сценариев. Вопросы о том, какова природа игры, какие психические процессы лежат в ее основе, насколько и в чем игры животных похожи на игры ребенка, изучают психологи разных направлений (зоопсихология, сравнительная психология). Помимо психологов исследованием этой проблемы занимались специалисты-этологи, уделявшие внимание отличию игры от других форм поведения, в особенности от исследовательского. Благодаря их работам собран также обширный материал по сравнительной характеристике игр животных в естественной среде обитания.

Содержание работы

1. Введение 3

2.Основная часть 4

3. Заключение 14

4. Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Гориллы также охотно и разнообразно играют с предметами. Д.Фосси наблюдала, как в природной популяции детеныши играют в футбол и бейсбол плодами (твердыми, похожими на грейпфруты) дерева мтанга-танга. А один из юных самцов, подобно описанному Гудолл Майклу и его подражателям, во время демонстраций угрозы брал в зубы стебель, а плодом ударял себя в грудь, издавая резонирующие звуки. Он делал это по собственной инициативе, а другие детеныши ему не подражали. Вольные шимпанзе используют в манипуляционных играх не только природные материалы, но и предметы, связанные с деятельностью человека. Лагерь Дж. Гудолл неоднократно подвергался нашествиям «соседей», которые не только и не столько охотились за лакомствами, сколько интересовались предметами походного обихода. Сходный интерес к экспедиционному оборудованию проявляли и молодые гориллы. По наблюдениям Фосси, один из детенышей, при первой же возможности потрошивших ее рюкзак, особое пристрастие питал к оптике. По-видимому, он не просто подражал действиям человека, но и действительно внимательно разглядывал в бинокль окружающие предметы, иногда шевеля пальцами прямо перед объективами. 300-миллиметровый объектив он использовал как подзорную трубу, направляя на удаленные предметы или других членов группы. Самое удивительное, что он обращался с этими своими игрушками очень бережно и не подпускал к ним конкурентов.

Гудолл  подробно описывает также игры матери-шимпанзе с детенышем – тот аспект игрового поведения, который можно полноценно исследовать именно в природных  условиях (или, в крайнем случае, в колониях). От матери младенец получает первый опыт социальной игры, когда та нежно покусывает его зубами или щекочет пальцами. Сначала игровые эпизоды длятся недолго, но около 6 месяцев детеныш начинает отвечать матери игровой мимикой и смехом, а продолжительность игры растет. Некоторые самки играют не только с младенцами, но и с детенышами довольно зрелого возраста. Одна из обезьян играла и в 40 лет: детеныши бегали вокруг дерева, а она стояла и делала вид, что пытается схватить их, или хватала тех, кто пробегал близко. Ее дочь Мими также играла со своим потомством в течение довольно долгого времени. Однако большинство мамаш-шимпанзе не отличаются особой склонностью к игре с подрастающими детенышами. Вообще для игр взрослых шимпанзе характерна очень большая индивидуальная пластичность.

Когда младенец достигает возраста 3–5 месяцев, мать позволяет другим детенышам  играть с ним. Сначала это старшие  братья и сестры, но с возрастом  этот круг растет, а игры становятся продолжительнее и энергичнее. К 3 годам они часто кончаются агрессией. Наиболее активно играют детеныши от 2 до 4 лет.

Степень уверенности, с которой детеныш  ведет себя в играх, в значительной мере зависит от общественного ранга  его матери. Тем самым уже на этом этапе онтогенеза игра способствует становлению будущего социального ранга особи.6

3. Игра – характернейший компонент поведения детенышей обезьян. Она неизбежно предполагает дружеские физические контакты между особями и с ее помощью могут формироваться связи, сохраняющие свое значение на протяжении всей жизни.

Большинство категорий игр в той или  иной степени доступны не только ребенку, но и шимпанзе, хотя, разумеется, степень  их развития и сложности существенно  различается. В самой общей форме  можно сказать, что детеныш шимпанзе обгоняет ребенка во всех подвижных играх, требующих физической силы и ловкости, тогда как ребенок очень рано переходит к ролевым играм, требующим сообразительности, воображения, самоосознания и т.п. В играх, связанных с разными видами качания, передвижения предметов, лазания по трапециям и т.п., ребенок не только участвует сам, но еще и вовлекает в это свои игрушки.

Игры  детей во многом схожи с играми детенышей шимпанзе. И детеныш  шимпанзе, и ребенок одинаково  любят любые способы передвижения, играя в прятки и тот, и другой предпочитают, прятаться, а не искать. Детеныши человекообразных обезьян, так же, как и дети могут включать в свои игры других живых животных. Манипуляционные игры – одна из важнейших категорий игры детенышей человекообразных обезьян. Эта форма игры обеспечивает ознакомление со свойствами окружающих животное предметов.

В своих  играх детеныши обезьян используют не только ловкость, но и воображение. Наиболее близкие к игре ребенка игры, связанные с работой воображения и требующие оперирования мысленными представлениями, не могут считаться только следствием особого воспитания в «развивающей» среде, но, по-видимому, составляют черту поведения, изначально присущую всем человекообразным обезьянам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                           Использованная литература:

Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. – М.: Мир, 1992.

Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. – М.: Изд. Гос. Дарвиновского музея, 1935.

Фабри К.Э. Игра у животных. –М., 1985.

Фосси Д. Гориллы в тумане. – М.: Прогресс, 1990.

 

1 Фабри К.Э. Игра у животных. –М., 1985.

2 Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. – М.: Изд. Гос. Дарвиновского музея, 1935.

3 Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. – М.: Мир, 1992.

4 Фосси Д. Гориллы в тумане. – М.: Прогресс, 1990.

5 Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. – М.: Мир, 1992.

6 Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. – М.: Мир, 1992.




Информация о работе Игры животных и игры детей