Развитие психики животных в процессе взаимодействия с человеком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть не одно, а два философских понятия природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания(рефлексия). В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, развиваются по своим законом.

Файлы: 1 файл

Развитие психики животных в процессе взаимодействия с человеком.docx

— 20.58 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

 

 

                                                                                 Специальность: 030301.65

                                                  Курс: 1

                                                                 Отделение: очное

 

                                          Самостоятельная работа

                                  Афанасьева Ольга Георгиевна

 

 

                                                                                                              Проверил:

                                                                            Белашина Татьяна Валентиновна

 

 

                                      

                                      

 

                                       НОВОСИБИРСК, 2013

Развитие психики  животных в процессе взаимодействия с человеком.

   Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть не одно, а два философских понятия природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания(рефлексия). В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, развиваются по своим законом.

   Общий подход к процессу  психического развития характеризуется  особенностями теоретического и  практического разрешения вопроса  возникновения и развития психики.

   Одну из гипотез, касающихся  стадий и уровней развития  психического отражения, начиная  от простейших животных и кончая  человеком, предложил А.Н.Леонтьев. Позднее она была доработана  и уточнена К.Э. Фабри на  основе новейших зоопсихологических  данных, поэтому теперь ее правильнее  называть концепцией - или системой  взглядов Леонтьева – Фабри.  Вся история развития психики  и поведения животных, согласно  этой концепции, делится на  ряд стадий и уровней. Выделяется  две стадии элементарной сенсорной  психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая - три уровня: низший высший и наивысший. Описав эти стадии и уровни, К.Э.Фабри пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всем приматам, а также некоторым другим животным.

   Эксперимент, проведенный  немецким ученым Брамштедтом, подтверждает взгляды Леонтьева, Фабри. А именно, то, что низший уровень стадии элементарной сенсорной психики характеризуется тем, что в достаточном виде представлены: раздражимость, чувствительность, которая возникает в ходе развития раздражимости, ощущения, инстинкты.

Особенно большой вклад в  изучение мышления и интеллектуального  поведения животных внес немецкий ученый В. Келер. Именно он впервые доказал, что высшим животным – человекообразным обезьянам – свойственны интеллектуальные формы поведения, способность к изготовлению элементарных орудий.

   Качественный скачек в развитии психики и поведения происходит на перцептивной стадии, где ощущения объединяются в образы, внешняя среда воспринимается в образы, внешняя среда воспринимается в виде целостных предметов, возникают гибкие формы приспособленческого поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.

   Весьма развитой оказывается  двигательная активность, включающая  движения, связанные с изменением  направления и скорости. Деятельность  животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер.

Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые. Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса.

   В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами.

   Р. Йеркс выделил восемь основных особенностей, обобщив результаты наблюдений за интеллектуальным поведением животных:

1. Детальное изучение животным  ситуации прежде, чем оно начнет  действовать.

2. Наличие колебаний, перерывов  между действиями, напоминающих  «размышление».

3. Попытки разумного, целенаправленного  реагирования на ситуацию, выражающиеся  в том, что животное сразу  пытается решить возникшую проблему, не делая случайных движений, бессмысленных проб и ошибок.

4. В случае, если первоначальный способ решения оказался неудачным, вслед за ним применяется новый, причем переход от одного способа решения к другому кажется быстрым и внезапным.

5. Удерживание в процессе выполнения  действия конечной его цели  в сфере внимания. Разумность  и целенаправленность всех совершаемых  движений, их подчиненность достижений  цели.

6. Наличие в деятельности особого  критического момента, когда животное  как бы внезапно и быстро  совершает необходимую серию  действий, прямо ведущих к цели. Эта часть деятельности для  наблюдателя очевидным образом  отделяется от всех предыдущих  попыток.

7. Легкость повторения в новых  условиях однажды найденного  решения проблем.

8. Способность обнаруживать, усматривать  существенное в ситуации, обращать  на него внимание, отвлекать от  всего остального.

   Дальнейшее развитие психики  на уровне человека согласно  материалистической точке зрения  идет в основном за счет  памяти, речи, мышления и сознания  благодаря усложнению деятельности  и совершенствованию орудий труда,  выступающих как средства исследования  окружающего мира, изобретению и  широкому использованию знаковых  систем. У человека наряду с  низшими уровнями организации  психических процессов, возникают  и высшие.

 

 

 

    Ускоренному психическому развитию людей способствовали такие достижения человечества, как: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, которые не только предаются из поколения в поколение, но и совершенствуется; возникновение языка и речи, которые стали действительным средством влияния человека на самого себя, управление своими познавательными процессами. У человека было выделено две сигнальные стадии. I-ая дана природой (органы чувств), II-ая выраженная в слове, которое стало мощным средством самоуправления и саморегуляции человека.

   До середины XVII века многие  думали, что между человеком и  животным нет ничего общего  ни в анатомо-физиологическом  устройстве, ни в поведении, ни  в происхождении. Теория эволюции  Ч.Дарвина перекрыла психологическую  и поведенческую пропасть, веками  разделявшую эти два биологических  вида. И.П.Павловым были проведены  опыты, целью которых было выявление  индивидуальных различий темперамента  среди животных. А в последние  десятилетия XX-го века ученые-психологи  стараются найти идентичность  в коммуникации у человека  и животных.

   Почти все, что имеется  в психологии и поведении животного,  приобретается им одним из  двух возможных путей: передается  по наследству или усваивается  в стихийном процессе научения. То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания.

Но у человека кроме наследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный  с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его  с животным, мы обнаруживаем, что  при наличии одинаковых анатомо-физиологических  задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение, и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-поведенческое исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно определять содержание и методы обучения и воспитания детей.

   Как человек так и животное обладает общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений, запоминать информацию. Но память человека рактически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации.

 

Они могут не только записывать и  хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через  предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

   Вместе с тем у человека  есть высшие нравственные чувства,  которых нет у животных. Они,  в отличие от элементарных  эмоций, воспитываются и изменяются  под влиянием социальных условий.

   У человека имеются и  специфические социальные потребности,  близкие аналоги которых нельзя  обнаружить ни у одного из  животных. Это – духовные потребности,  имеющие нравственно-ценностную  основу, творческие потребности,  потребность в самосовершенствовании,  эстетические и ряд других  потребностей.

   Итак, человек, в своих  психологических качествах и  формах поведения представляется  социально-природным существом,  частично похожим, частично отличным  от животных. В жизни его природное  и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют  друг с другом. В понимании  подлинной детерминации человеческого  поведения необходимо, вероятно, принимать  в расчет в то и другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

http://www.ref.by/refs/68/15851/1.html

http://www.bestreferat.ru/referat-149590.html

http://psyera.ru/4200/sovremennye-predstavleniya-ob-etapah-razvitiya-psihiki-ponyatie-o-soznanii


Информация о работе Развитие психики животных в процессе взаимодействия с человеком