Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:18, курсовая работа
Селекционная работа повышает доходность пасек, наряду с хорошим кормлением и содержанием пчел. Отбор на племя наиболее продуктивных семей пчел, получение от них потомства, а также использование межпородных скрещиваний позволяет без больших материальных затрат значительно повысить продуктивность пчелиных семей. Поэтому важна тема работы - селекция и факторы, влияющие на ее эффективность. Так же мне показалось интересным разобраться в некоторых приемах, которые помогают нам спаривать маток из сильных семей с такими же трутнями, избегать вырождения, получать хороших рабочих пчел в будущем.
3.3.2 Техника инструментального осеменения пчелиных маток
Осеменяют неплодных маток в возрасте 6-13 дней, что соответствует срокам при их естественном спаривании. Трутни становятся половозрелыми в возрасте старше 14 дней.
Из семьи-воспитательницы вынимают питомник с матками, размещенными в клеточках, и приносят в лабораторию. Трутней в хорошую погоду залавливают в садок в период их активного лета, с 12 до 16 ч. В нелетное время половозрелых трутней набирают непосредственно с крайних сотов гнезда. В лаборатории, если трутни не летали, дают им возможность облететься. Это позволяет им очиститься от фекалий, они легче выворачивают эндофаллос.
Перед началом отбора спермы у трутней готовят шприц. Физиологическим раствором (0,9%-ный NaCl) заполняют втулку шприца и ввинчивают наконечник до плотного примыкания к резиновой мембране. В наконечник втягивают небольшой пузырек воздуха, который отделяет жидкость от набираемой спермы. Чтобы вызвать выворачивание эндофаллоса и эякуляцию, трутней берут за голову и грудь с вентральной стороны пальцами левой руки. Часть брюшка, прилегающую к спине, раздражают или слегка сдавливают пальцами правой руки. Эта операция вызывает сокращение брюшных мышц и частичное, а иногда и полное выворачивание полового органа и эякуляцию трутня. Если произошло частичное выворачивание эндофаллоса (полового органа), брюшко трутня сжимают от передней части к задней, пока не появится сперма. При полном процессе выворачивания эндофаллоса сперва выделяется сперма кремового цвета, а затем белый мукус (рис. 6). [1]
Рис. 6. Отбор спермы у трутня
Трутня, совершившего эякуляцию, подносят к наконечнику шприца, поверхностью семенной жидкости касаются кончика капилляра, и по мере оттягивания поршня она входит в него. Следует избегать засасывания мукуса, так как он быстро свертывается и образует пробку, останавливая прохождение спермы. Когда подносят следующего трутня, из наконечника спускают капельку спермы предыдущего, чтобы она соединилась с новой порцией, и втягивают ее в шприц. Для заполнения наконечника необходимо отобрать сперму от 6—10 трутней. Ее отбор и наполнение шприца проводят под микроскопом при увеличении в 8 раз. Чтобы сперма в шприце не высыхала, столбик поднимают и набирают каплю физиологического раствора.
После набора спермы в шприц начинают готовить матку. Перед осеменением ее выпускают на окно, где она совершает облет и очищает кишечник от каловых масс. Затем матку заставляют войти в трубку такого же диаметра, как и маткодержатель, противоположный конец которого закрывают пальцем. Достигнув закрытого конца, матка пятится назад, и в это время к открытому концу трубки приставляют маткодержатель, в который она перемещается. Когда матка достигнет суженной части маткодержателя, из которого должны выступать три последних брюшных сегмента, ее фиксируют пробкой с поступающим углекислым газом. Ее задние ножки должны оставаться внутри. Затем матку укрепляют в блоке маткодержателя и анестезируют углекислым газом.
Из баллона углекислый
газ поступает в сосуд с
водой по резиновому шлангу через
редуктор. Это позволяет лучше
регулировать течение газа по воздушным
пузырькам. Из сосуда с водой углекислый
газ проникает в резиновый
шланг, на конец которого прикреплена
пробка, фиксирующая матку в
Рис. 7. Раскрытие камеры жала у матки
Как только матка успокоится, приступают к раскрытию камеры жала (рис. 7, 8, 9). Вместе с аппаратом ее размещают в поле зрения микроскопа при увеличении в 16 раз. В правую руку берут вспомогательный крючок и вводят его в конец брюшка матки. Легким движением раздвигают стернит матки и вентральным крючком отводят его влево. Вспомогательный крючок перекладывают в левую руку и при его помощи жальным крючком отводят жало вправо, открывая камеру. В центре жала находится преддверие влагалища. Капилляр наконечника направляют к отверстию влагалища и легкими движениями водят его вперед-назад, чтобы отвести клапан, препятствующий его прохождению в непарный яйцевод. Затем капилляр вводят на глубину 1,5 мм.
Рис. 8. Раскрытая камера жала матки
Если не дойдя до нужной
глубины начинает двигаться окружающая
ткань, значит, капилляр попал в один
из карманов преддверия влагалища, которые
расположены с обеих его
Рис. 9. Введение шприца со спермой в половые
органы матки
После осеменения всех маток питомник возвращает в семью-воспитательницу (рис. 9). При двукратном осеменении повторные манипуляции проводят через 24 ч. Матки высокого качества при трехкратном осеменении получают 4 мм3 спермы за один раз. По окончании последнего осеменения матку, находящуюся в неподвижном состоянии, метят, приклеивая к грудке шеллаком или клеем БФ-6 фольгу определенного цвета. На осеменение одной матки затрачивают в среднем 10 мин. [1]
Рис. 10. Содержание осемененных маток в
семье-воспитательнице
4. Заключение
Тема селекции в пчеловодстве интересна и познавательна – ведь пчелы требуют к себе иных подходов, и решений, чем привычные для нас животные.
Пчелиная семья – уникальный объект селекции, в котором невозможно вести отбор по мужской линии. Потому что трутни гаплоидны и копируют набор генов матки, от которой произошли.
Изучая материалы для курсовой работы, я познакомилась со способами разведения пчел, методами их разведения и контроля за полученными результатами. Болезни пчел имеют сильное влияние на отбор и подбор семей – какой сильной не была бы семья к племенным ее не причислят, потому что разного рода болезни влияют на качество и количество производимой продукции. Было интересно узнать о болезнях и их влиянии, но этот материал оказался лишним в данной работе.
Ранее я уже слышала об искусственном осеменении пчел и мне этот факт долго не давал покоя, но не было повода разобраться подробней. Теперь он появился, и информация оказалась очень интересной. Я рада, что этот метод до сих пор продолжает совершенствоваться, а значит, ценные матки подвергаются меньшей опасности погибнуть при осеменении.
Мне кажется, что развитие пчеловодства, улучшение качества пчел, отбор их, селекция имеют смысл для будущего. Во многих смыслах гораздо легче и приятней собирать большое количество меда с одной пасеки, чем такое же, но с нескольких. Хотя бы уже потому, что нужно транспортировать меньшее количество ульев при перевозе пасеки на другое место.
Пчелы очень интересные насекомые, приносящие много пользы человеку – участвуя в опылении с/х растений, производя различные продукты, которые используются нами не только в пищу (мед), но и в косметологии (воск, например, входит в состав помад), и в медицине (прополис, яд). Селекция же позволяет людям получить от пчел много больше, чем можно было бы получить, не занимаясь ею. Я считаю, что тема актуальна сейчас и еще долго таковой останется, если не навсегда.
5. Библиографический указатель использованной литературы
1. Билаш Г. Д., Кривцов Н. И. Селекция пчел. // М. : Агропромиздат, 1991
2. Интернет-журнал. Промышленная
технология переработки продуктов пчеловодства.
//http://www.lovelywedding.ru/
3. Кашковский В. Г. Технология ухода за пчелами. // Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984
4. Ковале А. М., Нуждин А. С., Иполтев В., Таранов Г. Ф. Учебник пчеловода. // М., «Колос», 1973.
5. Малков В. В. Племенная работа на пасеке. // М.: Россельхозиздат, 1985
6. Николаенко В. П. Племенная работа с пчелами. // Ростов н/Д.: Издательство БАРО-ПРЕСС, 2005
7. Третьяков Ю. Н. Построение
моделей особей медоносных пчёл и их информационных
связей жизнедеятельности. // http://beemodel.narod.ru/
8. Херольд Э., Вайс К. Новый курс пчеловодства. Основы теоретических и практических знаний. // М.: АСТ: Астрель, 2007