Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:06, контрольная работа
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть не одно, а два философских понятия природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания(рефлексия). В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, развиваются по своим законом.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
Развитие психики животных в процессе взаимодействия с человеком.
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть не одно, а два философских понятия природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания(рефлексия). В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, развиваются по своим законом.
Общий подход к процессу
психического развития
Одну из гипотез, касающихся
стадий и уровней развития
психического отражения,
Эксперимент, проведенный немецким ученым Брамштедтом, подтверждает взгляды Леонтьева, Фабри. А именно, то, что низший уровень стадии элементарной сенсорной психики характеризуется тем, что в достаточном виде представлены: раздражимость, чувствительность, которая возникает в ходе развития раздражимости, ощущения, инстинкты.
Особенно большой вклад в изучение мышления и интеллектуального поведения животных внес немецкий ученый В. Келер. Именно он впервые доказал, что высшим животным – человекообразным обезьянам – свойственны интеллектуальные формы поведения, способность к изготовлению элементарных орудий.
Качественный скачек в развитии психики и поведения происходит на перцептивной стадии, где ощущения объединяются в образы, внешняя среда воспринимается в образы, внешняя среда воспринимается в виде целостных предметов, возникают гибкие формы приспособленческого поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.
Весьма развитой оказывается
двигательная активность, включающая
движения, связанные с изменением
направления и скорости. Деятельность
животных приобретает более
Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые. Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса.
В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами.
Р. Йеркс выделил восемь основных особенностей, обобщив результаты наблюдений за интеллектуальным поведением животных:
1. Детальное изучение животным ситуации прежде, чем оно начнет действовать.
2. Наличие колебаний, перерывов между действиями, напоминающих «размышление».
3. Попытки разумного,
4. В случае, если первоначальный способ решения оказался неудачным, вслед за ним применяется новый, причем переход от одного способа решения к другому кажется быстрым и внезапным.
5. Удерживание в процессе
6. Наличие в деятельности
7. Легкость повторения в новых условиях однажды найденного решения проблем.
8. Способность обнаруживать, усматривать существенное в ситуации, обращать на него внимание, отвлекать от всего остального.
Дальнейшее развитие психики
на уровне человека согласно
материалистической точке
Ускоренному психическому развитию людей способствовали такие достижения человечества, как: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, которые не только предаются из поколения в поколение, но и совершенствуется; возникновение языка и речи, которые стали действительным средством влияния человека на самого себя, управление своими познавательными процессами. У человека было выделено две сигнальные стадии. I-ая дана природой (органы чувств), II-ая выраженная в слове, которое стало мощным средством самоуправления и саморегуляции человека.
До середины XVII века многие
думали, что между человеком и
животным нет ничего общего
ни в анатомо-физиологическом
устройстве, ни в поведении, ни
в происхождении. Теория
Почти все, что имеется
в психологии и поведении
Но у человека кроме наследуемого
и стихийно прижизненно приобретаемого
опыта есть еще сознательно регулируемый,
целенаправленный процесс психического
и поведенческого развития, связанный
с обучением и воспитанием. Если,
изучая человека и сравнивая его
с животным, мы обнаруживаем, что
при наличии одинаковых анатомо-физиологических
задатков человек в своей психологии
и поведении достигает
Как человек так и животное обладает общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений, запоминать информацию. Но память человека рактически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации.
Они могут не только записывать и
хранить ее, но также передавать
из поколения в поколение через
предметы материальной и духовной культуры,
обучение пользованию соответствующими
знаковыми системами и
Вместе с тем у человека
есть высшие нравственные
У человека имеются и
специфические социальные
Итак, человек, в своих
психологических качествах и
формах поведения
Список использованных источников:
http://www.ref.by/refs/68/
http://www.bestreferat.ru/
http://psyera.ru/4200/
Информация о работе Развитие психики животных в процессе взаимодействия с человеком